Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к устройствам нассивной безопасности транспортного средства, преимущественно автомобиля и может быть использовано для обеспечения безопасности пользователей автомобилем в случае аварийной ситуации при дорожно-транспортном происшествии (ДТП), проведении испытаний, спортивных соревнований, выполнении каскадерских трюков и т. п.
Наиболее близким по техническому решению к предложенному является безопасное сиденье транспортного средства, содержаш,ее установленную в салоне кузова шарнирную опору подушки и устройство опрокидывания сиденья назад, имеюш,ее автоматический привод 1.
Устройство опрокидывания известного безопасного сиденья включает в себя смонтированный на бампере металлический брус, который в случае столкновения транспортного средства с препятствием первым соприкасается с ним. Брус при помош,и поршневой системы связан с гидравлическими цилиндрами, установленными под передней кромкой подушки сиденья. В момент удара о препятствие брус подается назад, создавая в гидросистеме давление, которое приводит, в действие домкраты, опрокидываюш,ие сиденье относительно его шарнирной опоры назад, тем самым предотврашая удар пользователя транспортным средством о внутренние элементы кузова и обеспечивая более благоприятное положение пользователя для восприятия его телом инерционной нагрузки при ударе.
Однако известное безопасное сиденье может быть приведено в действие лишь автоматически, т. е. без участия пользователя транспортным средством, а именно врезультате непосредственного контакта транспортного средства с препятствием, что ограничивает воз.можности известного устройства. Так, в случае неизбежного столкновения автомобиля с препятствием, например, при потере им управляемости, безопасное сиденье не позволяет пользователю заблаговременно самостоятельно, вручную, привести его в рабочее положение до столкновения с препятствием.
При опрокидывании известного безопасного сиденья назад серьезной механической помехой, которая может нанести травму пользователю, является руль и его рулевая колонка.
Кроме того, известное безопасное сиденье в момент удара транспортного средства о препятствие фактически лишает пользователя возможности продолжать торможение транспортным средством в течение всего процесса столкновения, так как в процессе опрокидывания сиденья назад исключается возможность контакта ноги водителя с педалью тормозной системы транспортного средства.
Целью изобретения является повышение степени безопасности пользователя путем расширения функциональных возможностей сиденья.
Указанная цель достигается тем, что безопасное сиденье транспортного средства, содержаш.ее установленную в салоне кузова шарнирную опору подушки и устройство опрокидывания сиденья назад, имеюшее автоматический привод, дополнительно снабжено механизмом включения тормозной системы и синхронного ,ения рулевой колонки, который кинематически связан с устройством опрокидывания, и поворотно-амортизирующим устройством, связанным с ним, при этом последнее снабжено ручным приводом и механизмом фиксации сиденья после его срабатывания.
0 Безопасное сиденье снабжено ремнями безопасности с быстроразъемными замками и устройством дополнительной подтяжки ремней, смонтированным на спинке сиденья.
Устройство дополнительной подтяжки ремней содержит кинематически связанный 5 с концами ремней пружинный толкатель и его пускофиксирующее устройство одностороннего действия.
Механизм фиксации сиденья содержит установленный на его спинке роликовый механизм, включающий в себя пружинный
привод и установленные на полус салона
кузова направляющие для взаимодействия с роликами указанного механизма.
Механизм включения тормозной системы и синхронного перемещения рулевой колонки имеет общий для них пружинный привод.
Поворотно-амортизирующее устройство связано с установленной в указанных направляющих кареткой, которая кинематически связана с сиденьем и снабжена
0 взаимодействующим с устройством дополнительной подтяжки ремней стопорным механизмом.
Поворотно-амортизирующее устройство выполнено составным из пружин различной жесткости.
5 На фиг. 1 показано безопасное сиденье перед его срабатыванием; на фиг. 2 - то же, при его срабатывании; на фиг. 3 - то же, перед столкновением автомобиля с препятствием; на фиг. 4 - то же, после столкновения; на фиг. 5 - салон, кузова
0 автомобиля со стороны багажника; на фиг. 6 - безопасное сиденье-, вид сбоку; на фиг. 7 - вид А на фиг. 6; на фиг. 8 - сечение Б-Б на фиг. 6; на фиг. 9 - сечение В-В на фиг. 6; на фиг. 10 - узел I на фиг. 9 на фиг. 11 - сечение Г-Г на фиг. 9; на фиг. 12 - узел Н на фиг. 9; на фиг. 13 - сечение Д-Д на фиг. 12; на фиг. 14 - устройство фиксации сиденья в горизонтальном положении; на фиг. 15 - сечение Е-Е на фиг. 12; на фиг. 16 - сечение Ж-Ж на фиг. 6; на фиг. 17 - сечение 3-3 на фиг. 16; на фиг. 18 - сечение И-И на фиг. 16; на фиг. 19 - сечение К-К на фиг. 16; на фиг. 20 - сечение Л-Л на фиг. 19; на фиг. 21 - рулевая колонка, общий вид; на фиг. 22 - кинематическая связь механизма включения тормозной системы и перемещения рулевой колонки; на фиг. 23 - сечение М-М на фиг. 21. Устройство содержит установленное в салоне кузова 1 автомобиля 2 сиденье 3, его щарнирную опору 4, устройство опрокидывания сиденья назад, включающее в себя ручной привод 5, кинематически связанный с поворотно-амортизирующийустройством 6, направляющие 7, в которые установлена каретка 8, кинематически связанная с сиденьем 3. На каретке 6 установлен стопорный