Моментомер ротора буровой установки Советский патент 1983 года по МПК E21B45/00 

Описание патента на изобретение SU1021770A1

Изобретение относится к контрольно-измерительной технике, а именно к измерению крутящего момента, развиваемого ротором буровой установки в процессе бурения, и может быть исполь зовано, например, в нефтедобывающей промышленности. Известно устройство для измерения крутящего момента, которое содержит две компрессионных ячейки нагрузки, устанавливаемых между ротором и надроторной рамой в вертикальных плоскостях, гидравлические линии связи, сумматор, вторичные приборы. Между ротором и подроторным основанием установлены в горизонтальной плоскости подшипники, на которые опирается ротор т. Недостаток известного устройства наличие дополнительной рамы, что делает в целом конструкцию громоздкой, кроме того, в зимних .условиях глинис тый раствор, а также вода, используемая в процессе спуско-подъемных one раций, попадая между ротором, подроторной рамой и основанием буровой установки замерзает, следовательно, практичес.ки полностью иск/иочается пе редача усилия от крутящего момента н компрессионные ячейки, т.е. работоспособность известного устройства из-за смерзания подроторной рамы и потерей ею подвижности чрезв(ычайно низкая при обледенении оборудования. Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство для измерения крутящего момента полого вала, состоящее из торсиона, сочлененного через разъемное шлицевое со единение с концом полого вала, втулки, подшипников, звездочки, фланцев, зубчатых венцов и бесконтактных датчиков импульсов. Крутящий момент, воспринимаемый торсионом (штангой), поворачивает ко нец торсиона совместно с элементом привода и вызывает пропорциональное рассогласование между зубьями венцов по величине которого судят о крутящем моменте 2. Однако практические испытания тор сионного устройства вскрыли недостаточную надежность работы на буровой установке из-за его ограниченного за паса прочности. Привод ротора со зна чительным запасом мощности и бурильный инструмент с большим приведенным моментом инерции, работающих при бол ших моментах сопротивления, создают тяжелые условия работы для торсиона, Торсион совместно с полым валом ротора буровой установки подвергается значительным знакопеременным нагрузкам как в процессе бурения, так и а переходных режимах в момент пуска и остановки, В таких условиях торсионы, как измерительные элементы, быстро теряют свои упругие свойства, и развивающиеся микротрещины преждевременно выводят моментомер из строя. Кроме того, торсионный моментомер имеет большую жесткость, а следовательно, малые информативные углы закручивания, что затрудняет бесконтактный съем информации. Применить торсион с большей чувствительностью за счет увеличения его длины не представляется возможным из-за ограниченных размеров рабочих валов, которые как правило стараются выполнить как можно короче и компактнее о Кроме указанного при увеличении длины торсиона происходит потеря его устойчивости, что приводит к дополнительным изгибающим и растягивающим усилиямj резко ухудшающим его работоспособность. Таким образом, имеется принципиальная трудность изготовления торсиона необходимой чувствительности/ и запаса прочности из-за противоречивых требований. Недостатком устройства также является нетехнологичность изготовления торсиона большого поперечного и линейного размеров со сплошным рабочим телом. Неоднородность структуры материала , локальные нарушения в толще металла, сложность термообработки массивного торсиона значительно затрудня-. ют изготовлениеТорсиона, способного длительно и надежно работать при крутящих моментах более 3000 кГм. Сущест; вующие роторы практически невозможнй оснастить торсионаии, так как для этого г отребовался бы дорогостоящий демонтаж валов роторов и их переделка Целью изобретения является повы- ; ение чувствительности, надежности работы и уменьшение габаритов моментомера, Поставленная цель достигается тем, что моиентомер ротора -буровой установки, содержащий ведомый стакан, закрепленный на валу ротора, зубчатое колесо, ступица которого посредством подшипников связана с ведсжым стаканом, датчики импульсов, связанные через индуктивные преобразователи с блоком измерения, чувствительный элемент . снабжен тремя кольцами, одно из которых ведущее и жестко связано со ст пицей зубчатогр колеса, а другое ведомое установлено внутри ведущего кольца и жестко соединено с ведомым стаканом, при этом чувствительный элемент выполнен в виде упругих стер ней, расположенных вдоль оси вала ротора,-причем стержни с одной связаны с третьим кольцом, ас ДРУГОЙ - одна их часть соединена с ведомым кольцом, а другая - с ведущим. .На наружной поверхности ведомого стакана и внутренней поверхности сту пицы между подшипниками установленыс зазором относительно друг друга кулачки, которыми встроены амо тизаторы. На фиг . 