Изобретение относится к гидрологи ческим изысканиям, в частности .к гид рометрическим приборам, используемым для измерения расходов влекомых наносов в реках путем отбора проб. Известен батометр, которьй представляет собой сетчатый мешок, укрепленный на квадратной раме и перемеща емый по штанге с помощью троса и лебедки. Батометр снабжен гидродинами ческим погружателем в виде наклонной пластины, укрепленной сверху рамыПЗИзвестный батометр имеет недостат ки, заключающиеся в том, что штанга пересекает входное отверстие в раме, нарушает скоростной поток и сам сетчатый мешок, поэтому затруднено поступление наносов в батометр, кроме того, при больших скоростях течения батометр может не опуститься на дно, а проверить это конструкция не позволяет. Перечисленные недостатки не обеспечивают необходимую точность измерения и усложняют применение бато метра. Наиболее близким к предлагаемому является батометр,содержащий сетчатый короб с передней и задней рамами днищем, рулем, подъемными и крепежными тросами и сборником проб, снабженным отбойным козырьком C2J. Однако жесткое наклоненное в виде трамплина и приподнятое над дном потока днище с выступающим снизу сборни ком наносов не обеспечивает хорошего сопряжения его с дном потока и тем самым затрудняет поступление наносов в барометр, кроме того, возможны подмыв и движение наносов в обход, а сохранение открытым входного и выходного отверстия в коробе во время подъ ема батометра не исключает вымыва наносов из сборника. Эти недостатки снижают точность измерения. Кроме того, подвеска барометра на четырех тросах, наличие пшанга с насосом усложняет управление им, устройство в целом громоздкое, тяжелое. Цель изобретения - повьШ1ение представительности проб, снижение трудозатрат. Указанная цель достигается тем, что в батометре, содержащем сетчатый короб с передней и задней рамами, дни щем, рулем, подъемными и крепежными тросами и сборником проб, снабженным отбойным козьфьком, сборник проб выполнен в виде ковша, шарнирно установленного на задней раме, снабженного вкладьш1ем и соединённого с подъемным тросом, установленным на роликах, передняя рама снабжена боковыми обтекаемыми грузами, задняя установлена наклонно, батометр снабжен дополнительным рулем, при этом рули установлены на боковьрс поверхностях короба, а днище выполнено из ткани и снабжено грузами, расположенными на его передней кромке, задняя соединена с ковшом. Задняя рама батометра снабжена штифтами-ограничителями положения ковша. соединены установленными между собой стержнем-распоркой. На фиг. 1 изображен батометр, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид спереди на фиг. 3 - сборник проб, продольный разрез. Батометр имеет сетчатый открытый спереди и сзади короб, состоящий из передней 1 и задней 2 П-образных рам , соединенных между собой сверху уголками 3, а снизу планками 4. Металлическая сетка 5 с ячейками 2x2 мм закрывает короб сверху и с боков, а мягкое, например, брезейтовое днище 6 завернуто по краям короба и сшито с сеткой на планках 4. Откидная задняя стенка выполнена в виде ковша 7, соединенного шарнирами 8 с низом боковых стоек рамы 2 и представляю „ ......... щего собой сборник проб. К ковшу прикреплен подъемный трос 9. На боковых, стойках задней рамы 2 укреплены снаружи штифты 10, ограничивающие опускание ковша так, что его дно имеет наклон e-B. В ковш вставлен вкладьш1 11, которьй при подъеме ковша плотно входит внутрь рамы 2, обеспечивая вместе с ковшом необходимую герметичность закрывания выходного отверстия короба при подъеме батометра. Отбойный сетчатый козьфек 12 прикреплен к вкладьшту шарниром 13 и в опущенном состоянии опирается на два уступа 14. К боковым стойкам передней рамы прикреплены скобами 15 обтекаемые грузы 16. Сверху на этой раме укреплена планка 17, на которой закреплен крепежный торос 18, ограни-, чивающий снос батометра в потоке. Рули 19, состоящие из двух плоскостей, соединенные между собой стержнемраспоркой 20 для предотвращения