Изобретение относится к горной промьшшенности и может быть использовано при открытой разработке наклонных пластов полезных ископаемых.
Известен способ открытой разработки наклонных пластов полезных ископаемых, включающий отработку месторождений этапами с перемещением вскрышных пород автотранспортом во внутренний отвал.
Недостатком способа является ограниченная область применения из-за необходимости транспортного перемещения, вскрышных пород в отвал.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ открытой разработки наклонных пластов полезных ископаемых, включающий предварительное создание выработанного пространства до проектной отметки по глубине, буровзрывную подготовку пород, извлечение горной массы драглайном тремя наклонными слоями с отработкой каждого слоя горизонтальными заходками, перемещение пород верхнего и нижнего слоя автотранспортом во внутренний отвал, перемещение пород среднего слоя в выработанное пространство и создание транспортной трассы с перемычками lj .
Недостатками известного способа являются необходимость выполнения дополнительных объемов перевалочных работ для создания транспортных коммуникаций и сравнительно большие объемы вскрышных пород, перемещаемых в отвгш по транспортной схеме, что.в целом ведет к увеличению затрат на вскрышные работы.
Цель изобретения - снижение затра на вскрьшные работы за счет сокращения объема перевалочных работ по созданию транспортных коммуникаций и уменьшение объема транспортируемой вскрыши.
Поставленная цель достигается тем что согласно способу открытой разработки наклонных пластов полезных ископаемых, включающему предварительно создание выработанного пространства до проектной отметки по глубине, буровзрывную подготовку пород, извлечение горной массы драглайном тремя наклонными слоями с отработкой го слоя горизонтальными заходками, перемещение пород верхнего и нижнего слоев автотранспортом во внутренний
отвал, перемещение пород среднего слоя в выработанное пространство и создание транспортной трассы с перемычками, горную массу верхнего слоя извлекают с формированием уступов в среднем слое и после буровзрывной подготовки пород среднего слоя последний отрабатывают подуступами, причем при отработке верхнего подуступа каждого уступа на нижнем подуступе формируют откосы с углом наклона, не превьш1ающим допустимый для передвижения драглайна, а на поверхности нижнего подуступа одновременно формируют горизонтальную площадку затем с последней отрабатывают нижни подуступ, после чего драглайн перемещают к нижней бровке откоса нижнего подуступа, создают транспортную перемычку, соединяющую поверхность нижележащего уступа с транспортной трассой верхнего слоя, транспортируют по указанным перемычкам горную массу нижнего слоя и затем цикл вскрьшных работ повторяют до достижения выработанным пространством проектной отметки по глубине.
I
Кроме того, транспортную перемычку, соединяющую поверхность нижележащего уступа с транспортной трассой верхнего слоя, создают из пород верхнего слоя.
На фиг. 1 изображено карьерное поле, поперечный разрез; на фиг. 2 карьер, схематический план; на фиг.Зразрез А-А на фиг. 2.
Способ осуществляют следующим образом.
Горную массу в карьере условно делят на три слоя. Нижний слой включает полезное ископаемое 1. Верхний слой горной массы в начальный период при подготовке выработанного пространства перемещают транспортными средствам на внешние отвалы, а в дальнейшем по мере развития горных работ - во внутренние отвалы автотранспортом, горную массу среднего слоя перемещают драглайном 2 в выработанное пространство, причем при разделении горной массы карьера на слои поверхность среднего оставляют ступенчатой (А), которая после взрыва становится наклонной (В) и отрабатывается в следующем порядке: вскрышной уступ по высоте 3 разделяют на подуступы верхний 4 и нижний i наклонной плоскостью 6 откоса, кото).1 фую Создают при отработке верхнего подуступа, при этом одновременно на ней формируют промежуточные горизонтальные площадки 7, с которых отрабатывают нижний подуступ и по мере его отработки, начиная с позиции Т, драглайн перемещают в позицию П, затем в позицию Шик нижней бровке 8 (позиция 1J), после чего устраивают транспортную перемычку 9 из пород, оставляемых при отработке верхнего слоя, соединяющую поверхность нижележащего уступа 10 с одним из (Транспортных горизонтов It верхнего 9 слоя, затем цикл вскрышных работ повторяют до достижения проектной глубины отработки, после чего драглайн возвращается на новый верхний уступ. Использование изобретения позволяет снизить объемы переэкскавации горных пород, обеспечить удобный доступ к полезному ископаемому по горизонтальной трассе и возможность разработки пластов с углом на-. клона свьпие 15, что в целом ведет к повышению эффективности ведения горных работ и снижению затрат на вскрышные работы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2017 |
|
RU2642903C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ВСКРЫШНЫХ ПОРОД | 2005 |
|
RU2299985C2 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ПЛАСТОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 2002 |
|
RU2235205C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КРУТОНАКЛОННОГО ТРАНСПОРТНОГО СЪЕЗДА | 2010 |
|
RU2425220C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ УЗКИХ ВЫТЯНУТЫХ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И СЛАБОНАКЛОННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 1992 |
|
RU2016196C1 |
Способ открытой разработки горизонтальных и пологих месторождений | 1990 |
|
SU1740671A1 |
Способ отработки обводненного уступа | 1990 |
|
SU1789702A1 |
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ВСКРЫШНЫХ ПОРОД | 1995 |
|
RU2106494C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ВСКРЫШНЫХ ПОРОД | 2014 |
|
RU2563517C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ПЛАСТОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ДРАГЛАЙНАМИ | 2015 |
|
RU2584334C1 |
1. СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ НАКЛОННЫХ ПЛАСТОВ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, включающий предварительное создание выработанного пространства до проектной отметки по глубине, буровзрьгоную подготовку пород, извлечение горной массы драглайном тремя наклонными слоями с отработкой каждого слоя горизонтальными заходками, перемещение пород верхнего и нижнего слоев автотранспортом во внутренний отвал, перемещение пород среднего слоя в выработанное пространство и создание транспортной трассы с перемычками, отличающийся тем, что, с целью снижения затрат на вскрьшные работы за счет сокращения объема перевалочных работ по .созданию транспортных коммуникаций и уменьшения объема транспортируемой вскрыши, горную массу верхнего слоя извлекают с формированием уступов в среднем.слое и после буровзрывной подготовки пород среднего слоя по.следний отрабатывают подуступами, причем при отработке верхнего подуступа каждого уступа на нижнем подуступе формируют откосы с углом наклона, не превышающим допустимый для передвижения драглайна, а на поверхности нижнего подуступа одновременно формируют горизонтальную площадку, затем с последней отрабатьшают нижний подуступ, после чего драглайн перемешают к нижней бровке откоса нижнего подуступа, создают транспорт 9 ную перемычку, соединяющую поверх.Вость нижележащего уступа с транспорт|ной трассой верхнего слоя, транспортируют по указанным перемычкам горную массу нижнего слоя и затем цикл вскрышных работ повторяют до дости§ жения вьфаботанным пр1х;транством проектной отметки по глубине. 2, Способ по п. 1, о т л и ч а юСАЭ СО 00 со щ и и с я тем, что транспортную перемычку, соединяющую поверхность нижележащего уступа с транспортной трассой верхнего слоя, .создают из |пород верхнего слоя.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ открытой разработки наклонных пластов угля | 1974 |
|
SU723136A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1985-01-07—Публикация
1983-08-03—Подача