1 показан моментомер ротора буровой установки, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на-фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. t. i Моментомер ротора буровой установки содержит ведомый стакан 1, который насажен на вал 2 ротора 3 и закреплен посредством шпонки 4 и болта 5. На ведомом стакане 1 на подшипниках смонтировано зубчатое колесо 6. На внутренней поверхности ступицы 7 зубчатого колеса 6 и на н ружной поверхности ведомого стакана 1 , соответственно, расположены с зазором относительно друг друга кулачки 8 и 9, между которые смонтированы амортизаторы 10, выполненные например, из резины. На валу 2 рото ра 3 жестко закреплен датчик 11 импульсйв, а на торце ступицы 7 со стороны .ротора смонтирован датчик 12 импульсов. Датчики 11 и 12 и пульсов выполнены например, в виде стальных звездочек, которые через преобразователи 13 и Н соединены с блоком 15 измерения. Ступица 7 и ве домый стакан 1 посредством шлицов 1 ;и 17 соединены с ведущим и ведомым кольцами 1В и 19, которые посредство упругих стержней 2Q и 21, например, прямоугольного сечения, расположенных вдоль о(и вращения вала 2 и параллельно друг друга своими противо положными концами соединены с общим кольцом 22, Элементы 18-22 закрыты крышкой 23. В случае необходимости, когда, например, буровая установка оснащена индивидуальным приводом ротора, передача вращения на вал 2 ротора .3 ожет быть осуществлена карданом 2, оторый соединяется со ступицей 7 ерез крышку 23 посредством консолього вала 25. Моментомер ротора буровой установи работает следующим образом, В процессе работы буровой установки развиваемый крутящий момент на зубт чатом колесе 6 аналогично при карданном приводе момент на ступицу 7 передается карданом 2k через крышку 23 передается на его ступицу 7, которая, поворачиваясь в подшипниках, через торцовые шлицы 16 и 1.7 и ведущее 18, ведомое 19 и общее 22 коль кольца нагружает изгибащим моментом упругие стержни 20 и 21, которые передают момент через ведомый стакан 1 и шпоииу 4 на вал 2 ротора 3. Под действием изгибающего момента упругие стержни 20 и 2Гсинхронно изгибаются в пределах своей упругой деформации, в результате чего ступица 7, а следовательно, связанный с нею датчик 12 импульсов смещаются от носительно датчика 11 импульсов, аа крепленного на валу 2 ротора 3. В результате смещения датчиков 11 и 12 импульсов относительно друг друга пропорционально происходит и сдвиг фаз импульсов, индуцируемых в индуктивных преснбразрвателях ТЗ и 14, которые поступают в блок 15 измерения, где преобразуются в численное значение крутящего момента на роторе 3. В результате упругого изгиб стержней -20 и 21 их концы перемещаются как в плоскости вращения, так и вдоль оси вращения вала 2„ i Общее кольцо 22, соединяющее концы стержней 20 и 21, обеспечивает пере:дачу момента от ступицы 7 на вал 2 и в то же время обеспечивает беспрепят- . ственное (свободное) перемещение концов стержней 20 и 21, что исключает возникновение сил трения, влиящих на стабильность и точность работы. i Для обеспечения синхронного и Травного перемещения концов с-Г ержнёй 20 и 21 как в плоскости вращения вала, так и вдоль его оси, стержни 20 и 21 выполнены с идентичными упругими ха- . рактеристиками, что исключает появление дополнительных и нежелательных растягивающих и сжимающих усилий, ;обеспечивая работу стержней 20 и 21 на изгиб. 10 В настоящее время отсутствуют о меитомеры и в основном из-за неудачного выбора упругого элемента, по де формации которого судят о величине крутящего момента, оценку действующего момента осуществляют на глазок по интуиции, по загрузке буровдго двигателя. Отсутствие достоверной информации о моменте часто приводит к полом ке бурового инструмента, что составляет 30 от общего числа аварий. Кро ме того, из-за боязни передержки долота на забое (что чревато потерей его шарошек.долота как правило на не отрабатывают своего ресурса, что увеличивает на 10-20 расход долот на одну скважину Более того, это вызывает значительное увеличение утомительных и малопроизводительных спуско-подъемных операций, что при 0 больших глубинах увеличивает продолжительность бу{зения. Наличие иомен- томера позволит своевременно обкару живать предаварийные ситуации, связанные с осложнениями ствола скважины, предотвратить полрмки инструмента и полнее отрабатывать долота, и, следовательно, сократить число спуско-подъемных операций и энерго- ; затраты, связанные с ними. Экономический эффект от внедрения предлагаемого изобретения в составе автоматизированной системы бурения может быть получен .за счет оперативного определения полной отработки элементов долота и предупреждения их поломок, что дает экономию долот, снижает количество спуско-подъемных операций, увеличивает рейсовую скорость проходки.

