Изобретение относится к области машиностроения, где может быть использовано в различных инерционноимпульсных механизмах для преобразо вания возвратно-качательного движен с переменной угловой скоростью во вращательное одностороннее движение или для передачи движения только в одном направлении. Известна фрикционнаяленточная обгонная муфта ЕФНИПР-1, содержащая наружную и внутреннюю обоймы, ленту, двзшлечньй рычаг, серьги и стержни, соединяющие ленту с двупле ным рычагом 02 Однако в такой муфте не обеспечивается надежное сцепление ленты с внутренней обоймой, возможна пробуксовка и смятие ленты. Кроме того мал угол охвата лентой ведомого дис ка, в результате чего передающий крутящий момент невелик. Сложность конструкщш данной муфты определяет сравнительно большие ее габариты. Известна обгонная муфта, содержа щая ведомую полумуфту в виде зубчатого колеса, ведущую полумуфту со смонтированным на ней водилом, уста новленную на ведомой полумуфте обой му с выступами, шестерню, смонтированную .на обойме и входящую в зацепление с зубчатым колесом, сателл ты, закрепленные на водиле, а также упоры, контактируюЕр1е с выступами обоймы при обгоне кольца, установленного на втулке с возможностью фиксированного углового перемещения ; на котором .закреплены зшоры, при г т этом сателлиты кинематически связан с зубчатьтм колесом, а водило расположено соосно с зубчатым колесом 2 Однако работа этой муфты сопровождается динамическими ударами при. взаимодействии упоров и вследствие этого быстрым износом упоров. Кроме того, неббходимо большое коли чество сателлитов с упорами, чтобы они не изнашивались быстро, отсюда малая надежность муфты. Передающий крутящий момент у данной обгонной муфты больше, чем у описанной, но его величина ограничена прочностью заклинивающих упоров, работаюш 1Х в напряженном динамическом режиме. Высокая сложность конструкции определяет относительно большие габариты данной обгонной муфты. Наиболее близкой к изобретению пс технипеской сущности и достигаемому эффекту является муфта свободного хода, содержащая ступицу с коромыслом, шатун, ползун, размещенный на направляющей промежуточного диска и соединенный со свободными концами фрикционных колодок. Последние шарнирно закреплены на промежуточном, диске, размещенном подвижно на валу ступицы. Диск с колодками размещен внутри обоймы. Движение ползуна по направляющей ограничено упором, в качестве которого может служить дно проточки диска ЗЗ. Недостатками известнбй муфты являются сложность конструкции механизма привода фрикционных элементов из-за большого количества деталей и относительно малая надежность. Величина передаваемого крутящего момента у известной муфты вьш1е, чем у описанных, однако ее ограничивает относительно малый угол охвата обоймы фрикционными колодками, что также снижает надежную ее работу. Сравнительно большие габариты известной муфты определены большими размерами фрикционных колодок и наличием большого количества деталей механизма их привода. Целью изобретения является повышение надежности в работе путем увеличения фрикционной поверхности фрикдионного элемента и улучшение включения и выключения инерционно-импульсных механизмов. Поставленная цель достигается тем, что во фрикционно-обгонной муфте, преимущественно инерционноимпульсных механизмов, содержащей концентрично установленные обойму, ступицу, фрикционный элемент, рычажнь1Й механизм привода с упором и управляющим элементом, причем последний шарнирно установлен на рычаге механизма привода и соединен с фрикционным элементом, механизма привода установлен на ступице с возможностью ограничения перемещения элемента управления, а ступица установлена на валу механизма привода с возможностью вращения и взаимодействия с фрикционным элементом, фрикционный элемент выполнен в виде обегающей ступицу тормозной ленты и арнирно закреплен на управляющем элементе привода и на обойме, управ3ляющий элемент привода выполнен в виде зубчатого сателлита, а на внутренней поверхности обоймы выполнен зубчатый сектор, причем шарнирно закрепленньй на рычаге привода управляющий элемент установлен между ступицей и обоймой с возможность взаимодействия с зубчатым сектором последней. На чертеже изображена фрикционная обгонная муфта. Муфта содержит ведущую обойму 1, выполненную в виде колеса с внутрен ним зубчатым сектором, в зацеплении с которой находится зубчатый сателлит 2 управляющего элемента привода, размещенньй шарнирно на водиле 3 между ступицей А и обоймой 1. Ц лесообразно зубчатый сателлит 2 выполнять в виде сектора, с водилом 3 размещена ведомая ступица 4, охва тьшаемая фрикционной тормозной лен.