О
со
00 со
О)
9 Изобретение относится к тренажерам операторов систем управления. Известен тренажер операторов систем управления, содержащий пульт обучаемого, соединенный с блоком уп равления, подключенным к лс гическо му блоку, блоку регистрации выполне ния задания, блоку генерации импуль сов и блоку задания длительности сигнала, связанному с пультом обуча мого, блоком управления, блоком генерации импульсов и блоком регист рации выполнения задания ij . Недостаток известного тренаж.ера невысокая эффективность тренажа. Цель изобретения - повышение эффективности тренажа. Поставленная цель достигается тем, что тренажер операторов систем управления, содержащий пульт обучае мого, соединенный с блоком управлеНИН, подключенным к логическому бло ку, блоку регистрации выполнения за дания, блоку генерации импульсов и блоку задания длительности сигнала, связанному с пультом обучаемого, блоком управления, блоком Генерации импульсов и блоком регистрации выполнения задания, имеет блок зада-ния интервалов длительности импульсов , включающий в себя генератор импульсов, триггер, элемент И, элемент ИЛИ, и делитель импульсов, при этом выход генератора импульсов соединен с первым входс л элемента И второй вход которого соединен с выходом триггера, выход элемента И соединен с входом делителя импульсов , выход которого подключен к первому входу элемента ИЛИ и первому входу триггера, второй вход кото рого подключен к синхрювыходу пульт обу чаемого и второму входу элемента ИЛИ, соединенного выходом с управл щим входом блока генерации импульсов и синхровходом блока управления На чертеже изображена функциональная схема тренажера. Тренажер операторов систем управ Ленин содержит пульт 1 .обучаемого, связанный первым входом блока 2 задания интервалов длительности импульсов, а вторым выходом - с вторым входом блока 3 управления и первыми входами блока 4 задания дли тельности сигнала и блока 5 регистрации выполнения задания, блок 6 генерации импульсов, первый вход которого соединен с выходом блока 2 задания интервалов, соединенным так ,же с первым входом блока 3 управления, и логический блок 7, выход которого подключен к третьему входу блока 3 управления, к второму входу блока .6 и к пятому входу блока 4 задания длительности сигналов, трютий и четвертый входы- которого соединены с выходами блока 2 управления, связанного с пультом 1 обучаемого, второй вход - с блоком б, первый выход - с вторым входом блока 5 регистрации и с дервым входом логического бло1{а 7, а второй выход - с вторцм входом логического блокд 7. . Пульт 1 обучаемого имеет кнопку 8 Пуск, кнопку 9 Ответ, индикатор 10Sзвучания первого,сигнала пары, индикатор 11 звучания второго сигнала этой же пары и звуковой раздражитель 12. Блок 2 заданияинтервалов длительности импульсов содержит триггер 13, генератор 14 импульсов, элемент .И 15, делитель 16 импульсов с изменяемым коэффициентом деления и элемент ИЛИ 17. Блок 3 управления состоит из триггера 18 и триггера 19. Блок 4 задания длительности сигналов содержит первый сдвигающий регистр 20, имеющий от одного до п вь1ходов , второй .сдвигающий регистр 21, имеющий от одного до П -1 выходов , и узел логически х совпадений, состоящий из {{вухвходовых элементов И 22. Логический блок 7 .имеет элемент ИЛИ 23 и многовходовой элемент i ИЛИ 24. Тренажер работает следующим образом.. При включении питания в исходное положение уотанавливаются триггеры 13,18,19 и сдвигающие регистры 20 и 21. В соответствии с инструкцией испытуемый нажимает кнопку 8 Пуск на пульт 1 обучаемого. Импульс с выхода кнопки 8 поступает через элемент ИЛИ 17 блока 2 задания интервалов длительности импульсов на первый вход блока б и включает его, обеспечив подачу импульсов от блока 6 генерации импульсов на управляющий вход сдвигающего регистра 20. Одновременно импульс с выхода элемента ИЛИ 17 поступает на счетный , вход триггера 19 и на единичный вход триггера 18, переводя их в состояние, при котором на выходе триггеров 19, соединенном с индикатором 10 звучания первого сигнала и с вторым входом элемента И 22, узла логичест ких совпадений 22, появится высокий потенциал. На выходе триггера 18 также появится высокий потенциал, обеспечивающий вкгаочение звукового раздражителя 12. Испытуемому предъявляется первый звуковой сигиал, при этом горит индикатор 10, предупреждающий о подаче первого (контрольного) сигнала, ; и на вход элемента И 22 подан высокий потенциал. Через времй , равное длительности первого сигнала, импульс с первого вьюсода регистра (первого) 20 поступает на первый , вход элемента VI 22, с выхода которо го проходит через элемент ИЛИ 23 логического блока 7 и, воздействуя на второй {управляющий)вход блока 6, отключает его, воздействуя на нулевой вход триггера 18, и перево дит его в нулевое состояние. Тригге 18 сформирует задний фронт импуль определяющего длительность сигнала и прекратит предъявление сигнала звуковым раздражителем 12, а возде ствуя на пятый вход регистра 20, установит его в исходное состояние Кроме того, импульс с выхода кно ки 8 пульта 1 обучаемого поступает на единичный вход триггера 13 блока 2 задания и переводит его в состоя ние, при котором на его выходе, со диненном с первым входом элемента И 15, появляется высокий потенциал разрешающий прохождение импульсов через элемент И 15 с выхода генера тора 14 импульсов в делитель 16. Делитель 16 импульсов сформирует импульс через время о,равное интер валу между импульсами в паре, опре деляемое коэффициентом деления дели теля 16, установленного перед нача лом работы по входу ei . С выхода делителя 16 