механизм 8 и механизм фиксации сиденья 3 после его срабатывания. состоящий из установленного на спинке сиденья 3 роликового механизма 10, его пружинного привода 11, при этом роликовый механизм 10 выполнен с возможностью взаимодействия с направляющими 7 путем разворота роликов при опрокиды- 25 вании сиденья 3. Ремни 12 безопасности снабжены быстроразъемными замками 13 и установленным на спинке сиденья 3 устройством дополнительной подтяжки реМней, которое включает в себя толкатель 14, пружину 15, направляющую 16, пускофик-30 сирующее устройство 17 и связанные с толкателем 14 рычаги 18, при этом поясные лямки 19 ремня 12 безопасности соединены с рычагами 18, а плечевые лямки 20 - с толкателем 14. Пускофиксирующее устройство 17 вклю- 5 чает в себя храповой механизм 21, защелка 22 которого взаимодействует с подвижной подпружиненной втулкой 23. В качестве источника энергии для опрокидывания сиденья 3 используются пружины различной жесткости: витая пружина 24 и дисковая 25, которые обеспечивают дифференцированное смягчение удара. Фиксация сиденья в горизонтальном положении обеспечивается устройством, включающим в себя рычаги 26 включения. шарнирно соединенные с чекой 27, удерживающей в исходном положении рычаг 28 сцепления. Для смягчения удара спинки кресла о направляющие 7 установлены резиновые прокладки 29 и 30, а для обеспечения продольного движения сиденья 3 рычаг 28 сцепления снабжен дополнительными роликами 31. Механизм включения тормозной системы и синхронного перемещения рулевой колонки состоит из рычага 32 включения указанного устройства, на который воздей ствует через штырь 33 кронщтейн 34, пускового устройства 35 с пружиной 36, которое связано с рулем 37, и промежуточной вилки 38, при освобождении которой под действием пружины 39 происходит уборка руля 37, при этом тормозная педаль 40 посредством тяги 41 связана с рулем 37. Устройство работает следующим образом. Р создавшейся аварийной ситуации водитель автомобиля 2 включает ручной привод5,при этом срабат1явае; чч IHIK-TIU) опрокидывания сиденья 3, назад, в результате чего происходит задеиствопгиию поворотно-амортизирую того Ч:Гр()0 Л и устройства дополнительной подтяжки рол ней 12. При опрокидывании сиденья 3 назад задействуется механизм включения тормозной системы и синхронного перемещения руля 37 для обеспечения беспрепятственного опрокидывания назад сиденья 3. После опрокидывания сиденья последнее с помощью механизма фиксации стопорится в опрокинутом положении. В случае, если водитель не успевает заранее привести сиденье в положение благоприятное с точки зрения восприятия нагрузок водителем при столкновении, то устройство опрокидывания сиденья срабатывает автоматически вследствие стоклновения с препятствием, Устройство позволяет расширить функциональные возможности безопасного сиденья путем обеспечения его срабатывания не только автоматически в результате непосредственного столкновения с препятствием, но и вручную до столкновения, например в случае потери управляемости автомобиля, что в целом повыщает пассивную безопасность автомобиля.
Фиг.З
Вид А
Фиг. //
1. БЕЗОПАСНОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее установленную в салоне кузова шарнирную опору подушки и устройство опрокидывания сиденья назад, имеюш.ее автоматический привод, отличающееся тем, что, с целью повышения степени безопасности пользователя путем расширения функциональных возможностей сиденья, оно снабжено механизмом включения тормозной системы и синхронного перемешения рулевой колонки, который кинематически связан с устройством опрокидывания, и пбворотно-амортизируюшим устройством, связанным с ним, при этом последнее снабжено ручным приводом и механизмом фиксации сиденья после его срабатывания. , 2. Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено ремнями безопасности с быстроразъемными замками и устройством дополнительной подтяжки ремней, смонтированным на спинке сиденья. 3.Сиденье по п. 2, отличающееся тем, что устройство дополнительной подтяжки ремней содержит кинематически связанный с концами ремней пружинный толкатель и его пускофиксируюшее устройство одностороннего действия. 4.Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что механизм фиксации сиденья содержит установленный на спинке последнего роликовый механизм, включающий в себя пружинный привод и установленные на полу салона кузова направляющие для взаимодействия с роликами указанного механизма. 5.Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что механизм включения тормозной системы и синхронного перемещения рулевой колонки имеет общий для них пружинный привод. 6.Сиденье по п. 1, отличающееся тем, что поворотно-амортизирующее устройство связано с установленной в указанных направляющих кареткой, которая кинематически связана с сиденье.м и снабжена взаимодействующим с устройством дополнительной подтяжки ремней стопорным механизмом. 7.Сиденье по п. 6, отличающееся тем, что поворотно-амортизирующее устройство, выполнено составным из пружин различной жесткости.
L
m
Фа г.12.
м-д
Фиг.13
и
ж-ж
// Фиг.16
Фиг. 19
л-л
Ь Г-ЧмГ ft ft/ ,----+
niutJ
xrLr
Фиг. г О
35 36
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Иванов В | |||
Н | |||
Пассивная безопас ность автомобиля | |||
М., «Транспорт, 1979, с | |||
ТЕЛЕФОННЫЙ АППАРАТ, ОТЗЫВАЮЩИЙСЯ ТОЛЬКО НА ВХОДЯЩИЕ ТОКИ | 1920 |
|
SU274A1 |
Способ гальванического снятия позолоты с серебряных изделий без заметного изменения их формы | 1923 |
|
SU12A1 |
Авторы
Даты
1983-09-07—Публикация
1982-04-09—Подача