В мощных гидрогенераторах применяется радиальная система вентиляции, в которой наряду с вентилирующим действием полюсов ротора используется напор вентиляторов, устанавливаемых на торцах обода ротора.
Наличие вентиляторов значительно усложняет условия эксплуатации гидрогенераторов. Так, например, выемка полюса при ремонте машины связана с необходимостью демонтажа одного из секторов вентилятора; осмотр междуполюсных и .(обовых соединений в процессе эксплуатации также чрезвычайно затруднителен.
Чтобы устранить эти недостатки было предложено д. образования потока воздуха, охлаждающего машину, использовать воздушный напор, создаваемый звездой вращающегося ротора гидрогенератора. В предложенных .п,ля этой цели устройствах для направления выходящего из ротора потока воздуха на лобовые соединения и в воздушный зазор машины предусматривались кольцеобразные конусные щиты,
устанавливаемые с обеих сторон ротора на его спицах.
Однако такая вентиляционная система хотя и дает увеличение расхода воздуха в машине примерно на 30% по сравнению с обычной системой вентиляции, но является довольно громоздкой и технологически .
Для упрощения технологии монтажа нхитов предлагается, согласно изобретению, закреплять щиты не на роторе, а на неподвижном корпусе генератора.
При этом сами щиты могут быть выполнены не конусными, а цилиндрическими. Помимо щитов в устройстве могут быть применены закрепленные на спицах ротора плоские кольцевые 11ак.1адки-перегородки, частично перекрывающие выходные отверстия и служащие во-первых для ограничения размеров этих отверстий и, во-вторых, для направления воздуха в радиальные каналы между роторными пакетами стали. Для предотвращения выхода горячего воздуха на лобовые части ста- торной обмотки предусматривается перекрывание торцевых отверстий между спинкой статора и корпусом машины.
На чертеже изображена принципиальная схема описываемого устройства.
На неподвижном корпусе / машины установлены щиты 2 т 3 для направления потока воздуха, создаваемого ротором гидрогенератора, на лобовые соединения 4 и в воздушный зазор.
Воздухонанравляющие щиты 2 и 3 могут быть расположены как наклонно, так и вертикально, и устанавливаются перед ободом 5 ротора таким образом, что часть выходного сечения окна 6 звезды ротора остается открытой.
Положение щита по отнощению к выходному сечению окна 6 может быть различным: щит может быть расположен перед самым окном (щит 3) или может быть несколько отодвинут к оси вала (щит 2).
Пространство между спицами обода 5 может быть полностью использовано для создания окна 6 или же частично перекрыто плоскими кольцевыми накладками-перегородками 7, служащими для направления воздуха в радиальные каналы 8 между пакетами стали ротора и увеличения напора.
Направление потоков охлалодающего воздуха внутри машины показано на чертеже стрелками.
Холодный воздух из воздухоохладителей 9 поступает через верхние и нижние окна W в звезду ротора, перед входом в которую образуется большое разряжение.
Часть воздуха из звезды направляется в радиальные каналы 8 обода и, далее, в междуполюсные промежутки. Остальной воздух под действием напора, развиваемого спицами, выходит из звезды через окна 6, поступает на лобовые соединения 4 обмотки и направляется затем в междуполюсные промежутки и воздущный зазор машины.
Вихревое двилсение воздуха в зонах лобовых частей обмотки обеспечивает их интенсивное охлалодение.
Из междуполюсных промежутков воздух направляется в радиальные каналы 11 статора, охлаждает активную часть и поступает в воЗхЧухоохладители 9.
В описываемом устройстве, во избежание подсоса горячего возду.кэ.
обратно на лобовые части, сечения между корпусом и спинкой статора /5 сверху и снизу рекомендуется закрыть листовой сталью, пролол ив ее под нажимные гребенки.
Для устранения опасности образования застойных зон горячего воздуха за лобовыми частями, в обшивке корпуса могут быть предусмотрены регулируемые окна 13, которые соединяются с камерой горячего воздуха.
Сечения входных 10 и выходных 6 окон в звезде ротора между спицами выбираются оптимальными, исходя из условия наименьших вентиляционных потерь и соотношения расходов воздуха через обод ротора и лобовые части обмотки.
Зазор между воздухоразделяющими щитами 2, 3 и перекрытием 14 звезды ротора следует выполнять минимальным-не более 20 мм. Кабель возбуждения, ироходящий по снице, в месте установки воздухоразделяющего щита может быть укреплен на стороне перекрытия 14 во избел ание задевания за щит при вращении.
Для предотвращения перетекания воздуха из зоны лобовых частей обмотки обратно в звезду ротора вертикальным шитом 2 и перекрытием М можно устанавливать лабиринтное уплотнение.
Для повышения напора, развиваемого спицами, и уменьшения гидравлических потерь при выходе воздуха из звезды ротора через окна 6, на спицах могут быть установлены ребра 15, выполняющие роль направляющих лопаток.
Осмотр и контроль лобовых и меледуполюсных соединений осуществляется через люки 16 в верхнем и , закрывающих лобовые части обмотки.
Для осмотра и обслуживания тормозного устройства предусматриваются специальные люки 17.
Предмет изобретения
1. Устройство для вентилирования гидрогенераторов с использованием воздуншого напора, создаваемого звездой вращающегося ротора, для создания потока воздуха внутри машины, и с применением кольцеобразных конусных щитов, расположенных с обеих сторон ротора концентрично валу и направляющих поток выходящего из ротора воздуха на лобовые соединения и в воздушный зазор машины, отличающееся тем, что, с целью упроодения технологии монтажа щитов, последние закреплены на неподвижном корпусе машины.
2. Видоизменение устройства по п. 1, о т л и ч а ю Hi е е с я тем, что вместо конусных применены цилиндрические щиты.
3.Устройство по пп. 1-2, отл ичающееся применением закрепленных на спицах ротора плоских кольцевых накладок-перегородок, частично перекрывающих выходные отверстия и служащих для ограничения разлгеров этих отверстий и для направления воздуха в радиальные каналы между роторными пакетами стали.
4.Устройство по пп. 1-3, отличающееся тем, что торцовые отверстия между спинкой статора и корпусом машины перекрыты для предотвращения выхода горячего воздуха на лобовые части статорной обмотки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для вентиляции гидрогенераторов | 1954 |
|
SU105906A1 |
Устройство для вентиляции синхронных электродвигателей | 1961 |
|
SU141928A1 |
Гидрогенератор с самовентиляцией | 1990 |
|
SU1791901A1 |
Электрическая машина | 1981 |
|
SU997184A1 |
Электрическая машина | 1977 |
|
SU657526A1 |
Гидрогенератор с воздушным охлаждением | 1982 |
|
SU1241355A1 |
Гидрогенератор вертикального исполнения | 1990 |
|
SU1838861A3 |
Вертикальная электрическая машина | 1986 |
|
SU1365251A1 |
СИСТЕМА ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО КАПСУЛЬНОГО ГИДРОГЕНЕРАТОРА | 2004 |
|
RU2285321C2 |
Вертикальная электрическая машина | 1976 |
|
SU594562A1 |
Авторы
Даты
1957-01-01—Публикация
1957-03-16—Подача