(5) УСТРОЙСТВО ИВЛИЕ8А ДЛЯ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОАГРЕГАТА ОТ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ Изобретение относится к устройствам защиты электроагрегатов и проводок в электрических системах постоян ного пульсирующего тока с использованием корпуса транспортного средства в качестве минусового провода. По основному авт. св. fr 97053 известно устройство, содержащее основной предохранитель и коммутирующие элементы (тиристоры), включенные в питающую цепь электроагрегата, . вспомогательный предохранитель, устав ка срабатывания которого, по крайней мере, на порядок меньше уставки срабатывания основного предохранителя, развязывающий диод, включенный между корпусом электроагрегата и минусовой миной, и пусковой выключател вспомогательный тиристор с катодным управляющим электродом, при этом ком мутирующий элемент выполнен на двух тиристорах, управляющие электроды ко торых соединены с катодом вспомогательного тиристора, с анодным управляющим электродом, анод которого соединен с положительным полюсом источника питания через замыкающий контакт пускового выключателя, а его управляющий электрод подключен через резистор и другой замыкающий контакт этого же пускового выключателя к точке соединения вспомогательного предохранителя и развязывающего диода. Кроме того, в устройстве имеется второй вспомогательный тиристор с катодным управляющим электродом, подключенный анодом к управляющему, а катодом к катоду коммутирующего тиристора, и управляющим электродом к управляющему электроду первого вспомогательного тиристора с анодным управляющим электродом. Кроме того, ,. в цепь сигнализации элемента введен тиристор, анод которого соединен с элементом, катод - с нулем генератора, а управляющий электрод - с цепью металлизации электроагрегата, через резистор. Такое схемное решение обеспечивает применение устройства Ивлиева защиты электроагрегата от КЗ в электрических системах переменного тока с автоматической выдаче информации о пробое изоляции защищае мого электроагрегата 11Однако такое устройство, защищая в автоматическом режиме электроагрегат от короткого замыкания при горящем контакте и выдавая оператору автоматически информацию о пробое электроизоляции электроагрегата (о его аварийном режиме работы), не обе печивает автоматической задержки вре мени отключения электроагрегата, что в ряде случаев может привести к осложнениям,, когда необходимо строго п времени обеспечить аварийный режим работы электроагрегата, для обеспечения функциональной перекладки на дублирующий электроагрегат. Цель изобретения - повышение надежности устройства путем автомати.ческого ограничения времени аварийно го режима работы электроагрегата. Указанная цель достигается тем, Что в устройство дополнительно в управляющую цепь основных коммутирующи тиристоров между их управляющими электродами и резистором в этой цепи введен элемент задержки, соединенный с источником питания. На чертеже представлена структурная схема предлагаемого устройства. Устройство Ивлиева для защиты электроагрегата от короткого замыкания содержит защищаемый электроагрегат 1, состоящий из металлизированного корпуса 2, электроизоляции 3, изолирующей корпус 2 от токоведущей части агрегата 4, электроизоляции 5, изолирующей корпус 2 от нуля гене ратора 6. Токоведущая часть электроагрегата соединена с питающей шиной 7 через основной элемент защиты, например предохранитель 8. С нулем генератора токоведущая часть агрегата k соединена цепью 9, в которой установлены коммутирующие тиристоры 10 и 11. Тиристор 10 установлен в цепи 9 таки образом, что его анод соединен с токоведущей частью агрегата , а катод - с нулем 6 генератора. Лнод тиристора 11 соединен с катодом, катод с анодом, а управляющий электрод с управляющим электродом тиристора 10. 