вибрации, установлены сверху короба. В связи с тем, что батометр 1три подъе или опускании имеет наклон, то задн руль в этом случяе будет неэффектив ным. На передней и задней рамах короба сверху закреплены два ролика 2 и 22, через которые проходит подъемный трос 9, Задняя рама 2 короба име ет наклон назад в 60-70°, обеспечивая тем свободное откидывание ковша и облегчая опускание передней части батометра на дно потока. Передняя кромка брезентового днища 6 утяжелена закрепленными на ней свинцовыми грузами 23 в целях лучшего прижима кромки и днища в целом к поверхности дна потока и избежания подмыва. Задняя кромка днища закреплена на ковше планкой 24, которая одновременно удерживает и вкладьпи 1,1 . Батометр работает следующим образом. Подъемный трос 9, закрепленный на ковше 7, проходя сверху ролика 21 и под роликом 22, своим натяжением при подъеме или опускании батометра удерживает ковш плотно прижатым к задней раме 2 короба, при этом входное отверстие короба направлено вверх, а закрытое выходное вниз. Под действием грузов и гидродинамического давления потока батометр при его перемещении тросом всегда наклонен, но так, что завихрения в нем не возникают. Наклонное положение батометра облегчает установку его на дно потока. В момент касания батометром дна потока натяжения подъемного троса 9 ослабевает и грузы 16 опускают и прижимают короб батометра ко дну. Одновременно ковш откидывается и ложится на днь потока, открывая зад нее отверстие короба и обеспечивая беспрепятственное движение водной массы сквозь короб. Поступающие в батометр влекомьш наносы,при этом свободно движутся по днищу и задерживаются во вкладыше ковша, где сетчатьй отбойный козырек 12 предохраняет мелкие фракции от вымывания. При подъеме батометра натянутый трос 9 вначале поднимает ковш и Плотно прикрывает выходное отверстие короба, затем поворачивает батометр входным отверстием вверх и в таком положении он поднимается на поверхность, где из откинутого ковша выгребаются наносы. Погружение батометра производят лебедкой,установленной на лодке в кормовой части. Этим батометром можно работать с люльки или моста. Технико-экономический эффект от рименения батометра в производственых условиях получают за счет возожности измерять расходы влекомых . аносов с достаточной точностью, что меет существенное знг чение в решеии вопросов, связанных со стоком аносов при проектировании гидротехических сооружений на реках.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Батометр | 1980 |
|
SU930047A1 |
Батометр | 1977 |
|
SU685947A1 |
Батометр | 1986 |
|
SU1416887A2 |
Батометр | 1974 |
|
SU488112A1 |
Батометр | 1986 |
|
SU1352293A2 |
Батометр | 1984 |
|
SU1234745A1 |
Батометр | 1933 |
|
SU35432A1 |
Батометр | 1938 |
|
SU57980A1 |
Батометр для улавливания речных наносов | 1938 |
|
SU67870A1 |
Батометр | 1940 |
|
SU73578A1 |
1. БАТОМЕТР, содержащий се чатый короб с передней и задней рамами, днищем, рулем, подъемными и крёпежныйи тросами и сборником проб, снабженным отбойнь|м козьфьком, от личающийся тем, что, с целью повышения представительности про (Риг. 1 ( I. U4((. 13 r|:Xrt«w« CMt Mtt M«TpA и снижения трудозатрат, сборник проб вьшолнен в виде ковша, шарнирно установленного на задней раме, снабженного вкладьппами и соединенно1о с подъемнь1м тросом, установленным на роликах, передняя рама снабжена боковыми обтекаемыми грузами, задняя установлена наклонно, батометр снабжен дополнительным рулем, при этом рули установлены на боковых поверхностях короба, а днище выполнено из ткани и снабжено грузами, расположенными на его передней кромке, задняя соединена с ковг ШОМ.1 2.Батометр по п. 1, отличающий с я тем, что задняя рама снабжена штифтами-ограничителями положения ковша. 3.Батометр по п. 1, отличающийся тем, что рули соединены между собой стержнем-распоркой.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Батометр | 1975 |
|
SU542930A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1984-03-30—Публикация
1983-02-17—Подача