Изобретение относится к области учебных приборов по электричеству, в частности, типа моделей однофазного трансформатора.
Известные модели трансформатора не позволяют демонстрировать пропорциональное изменение напряжения с изменением числа витков вто1жчно1 1 обмотки.
В предложенном учебном приборе этот недостаток устраняется тем, что в нем применены смонтированные на железном сердечнике и снабженные контактными кольцами две катушки, врап1,аемые от ручного нривода в разные стороны и служан1не для ностененного наматывания гибкого провода вторичной обмотки, закренленного своими коннами на контактных кольцах.
На чертеже изображена принципиальная схема учебного прибора, предиазиаченного для демонстрации явлений трансформации электрического тока, в частности, возникновения трансформированного тока, в результате нреврангения линейного провода в спираль вторичной обмотки вокруг сердечника трансформатора и изменения напряжения Н1)опорцпопально чис.ту витков вторичной обмотки.
Учебньп прибор имеет железный сердечник /, на котором цомещена катушка с первичной обмотко 2 и две катуппчи 3, с,тужапи1е для наматывания линейного провода 4 в качестве облшткн. К свободным копцам .линейного провода 4 па рукоятке 5 нрнсоединены вольтметр 6 и сигна.тьная лампочка 7. Вто|)ые концы провода укреп.тепы па комтактных кольцах 8, к которым нрижаты HLCTKH 9, замыкаюп1иеся между собой нрн помоиш перемычки 10. КатупичИ 3 соединены гибкой передачей с валикол //, вращаемым за рукоятку 12 от руки.
Лине1 п1ЫЙ провод 1азбпт но длнне на равные участки а-а, б-б, в-в, окрашенные в разные цвета; шкала вольтметра также разбита на отдельные участки, окрашепные в те же цвета.
В начале демонстрации линейHbni провод 4 разматывают с катушек на всю длнну н включают нервичную обмотку прибора в электрическую сеть однофазного переменного тока. Прн этом ламночка
не загорается и стрелка вольтметра стоит на нуле. При постепенном наматывании провода на катз-шки 3 напряжение тока во вторичной обмотке возрастает, ламночка загорается и накал ее постепенно увеличивается, а стрелка вольмет Ш показывает увеличиваюн1уюся вс,1ич11ну напряжения. При этом, пока производится иаматываиие Зчастка провода, окрашенного в один цвет и соответствующего по длине определенному числу витков, ст)елка вольтметра находится па участке 1ика.ты, окрашенном в тот же цвет. Это способствует большей па1-лядности зависимости ве.тичины напряжения от числа витков.
Предмет изобретения
1. Учебный прибор для демонстрации явлений трансформации электрического тока, выполненный в виде модели однофазного траиеформатора с включенной в сеть
первичной оомоткои н сигнальной лампочкой и вольтметром в пепи вторичной обмотки, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью де- то1гетрации пропорционального измепепия иапряжения с изменеииел. числа витков вторичной обмотки, ьримепены смонтированные иа железном сердечнике и снабженные контактными кольцами две катушки, врашающиеея от ручного привода Б разные стороны и служашие для постепенного наматывания гибкого провода вторичной обмотки, закрепленного своими концами на контактных кольцах.
2. Форма вынолиения учебного прибора ио п. 1, о т л и ч а ю И а яс я тем, что, с целью удобства наблюдения за изменеиием напряжения, гибкий провод вторичной обмотки окрашен по длине равными участками в различные цвета, а гнкала вольтметра разбита на отдельные участки, окрашенные соответственно в те же цвета.
Авторы
Даты
1958-01-01—Публикация
1957-06-14—Подача