той 5, которая одним концом шарнирно закреплена на ободе обоймы 1, а другим - шарнирно связана с сателли том 2. Ступица 4 установлена на ведомом валу приводного механизма с возможностью вращения и фрикционного взаи модействия с тормозной лентой 5, На цилиндрической поверхности ступицы с возможностью ограничения перемеще ния зубчатого сателлита 2 и водила 3 вьтолнен упор. Причем последний с целью увеличения фрикционной поверхности между сателлитом и ступицей может быть выполнен в виде двух упоров, один из которых (упор 6) закреплен на сателлите, а другой, сопряженный с первым-(упор 7), на цилиндрической поверхности ступи цы 4. Муфта работает следующим образом При прямом ходе ведущая обойма 1 обгоняет водило 3 вследствие инерционности его движения и передает вращение на зубчатый сателлит 2. В результате происходит натяжение фри ционной тормозной ленты 5, облегчаю щей ведомую ступицу 4, и замыкание ведущей обоймы 1 со ступицей 4. Передача движения на ведомую ступицу происходит со скоростью Ld . При обратном ходе в момент изменения направления вращения ведущей обоймы 1 водило 3 продолжает вращение по инерции в прежнем направле 064 НИИ. в результате зубчатьпЧ сателлит 2 начинает поворачиваться в обратную сторону и мгновенно ослабляет натяжение фрикционной ленты 5. Пррисходит размыкание ведущей обоймы 1 с ведомой ступицей 4, которая продолжает движение по инерции в прежнем направлении за все время обратного хода. После соприкосновения выступа 6, который служит упором сателлита 2, с упором 7 ступицы 4 происходит за- мыкание этих звеньев и ведущая обойма 1, сателлит 2 и йодило 3 вращаются как одно звено, не связанное со ступицей 4. При этом фрикционная тормозная лента 5 перемещается шарниром 6 , что предотвращает ее смятие, задиры, заклинивание и т.д. Затем цикл повторяется. Предлагаемое изобретение повышает надежность действия и величину передаваемого крутящего момента в 1,5 раза по сравнению с известными об- гонными муфтами при уменьшении габаритов за счет большего угла облегчения тормозной лентой ступицы, причем вьшолнение фрикционного элемента в виде ленты позволяет уменьшить габариты муфты,и за счет минимального количества деталей механизма привода фрикционного элемента. Использование предлагаемого изобретения по сравнению с базовым объектом - обгонной муфтой (МИЗ-61), позволит получить высокую надежность за счет увеличения фрикционной поверхности взаимодействующих элементов. Кроме этого, надежность повышается за счет улучшения работы механизма включения или выключения исключена возможность поломки прижимных устройств, осзтцествлено равномерное распределение величины передаваемого момента, уменьшен износ фрикционных элементов, использовано минимальное количество деталей. Это дает возможность повысить надежность устройства в два раза, а величину передаваемого момента - в 2-2,5 раза. Параллельно улучшены эксплуатационные характеристики муфты - уменьшены габариты устройства в 2-2,5 раза, время монтажа и демонтажа устройства в 3-3,5 раза, стоимость устройства в 4-4,5 раза при увеличении срока службы в 2-2,5 раза.
z
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЧЕТЫРЁХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОБУСУ | 2016 |
|
RU2628349C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2016 |
|
RU2628016C1 |
РЕГУЛИРУЕМАЯ ПЕРЕДАЧА | 2000 |
|
RU2181451C2 |
ЗУБЧАТАЯ ОБГОННАЯ МУФТА | 2005 |
|
RU2298711C2 |
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ВАРИАТОР | 1997 |
|
RU2127382C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2015 |
|
RU2603702C1 |
Инерционный трансформатор вращающего момента | 1990 |
|
SU1820105A1 |
Инерционный трансформатор вращающего момента | 1990 |
|
SU1820104A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2010 |
|
RU2444659C1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2016 |
|
RU2624137C1 |
ФРИКЦИОННО-ОБГОННАЯ МУФТА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ИНЕРЦИОННО-ИМПУЛЬСНЫХ МЕХАНИЗМОВ, содержащая концентрично установленные обойму, ступицу, фрикционный элемент, рычажный механизм привода с упором и управляющим элементом, причем последний шарнирно установлен на рычаге механизма привода, и соединен с фрикционным элементом, упор механизма привода установлен на ступице с истзможностью ограничения перемещения элемента управления, а ступица установлена на валу механизма привода с возможностью вращения и взаимодействия с фрикционным элементом, отличающаяся тем, что, с целью повьппения надежности в работе путем увеличения фрикционной поверхности фрикционного элемента и улучшения включения и выключения инерционно-импульсных механизмов, фрикционньй элемент выполнен в виде облегающей ступицу ленты и шарнирно закреплен на управляющем элементе привода и на обойме, управляющий элемент привода вьтолнен в виде зуб(Л чатого сателлита, а на внутренней поверхности обоймы вьтолнен зубчатый сектор, причем шарнирно закрепленный на рычаге привода управляющий элемент установлен между ступицей и обоймой с возможностью взаимодействия с зубчатым сектором последней. 4: 00 со
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Ленточная обгонная муфта ефнипр-1 | 1974 |
|
SU531945A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1985-03-07—Публикация
1984-01-13—Подача