1 Цепь металлизации 12 электроагрегата 1 содержит элемент защиты - вспомогательный предохранитель 13, уставка срабатывания которого по крайней мере на порядок меньше уставки срабатывания средства защ14ты 8, и диод 14, катод которого соединен с предохранителем 13, анод с металлизированным корпусом 2 электроагрегата 1. Управляющий электрод тиристора 10 соединен цепью 15 через тиристор 16 с анодным управляющим электродом, резистор 17, пусковой выключатель 18 и выпрямитель 19 с токоведущей частью 4 электроагрегата 1. Положительный вывод выпрямителя 19 соединен с токоведущей частью электроагрегата 1 либо с дополнительным источником переменного напряжения. Катод тиристора 1б соединен с управляющим электродом тиристора 10. Управляющий электрод тиристора 16 соединен через сопротивление 20,, и пусковой выключатель 18 подключен к точке между катодом диода 1 и средством защиты 13- Между катодом вспомогательного тиристора 16 с анодным управляющим электродом и катодом основного коммутирующего тиристора 10 включен второй вспомогательный тиристор 21, катод которого соединен с катодом тиристора 10 и нулем генератора, а управляющий электрод с управляющим электродом тиристора 16. В управляющей цепи тиристоров .1€ и 11 между их управляющими электродами и резистором 17 установлен элемент задержки 22. В случае нормального режима работы электроагрегата оператор включает пусковой ( сдвоенный) выключатель 18, которым соединен анодный управляющий электрод тиристора 1б через сопротивление 20 и средство защиты 13 с нулем генератора 6. В этом случае тиристор 16 открыт и положительное напряжение попадает через двух полупериодный выпрямитель 19, выключатель 18, резистор 17 и сам тиристор 16 на управляющие катодные электроды коммутирующих тиристоров 10 и 11. Тиристоры 10 и 11 будут открыты и электроагрегат встанет под нагрузку. . В случае возникновения К при горящем контакте средство защиты 8 в питающей цепи электроагрегата 1 не; сработает, так как ток КЗ составит 1,2 - 1,3 тока номинального. Такая ситуация КЗ характеризуется замыканием токоведущей части электро агрегата Ц на металлизированный корпус 2. Ток, выйдя через точку КЗ в цепь металлизации 12, пройдя через диод. 1 и средство защиты 13, попадает на нуль генератора.6 ( шину), расплавя средство защиты 13, так как уставка его срабатывания не более 0,1 номинального тока электроагрегата. В данной ситуации тиристор 16 ока жется под напряжением управления для запирания, так как электрод окажется изолированным от отрицательного напряжения С шины ) нуля генератора 6 и окажется соединенным с шиной 7 через КЗ, диод Т цепью 12. Тиристор 16 окажется запертым и отсечет управ ляющие электроды тиристоров 1П и 11 от пульсирующего плюсового напряжения. При этом дополнительно отпирается второй вспомогательный тиристор 21, шунтируя управляющий переход основных коммутирующих тиристоров 10 и 11. Тиристоры 10 и 11 окажутся запертыми и ток не потечет в цепях электроагрегата. Однако элемент задержки 22 подает плюс на электроды тиристоров 10 и 11 на некоторое заданное время и разорвет цепь - резистор 17, тиристор 21, так что дополнительное отпи рание тиристора 21 не окажет шунтирующего действия на управляющий переход основных коммутирующих тиристоров 10 и 11 на время задержки. Таким образом, злектроагрегат будет работать в автоматическом режиме потребное время. После отработки устройства задержки плюс с управляющих электродов тиристоров 10 и 11 исчезнет, цепь - резистор 17, тиристор 21 восстановится и дополнительно отпер1тый тиристор 21 зашунтирует управляющие переходы тиристоров 10 и 11. Тиристоры 10 и 11 окажутся запертыми и ток потечет по цепям электроагрегата. Одновременно с событием КЗ плюс с токоведущей части 4 агрегата 1 через точку КЗ, цепь 12, диод 1 резистор 23 попадет на управляющий электрод тиристора 2k, открыв последний. Ток по цепи 25 потечеТ через табло 26 и открытый Тиристор 2 на массу 6. Табло встанет под нагрузку, выдав оператору информацию о пробое электроизоляции агрегата. Наличие в устройстве Ивлиева до-, полнительного элемента задержки автоматического отключения, соединенного с управляющим электродом основных коммутирующих тиристоров, источником питания, соединенных в устройство описанной последовательностью позволяет расширить функциональные возможности устройства и широко использовать его во многих отраслях народного хозяйства. Формула изобретения Устройство для защиты электроагрегата от короткого замыкания по авт.св. N 97053, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности устройства путем автоматического ограничения времени аварийного режима работы элёктроагрегата, дополнительно в управляющую цепь основных коммутирующих тиристоров между их управляющими электродами и резистором в этой цеЛи введен элемент задержки, соединенный с источником питания. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР 97053, кл. Н 02 Н 3/tA, 1980.
Авторы
Даты
1983-03-15—Публикация
1981-11-26—Подача