.

Фш.г

Похожие патенты SU1021770A1

название год авторы номер документа
Роторный моментомер 1982
  • Райхерт Людвиг Адольфович
  • Поташников Владимир Данилович
  • Хазаржан Корюн Иосифович
  • Посаженников Владимир Павлович
SU1046488A1
Роторный моментомер 1986
  • Скляров Николай Дмитриевич
  • Сипунов Юрий Иванович
SU1446497A1
Роторный моментомер 1983
  • Шавин Анатолий Александрович
  • Оловянишников Владимир Федорович
  • Головин Александр Александрович
  • Воловац Моисей Григорьевич
  • Молойчино Борис Александрович
SU1105623A1
Винтовой забойный двигатель 2002
  • Шаманов С.А.
  • Стрельцов Н.А.
  • Гончаров А.Н.
RU2224078C2
Мотор-колесо 2023
  • Мохов Павел Игоревич
  • Мохов Леонид Павлович
  • Лихачёв Дмитрий Сергеевич
RU2816724C1
КОНЕЧНАЯ ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2009
  • Амельченко Петр Адамович
  • Дубовик Дмитрий Александрович
  • Емельянович Игорь Вячеславович
  • Подкидыш Федор Григорьевич
  • Стасилевич Андрей Григорьевич
RU2392519C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА, СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ВАЛА И МОЩНОСТИ НА ВАЛУ 2015
  • Халюткин Владимир Алексеевич
  • Алексеенко Виталий Алексеевич
  • Ульянов Алексей Петрович
  • Красов Павел Сергеевич
RU2585482C1
МАШИНА ДЛЯ ДОБЫЧИ ЛАКРИЧНОГО СЫРЬЯ 1999
  • Галда А.В.
  • Салдаев А.М.
RU2163431C1
Роторный моментомер 1985
  • Айзуппе Эльмир Аполосович
  • Сечкин Владимир Гаврилович
  • Вальдман Исаак Яковлевич
  • Молойчино Борис Александрович
  • Головин Александр Александрович
  • Родштейн Георгий Георгиевич
SU1298358A1
КОЛЕБАТЕЛЬНЫЙ ПУЛЬСАТОР С ИНЕРЦИОННЫМ ПРИВОДОМ, ПРИВОДИМЫМ В ДЕЙСТВИЕ БУРОВЫМ РАСТВОРОМ 2011
  • Ситка Марк Энтони
  • Шеррилл Кристофер
  • Уинслоу Дэниэл
RU2560140C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 021 770 A1

Реферат патента 1983 года Моментомер ротора буровой установки

t. MQMEHTOMEP РОТОРА БУРЕЙ ВОЙ УСТАНОВКИ, содержащий ведомый стакан, закрепленный на валу ротора, зубчатое колесо, ступица которого посредством подшипников связана с ведошм стаканом, датчики импульсов, связанные-через индуктивные преоб- разователи с блоком измерения чувстт . вительный элемент, от ли ч а rout и и с я тем что, с целью повышения чувствительности, уменьшения габаритов, он снабжен тремя кольцами, одно из которых вед)ацее и жестко связано со ступицей зубчатого колеса, а другое - ведомое установлено внутри ведущего кольца и жестко соединено с ведомым стаканом, при этом чувствительный элет«ент выполнен в виде упругих стержней, расположённых вдоль оси вала ротора, причем стержни с одной стороны связаны с третьим кольцом, а с другой - одна их часть соединена с ведомым кольцом, а другая - с ведущим. 2, Мс 1ёнтомер по п. 1, о т л и чающийся тем, что, с целью повьвиёния надежности его работы, на наружной поверхности ведомого стакана и внутренней поверхности ступицы между подшипниками установленыс зазором относительно один другого кулачки, между которыми встроены амортизаторы. к ч|

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1021770A1

t
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

SU 1 021 770 A1

Авторы

Кузнецов Григорий Михайлович

Рабин Иосиф Ицхокович

Соколов Борис Георгиевич

Карпов Владимир Дмитриевич

Погарский Алексей Александрович

Даты

1983-06-07Публикация

1981-08-21Подача