(54) ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Переключатель | 1982 |
|
SU1081792A1 |
Устройство для контроля и регистрации работы транспортных средств | 1983 |
|
SU1152010A1 |
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО АГРЕГАТА | 2005 |
|
RU2284014C1 |
Устройство для измерения расстояния между растениями и подсчета их количества | 1990 |
|
SU1810744A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЭЛЕКТРОННОГО КОММУТАТОРА СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1996 |
|
RU2105896C1 |
Электронные весы | 1986 |
|
SU1506293A1 |
Устройство для контроля каналов управления и сигнализации судовых энергетических установок | 1984 |
|
SU1177797A1 |
Устройство для измерения критической частоты слияния мельканий | 1987 |
|
SU1516088A1 |
Устройство для автоматического контроля предохранителей в блоках аппаратуры | 1983 |
|
SU1105958A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СУДЕЙСТВА СОРЕВНОВАНИЙ | 1990 |
|
RU2022597C1 |
1
Изофетение относится к коммутационной технике, в частности к переключателям с кнопочным управлением и с временной блокировкой их работы после поступления управляющих сигналов, и может быть использовано в контрольноизмерительной и специальной аппаратуре, работаклией в условиях дефипита времени и энергии.
Известен сенсорный переключатель, содержащий К1-ячеек, каждая из которых включает заторможенный автогенеpiaTop на транзисторе, выход которого соединен с входом триггера, первый выход которого соединен с выходом сенсорного переключателя, а входы сброса обьедиЕнены параллельно, при этом база транзистора заторможенного автогенератора соединена с вторым выходом триггера данной ячeйки iЗ.
Однако переключатель не имеет надежной обратной связи, а также в нем не предусмотрены блокировка его рабоТЫ от сигнала датчика технологического процесса и ручное выключение нескольких каналов одновременно.
Наиболее близким к предлагаемому я&ляется цифровой переключатель рода -работ, содержащий кнопки с самовозврвтом, первые и вторые RS-триггеры, световые индикаторы, формирователь импульсов сброса, инверторы, датчик, элемент И, нагрузку и другие элементы, при этом первые входы первых черви замыкакшгае кнопки управления соединены с общим проводом, вторые входы триггеров подключены к формирователю одиночного импутцэса сброса, выходы первых RS -триггеров подсоединены к световым индикаторам и черюз икверто-ры к первым входам вторых R.S - грвггеров, вгорые входы которых объединены и соединены с вькодом датчика технологического процесса, а выходы вторых KS -триггеров подключены к нагруэке 2 .
Переключатель позволяет вкточать основные режимы путем кратковременного нажатия оператором соответтствующей кнопки, при этом происходит световая индикация выбранного режима и одир канал включается, ни один из режимов не включается при сл чайном нажатии двух и более кнопок. При включении напряжения питания устройство автоматически устанавливается в начальный режим (Стоп), так как от формирователя импульсов сброса первые R5 -триггеры занимают исходное соетояние (на прямом выходе - сигнал ло-, гического нуля). При выполнении техно-логического процесса работа части канат лов переключателя блокируется от сигнала датчика.
Однако переключатель не позволяет Включать одновременно несколько каналов (режимов) путем нажатия одной, а также двух и более кнопок одновременно, отключать их индивидуально в произвольном порядке, в нем нет сигнализации о режиме простоя переключателя.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей переключателя
Поставленная цель достигается тем, что в переключатель, содержащий в каждом канале кнопку с самовозвратом и с тремя контактами, R В-триггер, световой индикатор, а также общие формирователь импульсов сброса, датчик сигналов, элемент И, инвертор и нагрузку, первый контакт каждой кнопки соединен с обшей шиной, второй контакт - с входом «Н -триггера, ввецены в кажцьгй канал Т-триггер, а также общие элемент ИЛИ, замыкающая кнопка с самовозвратом и блок индикации, при. этом третий контакт кнопки в каждом канале соединен с входом R RS-TpHrrepa,- прямой выход Я |-триггера (оединен со счетHbnvi входом Т- григгера, прямой выход Т-триггера соединен со световым индикатором и нагрузкой, а вход D - со своим инверсйым выходом в соответствующим входом элемента И, выход элемента И соединен с блоком индикации и нагрузкой, входь I всех Т- риггеров соединены между собой и с выходом элемента ИЛИ, первый вход элемента ИЛИ соединен с форктрователем импульсов сброса, второй вход через замыкающую кнопку с самовозвратрм соединен с общей шиной, а датчик ситаалов соединен через инвертор с третьим ЕКОДОМ элемента ИЛИ и свободным входом элемента И
Такое соединение | з-1 риггеров и элемента ИЛИ со счетным входом и входами сброса канальных Т-триггеров и введение блока индикации, которые соединены с выходом элемента И, входы которого подключены к инверсным выходам RS -триггеров и через инвертор к датчику, позволяет сигнализировать оператору о режимах работы переключателя,
блокировать работу Т-триггеров переключателя от сигнала датчика, приводить Т-триггеры в исходное состояние от сиг нала формирователя импуттьсоВ сброса и при нажатии замыкакнцей кнопки с самоВозвратом, включать один, а также два и более каналов одновременно путем первого кратковременного нажатия кнопок в каналах, проводить индивидуальное и групповое отключение каналов путем повторного нажатия кнопок в каналах
(или путем нажатия кнопки с самовозвратом). ,
На чертеже представлена схема предлагаемого устройства.