импульс устанавливает RS-триггер 13 в исходное состояние На выходе триггера 13 появляется ни кий потенциал, который запрещает пр хождение импульсов через элемент И 15, Одновременно импульс с выхода элемента ИЛИ 17 поступает на первый вход блока 6, определяя тем сои«1ым начало второго импульса, и включает его. Импульсы с его выхода посту пают на вход сдвигающего регистра 20. Кроме того, импульс с выхода элемента ИЛИ 17 поступает на счетный вход триггера 19, переводя его в состояние, при котором на его выходе, соединенном с индикатором 11 звучания второго сигнала и с управляющим входом сдвигающего регистра 21, появляется высокий потенциал. На выходе триггера 18 высо кий потенциал обеспечивает включение звукового раздражителя 12. Высокий потенциал, приложенный к входу сдвигающего регистра 21, переводит его в первое состояние, и на его первом выходе появляется потенцисш, который, поступая на второй вход одного из элементов И 22 узла логических совпадений, открывает его и обеспечивает прохождение импульсов с второго выхода сдвигающего регистра 20 через первый вход данного элемента И 22. Через время t + Д , равное длительности второго сигнала данной пары, на втором выходе сдвигающего регистра 20 появляется импульс, который поступает через элемент И 22 на первый вход блока 5 регистрации, где будет зафиксирована д1 (приращение длительности), на ВХ95 многовходсшого элемента ИЛИ 24, соединенного с элементом ИЛИ 23. Импульс с выхода элемента ИЛИ 23 включает блок 6, перебрасывает триггер 18, прекращает предъявление сигнала и устанавливает сдвигающий регистр 20 в исходное состояние. Если испытуемый решит, что длительность первого и второго сигналов одинакова, то он переходит к прослушиванию второй пары сигналов нажатием кнопки 8, и процесс повторяется аналогично описанному выше. Длительность второг.о сигнала второй пары увеличивается еще на it , т.е. будет равна t +21. Если же испытуемый решит, что длительность первого и второго сигналов разная, он нажимает кнопку 9 Ответ. Импульс с выхода кнопки 9 поступает на второй вход триггера 19 и первый вход сдвигающего регистра 21, установив последние в исходном положении, и на первый вxoд-,J5лoкa 5 регистрации, на табло которого высвечено значение длительности минимальной заметности, различенное испытуемым. После снятия показаний тренажер готов к проведению испытаний очередного испытуемого. Использование предлагаемого изобретения в устройствах для трениг ровки и профессионального отбора опй раторов систем управления и радиооператоров позволяет повысить точность отбора за счет определения дифференциального порога слухового восприятия и исключения влияния процессов забывания при измерении дифференциальной чувствительности. Это достигается предъявлением испытуемому пары сигналов, причем длительность одного сигнала отличается от длительности другого сиг:нала на At , которое является фиксированным интервалом, изменяемым ступенчато (малыми приращениями. Более точное определение дифф еренциального порога слухового восприятия дает возможность при профессиональнся4 отборе операторов систем управления формировать группы с примерно одинаковыми параметрами диф- ференциальногр порога чувствительности, определять и применять оптимальные темп и тональность предъявления звуковой информации при их обучении (тренировках), что сокрацает время на подготовку операторов и обеспечивает максимальную производительность системы челрвек-машина-среда при возможно меньшем пси- .
хическом напряжении операторов, эксплуатирующих эту систему.
Использование изобретения повышает эффективность тренажа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер оператора систем управления | 1981 |
|
SU959135A1 |
Тренажер оператора систем управления | 1983 |
|
SU1141440A1 |
Тренажер операторов систем управления | 1981 |
|
SU968841A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1983 |
|
SU1124369A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1164769A1 |
Тренажер операторов систем управления | 1981 |
|
SU968842A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU1029214A1 |
Тренажер оператора | 1990 |
|
SU1748167A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1223270A1 |
Тренажер оператора автоматизированной системы управления | 1982 |
|
SU1034062A1 |
ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ, содержащий пульт обучаемого, соедияемный с блоком управления, подключенным к логическому блоку, блоку регистрации вььюднения задания, олоку генерации Импульсов и блоку задания длительности сигнала, связанному с пультс м обучаемого, блоком управления, блокт генерации импульсов и блоком регистрации В1Ыполнения задания, о т л и ч а ю щи и с я тем, что, jc целью повышения эффективности тренажа, он имеет блок задания интервалов длительности импульсов, включающий в себя генератор импульсов, триггер, элемент И, элемент ИЛИ и делитель импульсов, при- этом выход генератора импульсов соединен с первым входом элемента И., второй вхрд которого соединен с выходом триггера, выход элемента И poewiHeH с входом делителя импульсов, выход которого подключен к первому входу элемента ИЛИ и первс 1У .входу триггера, второй вход которого подключен к синхровходу пульта обучаемого и второму входу элемента ИЛИ, соединенного выходом с управляющим входом блока генерации импульсов и синхровходом блока управления.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
ABTOpCKoe- свидетельство СССР по заявке № 3248521/18-12, 1КЛ | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
: |
Авторы
Даты
1983-08-30—Публикация
1982-04-06—Подача