Изобретение относится к ннженерногеологическим изысканиям в строительстве, мелиорации, к геологоразведке и может быть использовано для определения прочностных характеристик слабых торфяных грунтов, в частности определения сопротивления резанию.
Известно устройство для определения сопротивления . слабых грунтов вращательному срезу, включающее крыльчатку, штангу устройство для отключения крыльчатки от щтанг, рукоятку с измерительным приспособлением 1.
Однако сварная конструкция крыльчатки позволяет оценить прочность грунта лищь при вращательном срезе. А при вращении крыльчатки срез грунта происходит как по вертикальным кромкам лопасти, так и по горизонтальным, что приводит к неопределенности в интерпретации измерений, в особенности при испытании анизотропных грунтов.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для испытания грунта на прочность, включающее внутреннюю щтангу с рукояткой и измерительным приспособлением, внешнюю штангу и лопасти 2.
Хотя известное устройство позволяет снизить трение грунта о лопасти и другие поверхности деталей, что способствует повышению точности измерения, однако это является недостаточным при испытании торфяных грунтов с органическими твердыми включениями.
Цель изобретения - повышение точности измерения прочностных характеристик слабых торфяных грунтов.
Для достижения этой цели устройство для испытания грунта на прочность, содержащее внутреннюю щтангу с рукояткой и измерительным приспособлением, внешнюю щтангу и лопасти, снабжено валом с попарно расположенными во взаимно перпендикулярных плоскостях коленами и шатунами, при этом внешняя штанга выполнена с направляющими прорезями, вал верхним концом жестко соединен с внутренней штангой, лопасти размещены в направляющих прорезях внешней штанги и- шарнирно соединены
с шатунами, установленными с возможностью поворота на коленах вала.
На фиг. 1 изображено устройство для определения прочностных характеристик грунтов, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Устройство состоит из внутренней штанги 1, на нижнем конце которой жестко закреплен вал 2 с попарно расположенными во взаимно перпендикулярных плоскостях четырьмя коленами 3, на каждом из которых закреплены с возможностью поворота шатуны 4, связанные шарнирно с лoпactями 5 крыльчатки, установленными в направляющих прорезях 6 внешней штанги 7. На верх5 ней части штанги 1 установлена рукоятка 8 с измерительным устройством 9.
Устройство работает следующим образом
Прикладывая усилие к рукоятке 8, задавливают лопасти 5 крыльчатки на нужную
глубину. При достижении нужной глубины
0 производят вращение щтанги 1. При этом вращательное усилие передается валу 2 с четырьмя коленами 3 . При повороте на 180° колена 3, вращаясь посредством шатунов 4, выталкивают лопасти 5 крыльчатки. Благодаря направляющим прорезям б в шта5 нге 7, остающейся при испытании неподвижной, движение всех четырех лопастей 5 поступательно от оси вала 2. Причем, благодаря размещению четырех колен вала 2 во взаимно перпендикулярных плоскостях, все лопасти одновременно поступательно дви0 жутся в грунте от центральной оси вала. Усилие, идущее на преодоление сопротивления грунта четырем лопастям 5, измеряется устройством 9. При дальнейшем повороте рукоятки на 180° колена 3, вращаясь, возвращают лопасти 5 посредством щатунов 4
5 в исходное положение, передвигая лопасти 5 к центру вала 2. После этого заглубляют крыльчатку на следующую глубину в грунт и выполняют испытание в описанной последовательности.
QПрименение предлагаемого устройства
позволит с высокой точностью определить прочностные характеристики торфяных грунтов с волокнистыми органическими включениями.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ГРУНТА НА ПРОЧНОСТЬ, содержащее внутреннюю штангу с рукояткой и измерительным приспособлением, внешнюю штангу и лопасти, отличающееся тем, что, с целью повышения точности измерения прочностных характеристик слабых торфяных грунтов, оно снабжено валом с попарно расположенными во взаимно перпендикулярных плоскостях коленами и шатунами, при этом внешняя штанга выполнена с направляющими прорезями, вал верхним концом жестко соединен с внутренней штангой, лопасти размещены в направляющих прорезях внешней штанги и щарнирно соединены с шатунами, установленными с возможностью поворота на коленах вала. л1
Авторы
Даты
1984-07-23—Публикация
1982-06-04—Подача