(54) ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тяжелонагруженных ответственных передачах.
Известна планетарная передача, сояеруащая двухвенцовые косозубые колеса с противоположным наклоном зубьев, образующих два параллельных планетарных ряда, плавающую солнечную шестерню. Распределение нагрузки по планетарным колесам в пределах одного ряда достигается радиальным смещением венцов солнечной шестерни, а между планетарными рядами - ее осевым смещением LllПоскольку солнечная шестерня компенсирует неравномерность нагружения в пределах каждого планетарного ряда и между последними, неизмежны перекосы в зацеплениях,снижакхцие нагрузочную способность передачи. Выравнивающее действие подвески обеспечивается лишь при косозубых колесах.
Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является планетарная передача, содержащая корпус, входной, выходной и промежуточные валы, разрезные зубчатые
колеса, образующие параллельнгле планетарные ряды с odiuuM водилом, солнечные колеса которых установлены на промежуточных валах, один из которых расположен внутри другого, и устройство для выравнивания нагрузки по параллельным рядам. Все зацепления косозубые. Солнечные колеса соединены друг с другом
10 при помощи муфт с косозубым зацеплением f 2.
Наличие сил трения снижает надежность выравнивания нагрузки между параллельными рядами.
15
Цель изобретения - повышение -надежности передачи.
Поставленная цель достигается тем, что в планетарной передаче, содержащей корпус, входной, выход20ной и промежуточные валы, разрезные зубчатые колеса, образующие параллельные планетарные ряды с общим водилом, солнечные колеса которых установлены на промежуточных валах,один
25 из которых расположен внутри другого, и устройство для выравнивания нагрузки по параллельным рядам, последнее выполнено Р виде взаимоSQ действующей с входным валом втулки
и трех осей, установленных в последней парсшлельно входному валу и расположенных попарно, равномерно по окружности трех пар, соединительных зубчатых колес, размещенных на осях, смещенных в осевом направлении одно относительно другого и зацепляющихся попарно между собрй, образуя два параллельных ряда, и двух зубчатых колес, расположенных на концах промежуточных валов и зацепляющихся с соединительными колесами соответствующего параллельного ряда, а наружный промежуточный вал установлен на внутреннем валу и последний - в водила и втулке на упругих подшипниках, а втулка установлена на двух опорах качения соответственно в корпусе и в водиле.
На фиг. 1 представлена предлагаемая планетарная передача; на фиг.2 разрез А-А на фиг. 1.
Планетарная передача содержит корпус 1, входной (не показан), выходной 2 и два промежуточных вала: наружный 3 и внутренний 4. На концах последних расположены солнечные шестерни 5 и 6, зацепляющиеся с разрезными зубчатыми колесами 7 и 8, образуя два параллельных планетарных ряда. Планетарные колеса 7 и 8 установлены на осях 9 в общем водиле 10,выполненным заодно целое с выходным валом 2, и взаимодействуют с центральными колесами 11 и 12 с внутренними зубьями, закрепленными в корпусе 1. Для ограничения деформации изгиба осей 9 в водиле 10 предусмотрена промежуточная опора 13.Водило 10 установлено в корпусе 1 на опорах 14 и 15.
Устройство для выравнивания нагрузки между планетарными рядами содержит установленную на шлицах на входном валу втулку 16, выполненную в виде двух щек 17 и 18, соединенных перемычками 19 (фиг. 2) Во втулке 16 параллельно входному и выходному валам установлены три оси 20, на которых размещены три пары соединительных зубчатых колес 21 и 22, смещенных одно относительно другого в осевом направлении и зацепляющихся попарно между собой.
На концах промежуточных валов 3 и 4 выполнены зубчатые колеса 23 и 24, зацепляющиеся соответственно с соединительными зубчатыми колесами 21 и 22, Втулка 16 установлена на опорах 25 и 26 качения, размещенных соответственно в корпусе 1 и водиле 10. Наружный промежуточный вал 3 установлен на внутреннем валу 4, а последний - в водиле 10 и втулке 16 на упругих подшипниках 27,28,29 и 30 соответственно.
Передача работает с;:едующкм образом.
Вращение с входного вала передается на втулку 16 и далее через соединительные зубчатые колеса 21 тл 22 на промежуточные валы- 3 и 4 и солнечные шестерни 5 и 6,по неподвижным центральнЕлм колесам 11 и 12,водилу 10 и выходному валу 2.
Выравнивание нагрузки по планетар0 ным колесам внутри Кс1ждого планетарного ряда достигается радиальным смещением солнечных шестерен 5 и 6, а выравнивание нагрузки между планетарными рядами обеспечивается за5 цеплением зубчатых колес 23-24,22-24 равновесие которых возможно только при равенстве усилий в зацеплениях. Таким Образом, предлагаемая планетарная передача имеет надежное устройство для выравнивания нагрузг ки по планетарным колесам в окружном и осевом направлениях с прямозубыми зубчатыми колесами.
Формула изобретения
Планетарная передача, содержащая корпус, входной, выходной и промежуточные валы, разрезные зубчатые колеса, образующие параллельные планетарные ряды с общим водилом, солнечные колеса которых установлены на
0 промежуточных валах, один из которых расположен внутри другого, и устройство для выравнивания нагрузки по параллельным рядам, отличающаяся тем, что, с целью
5() повышения надежности передачи, устройство для выравнивания нагрузки выполнено в виде взаимодействующей с входнЕлм валом втулкой и трех осей установленных в последней парал0 лельно входному валу и расположенных попарно, равномерно по окружности, трех пар. соединительных зубчатых колес, размещенных на ocяx смещенных в осевом направлении одно относительно другого и зацепляющихся попарно меж,цу собой, образуя два параллельных ряда, и двух зубчатых колес, расположенных на концах промежуточных валов и зацепляющихся с соединительными колесами
0 соответствующего параллельного ряда, а наружный промежуточный вал установлен на внутреннем валу и последний - в водиле и втулке на упругих подшипниках, а втулка установлена
5 на двух опорах качения соответстВ енно в корпусе и в водиле.
Источники информации, принятые во внимание при зкспертизе
0 № 2618882, кл. F 16 Н 1/46, 1972.
Авторы
Даты
1983-03-07—Публикация
1979-08-23—Подача