11
Изобретение относится к энергетик и может быть использовано при эксплуатации судовых газопаротурбинных ус тановок с подключенными через редуктор к гребному винту силовыми паровой и газовой турбинами.
Известны способы работы судовых газопаротурбинйьпс установок с регулированием паропроизводительности утилизйционного контура при частичных нагрузках путем перепуска части выхлопных газов газотурбинного двигателя помимо поверхностей нагрева утилизационного котла, отключения части поверхностей, изменения температуры питательной и циркуляционной воды 0.
При таком способе работы обеспечена возможность изменения паропроизводительности, однако велики потери тепла с выхлопными газами после утилизационного котла.
Известен способ работы судовой газопаротурбинной установки путем изменения расхода топлива в газотурбинный двигатель, содержащий последовательно сообщенные по газу турби,ну комплессора и свободную силовую турбину, расхода и параметров газа на входе в утилизационньй контур подключенный к силовой турбине, перепуском части газа помимо последней 2j .
Однако поскольку перепуск части газа помимо силовой турбины согласно известному способу работы осуществляют для подогрева воздуха за компрессором, возможности повьщ1ения паро-. производительности утилизационного контура при частичных нагрузках газотурбинного двигателя ограничены, так как расход газа в утилизационный контур остается неизменным.
Целью изобретения является повышение паропроизводительвостн утилизационного контура при частичных на-, грузках газотурбинного двигателя, имеющего турбину заднего хода.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу работы судовой газопаротурбинной установкиs заключающемуся в изменении расхода топлива на газотурбинный двигатель, содержащий последовательно сообщенные по газу турбину компрессора и свободную силовую турбину, расхода и параметров газа на входе в утилизационный контур, подключенньй к си942
ловой турбине, перепуском части газа помимо .силовой турбины, эту перепускаемую часть газа подают в турбину заднего хода и одновременно уменьшают расход пара на паровую турбину.
На чертеже схематически представлена судовая энергетическая установка. Установка содержит-газотурбинный двигатель, включшощий турбину 1 компрессора 2, последовательно сообщенную газовым трактом 3 со-свободной силовой газовой турбиной 4, механически соединенной с редуктором 5.
Двигатель содержит также турбину 6 заднего хода, газоотводящий тракт 7 после силовой турбины 4 переднего хода и турбины б заднего хода подключен к .утилизационному котлу 8 зтилизационного контура 9, к которому по пару подсоединена по меньшей мере одна паровая силовая турбина 10, также механически подключенная к редуктору 5, соединенному с гребным винтом 11 К утилизационному котлу 8 может быть подключена вторая паровая турбина 12 с генератором 13 электрического тока. Каждый из паропроводов 14 подачи па.ра в паровую турбин-/ 10 или 12 снабжен клапаном 15. Турбина 6 заднего хода подключена к газовому тракту 3 через перепускной клапан 16.
При нормальных нагрузках газотурбинного двигателя клапан 16 закрыт, и газ после турбины 1 компрессора 2 поступает по газово1 гу тракту 3 в свободную силовую турбину 4, а затем через газоотводящий тракт 7 - в утилизационный котел 8 для генерирования пара, который затем подают в паровые турбины 10 и 12.
При необходимости повысить паропроизводительность утилизационного контура, например на малых ходах судна, когда не хватает потенциала теплоты уходящих газов после газотурбинного даигателя для обеспечения работоспособности паровой части установки, клапан 16 открывают, и часть газов после турбины 1 компрессора 2 перепускают помимо силовой турбины 4 из газового тракта 3 на переднем ходу в турбину 6 заднего хода. При этом КПД силовой турбины 4 падает, возрастает расход и температура газа в утилизационный котел 8, что
310861944
способствует повышению параметров бин 10 и 12 одну из них отклюгенерируемого там пара.чают.
При необходимости поднять давле-паротурбинной установки позволяет ние пара уменьшают расход пара на5 повысить паропроизводительность, папаровую турбину 10, прикрывая кла-раметры пара на частичных нагрузках пан 15. В случае наличия двух тур-газотурбинного двигателя.
Предлагаемый способ работы газо
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Парогазовая установка | 1983 |
|
SU1142649A1 |
Судовая силовая установка | 1987 |
|
SU1560762A1 |
Судовая энергетическая установка | 1981 |
|
SU1004660A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОЛЕЗНОЙ ЭНЕРГИИ В КОМБИНИРОВАННОМ ЦИКЛЕ (ЕГО ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2002 |
|
RU2237815C2 |
ПАРОГАЗОВАЯ УСТАНОВКА С КАМЕРАМИ СГОРАНИЯ ДВУХ ДАВЛЕНИЙ | 2011 |
|
RU2473817C1 |
Способ управления газотурбинной установкой | 1990 |
|
SU1776842A1 |
Электроэнергетическая установка | 1989 |
|
SU1778325A1 |
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА | 1999 |
|
RU2168046C2 |
Паровой теплоутилизирующий контур комбинированной энергетической установки | 1985 |
|
SU1344918A1 |
СУДОВАЯ ПАРОГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА | 1994 |
|
RU2098648C1 |
СПОСОБ РАБОТЫ СУДОВОЙ ГАЗОПАРОТУРБИННОЙ УСТМЮВКИ, заключающийся в изменении расхода топлива на газотурбинный двигатель, содержащий .15 13 I г g ««viy последовательно сообщенные по турбину компрессора и свободную силовую турбину, расхода и параметров газа на входе в утилизационный контур, подключенный к силовой турбине, перепуском части газа помимо последней, отличающийся тем, что, с целью повьшения паропроизводительности утилизационного контура при частичных нагрузках газотурбинного двигателя, имеющеготурбину заднего хода, перепускаемую помимо силовой турбины часть газа подают в турбину заднего хода и одновременно уменьшают расход пара на паровую турбину, ftО
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Хряпченков А.С | |||
Судовые вспо могательные и утилизационные парогенераторы | |||
Л., Судостроение, 1979, с | |||
Искусственный двухслойный мельничный жернов | 1921 |
|
SU217A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Патент ФРГ № 869449, кл | |||
Способ изготовления звездочек для французской бороны-катка | 1922 |
|
SU46A1 |
Лесопилка | 1924 |
|
SU1950A1 |
Авторы
Даты
1984-04-15—Публикация
1981-04-02—Подача