Преключ ателье одержит о иную шину 1, первые контакты 2иЗссамовозвратом, вторые контакты 4 и 5, третьи контакты 6 и 7, RS-триггеры 8 и 9, Т-триггеры 10 и 11, элемент ИЛИ 12, формирователь 13 импульсов сброса, замыкающую кнопку 14 с самовозвратом, датчик 15 сигналов, инвертор 16, элемент И 17, канальные световые индикаторы 16 и 19, блок 2О индикации и нагрузку 21.
Рассмотрим работу переключателя на
примере ручного учета оператором видов простоев транспортного средства.
При подаче питающего напряжения в устройство срабатывает формирователь 13 импульсог сфоса. Сигнал логического О с выхода формирователя 13 импульсов сброса, минуя элемент ИЛИ 12, поступает на сфосовые входы Т-триггеров 1О и 11, переводя последние в состояние логического О, при этом на их инверсных выходах устанавливаются сигналы логической 1, индикаторы 18 и 19 выключены.
При стоянке транспортного средства
на выходе датчика 15 сигналов - сигнал логического О, а на первом входе элемента И 17 и на третьем входе элемента ИЛИ 12 - разрешающий потенциал логической 1 (с выхода инвертора
16). На выходе элемента И 17 устанавливается сигнал логической , так как на его третьем и втором входах сигналы логической 1 с выходов Т-триг510геров 10 и 11, и поэтому срабатывает блок 20 индикации и в нагрузку 21 поступает -сигнал о простое транспортного средства по неизвестной причине, так как кнопки видов простоев переключателя не были нажаты. Оператор реагирует на сигналы блока 20 индикахгаи светового индикатора 19, классифицирует вид простоя объекта, и нажимает кратковременно на первый контакт 2 с самовозвратом (вводя информацию, например, о первой причине простоя). При этом обшая шина 1 с потенциалом логического соединения через контакт 6 с вторым входом Рч5-триггера 8, на выходе которого на время нажатия на контакт 2 устанавливается потенциал логической 1, от положительного фронта . которого срабатывает Т-триггер 10, на прямом выходе последнего устанавливается сигнал логической 1, при этом светится индикатор 18, в нагрузку поступает сигнал о простое транспортного средства по первой причине, на третий вход элемента И 17 поступает запрещаю ший сигнал логического О с инверсного выхода Т-триггера 10 и поэтому световой индикатор 19 и блок 2О индикации прекращают функционировать, в нагрузку 21 не поступает сигнал о простое объекта по неизвестной причине. После окончания простоя по первой причине оператор повторно нажимает на подвижный контакт 2, вновь срабатывает RS-триггер 8 и сигнал логической 1 с его выхода поступает снова на счетный вход Т-триггера 1О, переводя теперь его в состояние логического О при этом срабатывает блок 20 индикации I и.в нагрузку 21поступает сигнал о просто объекта по неизвестной причине. Аналогичным образом переключатель работает и по второму каналу. . Если оператором были включены оба канала (в нагрузку.21 введена инфЬрмация о простое по двум причинам), то при необсодимости их одновременного выкл1о чения, чтобы сократить число рабочих движений, оператор нажимает замыкак щую кнопку 14 с самовозвратом, при этом потенциал логического О, минуя элемент ИЛИ 12, Т-триггеры Ю и 11 приводятся в состояние логического О Если объект после окончания простоя начинает двигаться, а канал или каналы переключателя до этого были включены, то Т-триггеры 10 и 11 приводят72ся в исходное состояние от сигнала логического О, поступающего с выхода инвертора 16, и блокируются на время движения TpaiicnopTHoro средства (на выходе датчика 15 при этом сигнал логической 1). На первом входе элемента И 17 устанавливается запрещаю щий сигнал логического О с выхода инвертора 16, поэтому не рабсгта ат блок 20 индикации. Устройство позволяет расширить функции перключателя, обеспечить надежную обратную связь оператору при работе с переключателем, облегчить его труд. Формула изобретения Переключатель, содержащий в кажДо канале кнопку с тремя контактами, R«i-триггер, .световой индикатор, а также о&цне формирователь импульс-)В сброса, датчик сигналов, элемент И, инвертбр и нагрузку, первый контакт i каждой кнопки соединен с общей шиной, второй контакт - с входом S RS -триггера, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных воэможностей, введены в -каждый канал Т-триггер,. а также общие элемент ИЛИ, замыкающая кнопка с самовозвратом и блок индикации, при этом- третий контакт кнопки в каждом канале соединен с входом R RS-триггер а, прямой выхоа триггера соединен со счетным входом Т-триггера, прямой выход Т-триггера соединен со световым индикатором и нагрузкой, а вход - со своим инверсным выходом и соответствующим входом эле- выход элемента И соединен с блоком индикации и нагрузкой, входы всех Т-триггеров соединены между собой и с выходом элемента ИЛИ, первый вход элемента ИЛИ соединен с форми рователем импульсов сброса, второй вход через замыкающую кнопку с самовоз& ратом соединен с общей щиной, а датчик сигналов соединен через инвертор с третьим входом элемента ИЛИ и свободнь1м входом элемента И. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 746925, кл. И 03 К 17/ОО, 198О. 2.Болдатов А. Цифровой переключатель рода работ.- Радио, 1981, № 7-8,с. 54-55 (прототип).
LL
Авторы
Даты
1983-02-28—Публикация
1981-10-23—Подача