Изобретение относится к уплотнительной технике и касается уплотнений выходящих концов валов роторных машин.
Известны комбинированные уплотнения, в которых торцовое уплотнение работает в сочетании с бесконтактным типа импеллера. В этом случае бесконтактное уплотнение при установившемся режиме обеспечивает достаточную герметичность рабочей полости, а торцовое размыкается дополнительными устройствами автоматического действия 1.
Недостатком этих устройств является то, что используются два типа уп..отнения и специальное приспособление для размыкания торцового уплотнения.
Известно уплотнение, в котором использована одна пара трения, но при вращении ротора толкатели под действием центробежных сил деформируют подвижное кольцо, вследствие чего поверхность контакта становится волнистой, и уплотнение работает как гидродинамическое. При остановках толкатели возвращаются в первоначальное положение, и пара работает как стояночное, контактируя плоскими поверхностями 2.
Недостатком данной конструкции является то, что имеется дополнительное устройство с подвижными деталями для деформации кольца.
Цель изобретения - повышение надежности комбинированного уплотнения при многоцикличной работе и снижение износа колец.
Указанная цель достигается тем, что в комбинированном уплотнении, содержащем два поджатых друг к другу кольца пары трения, одно из которых вращается, на нерабочей поверхности вращающегося кольца выполнены выступы, предпочтительно радиально направленные, а подвижное кольцо может быть соединено с валом упругой перемычкой.
На фиг. 1 представлено предлагаемое уплотнение, общий вид; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1 при стоянке; на фиг. 3 - то же, при работе.
Уплотнение состоит из подвижного кольца I, плотно установленного на валу 2, и неподвижного кольца 3, поджимающегося к подвижному пружинами 4. Между неподвижным кольцом и корпусом 5 имеется вторичный герметизатор 6.
Подвижное кольцо состоит из ступицы 7, охватывающей вал, рабочей части 8, непосредственно взаимодействующей с неподвижным кольцом, из выступов 9, расположениых на нерабочем торце кольца, и
упругой перемычки 10, соединяющей рабочую часть со ступицей.
Уплотнение работает следующим образом. При невращающемся вале (фиг. 2) подвижное кольцо находится в покое, а контактирующая поверхность кольца является плоской, и за счет поджатия пружинами пара колец обеспечивает достаточную герметичность рабочей полости машины, т.е. уплотнение работает как стояночное.
При вращении вала (фиг. 3) подвижное кольцо вращается, а его выступы перемешивают герметизируемую среду. Вследствие появления силы реакции среды возникает момент сопротивления среды Mj, действующей на выступы в направлении, противоположном вращению вала, и изгибающий выступы. Момент, изгибающий выступы, передается на рабочую часть кольца, т.е. выступы жестко связаны с рабочей частью. Возникает деформация рабочй части, и
поверхность контакта приобретает волнистую форму. Вследствие этого возникает гидродинамический клин в паре трения, и уплотнение работает уже как гидродинамичесоккое, что снижает износ колец и тепловыделение в зоне контакта пары трения. При замедлении вращения Мс уменьшается, уменьшаются деформации рабочей части в силу упругости материала и при останове вала исчезают совсем, т.е. поверхность контакта опять становится плоской,
и уплотнение вновь работает как стояночное.
Величина деформации рабочей части
определяется размерами и материалом под-.
вижного кольца, скоростью вращения вала,
плotнocтью герметизируемой среды.
Для нормальной работоспособности уплотнения необходимо, чтобы деформации кольца были упругими и исчезали при остановах вала. Остаточные пластические деформации не позволят добиться необходимой герметичности при отсутствии вращения.
Для повышения чувствительности рабочей части кольца к изгибным деформациям целесообразно располагать выступы в направлении, близком к радиальному, а рабочую часть - соединять со ступицей упругой
перемычкой для снижения влияния недеформируемой ступицы.
Работоспособность уплотнения не снижается при изменении направления вращения вала.
Технико-экономический эффект изобретения заключается в повышении надежности уплотнения и снижении износа колец, а также в уменьшении габаритов уплотнения и в применении одного типа уплотнения в качестве стояночного и динамического.
Sud A развернуто
8
в J
ff
/
(
фи.2
фаг.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Уплотнение врашающегося вала | 1980 |
|
SU966369A1 |
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ МОДУЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ | 1994 |
|
RU2072460C1 |
Стояночное уплотнение вала | 2001 |
|
RU2222741C2 |
ГЕРМЕТИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2047799C1 |
Пара трения торцового уплотнения | 1986 |
|
SU1404728A2 |
Торцовое уплотнение | 1987 |
|
SU1451383A1 |
СИСТЕМА МАСЛОЗАЩИТЫ ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2010 |
|
RU2413832C1 |
Торцовое уплотнение | 1982 |
|
SU1057727A1 |
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 1996 |
|
RU2152550C1 |
ГЕРМЕТИЧНЫЙ ВВОД ВРАЩЕНИЯ | 2005 |
|
RU2294472C1 |
1. КОМБИНИРОВАННОЕ У ПЛОТ НЕНИЕ, содержащее два поджатых друг к другу кольца пары трения, одно из которых вращается, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности при многоцикличной работе и снижения износа колец, на нерабочей поверхности вращающегося кольца выполнены выступы. 2.Уплотнение по п. 1, отличающееся тем, что выступы расположены радиально. 3.Уплотнение по пп. 1 и2, отличающееся тем, что контактирующая часть вращающегося кольца соединена с валом упругой перемычкой. (Л 00 00 ГС 05
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Голубев Г | |||
А | |||
и др | |||
Контактные уплотнения вращающихся валов | |||
М., «Машиностроение, 1976, с | |||
Ротационный фильтр-пресс для отжатия торфяной массы, подвергшейся коагулированию, и т.п. работ | 1924 |
|
SU204A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Опубликованная заявка ФРГ № 2844335, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1984-10-15—Публикация
1982-11-11—Подача