Предметом изобретения является полярископ для коптроля внутренних напряжений в органическом стекле, например, фонаря самолетов до и во время сборки, а также в процессе испытания фонаря по установленной программе.
Известные полярископы с применением оптической системы, со.тоящей из поляризатора и анализатора, располагаемых по обе стороны контролируемого объекта, не обеспечивают контроля внутренних напряжений в смонтированном объекте без непосредственного контакта с ним и изолированно с двух противоположных его сторон.
В описываемом полярископе этот недостаток устранен тем, что оптические системы поляризатора и анализатора смонтированы на разъемном основании, снабженном винтовым устройством для синхронизации поворота поляризатора и анализатора на требуемый угол. В полярископе применен оптический визир для совмещения оптической оси поляризатора и анализатора при раздельной установке обеих частей полярископа с противоположных сторон контролируемого объекта.
На фиг. 1 изображен вид полярископа спереди; на фиг. 2 - схема световых лучей в полярископе и оптическом визире.
Основание полярископа выполнено в виде площадки с рукояткой /, состоящей из двух частей, скрепляемых двумя стяжными болтами 2 и 3. К площадке основания прибора крепится корпус 4 анализатора 5 и, корпус 6 поляризатора 7. Поворотом винта 8 обеспечивается синхронное вращение анализатора и поляризатора под углом до 360°, с целью получения максимальной яркости интерференционной картины контролируемого объекта. Наличие регулятора 9 света дает возможность регулировать равномерность освещения матового стекла и полярископа.
В разъеме основания полярископа по оси АА сочленяются поворотные ручки 10, благодаря чему при разъеме полярископа не требуется демонтаж поворотного механизма, кроме болтов 2 и 5.
№ 114591- 2 -
Обе половины полярископа используются непосредственно на контролируемом фонаре после монтажа его на самолете. В этом случае предусмотрено применение оптического визира для совмещения оптическо й оси ББ поляризатора и анализатора. При развороте двупреломляющей пластинки // в крайнее положение экран анализатора имеет фиолетовую окраску интерференционного цвета. От источника света 12 последний поступает в конденсор 13 полярископа. Пройдя через матовое стекло 14, световой луч поступает в поляризатор 7, вызывает поляризацию света, после чего проходит двупреломляющую пластинку // и контролируемый объект 15.
В зависимости от величины внутренних напряжений в контролируемом объекте в анализаторе 5 наблюдается интерференционная картина цветов, отличающаяся от фиолетового свечения экрана и соответствующая величине внутренних напряжений и зоне их распределения в контролируемом объекте.
Интерференцию света через полупрозрачное зеркало 16 можно наблюдать в двух направлениях: со стороны задней крыщки 17 и верхнего козырька 18. Большое значение имеет определение величины и распределение внутренних напряжений в стеюте фонаря при опрессовке и наддуве кабины самолета.
В этом случае обе половины полярископа применяют раздельно: одну половину полярископа устанавливают в кабине самолета, а другую половину - с внешней стороны кабины, причем механическая связь между обеими частями полярископа отсутствует. Для совмещения оптической оси АА применяются оптические визиры 19 и 20. Луч света от источника через конденсор 21, красный фильтр 22 и диафрагму 23 с двyJMЯ окнами, образующими два световых луча, поступает в призму оптического визира 20.
Отразившись от призмы двумя красными лучами, лучи падают на призму оптического визира 19 и далее на плоскость полупрозрачного зеркала 16, в точке с нанесенными на его плоскости штрихами положения двух лучей. Вращая поляризатор 7 с двупреломляющей пластиной 11, проектируют градусные де-тения на оптический визир 19 в полупрозрачное зеркало 16. Ручкой анализатора 5 последний подстраивают под соответствующее число градусных делений поляризатора 7. При наблюдении за интерференционной картиной одновремегшо наблюдают за положением обоих красных лучей на полупрозрачном зеркале 16, совмещая их со штрихами на зеркале; тем самым осуществляется контроль совмещения оптической оси ББ.
Предмет изобретения
1.Полярископ, предназначенный для контроля распределения внутренних напряжений, например, в органическом стекле фонаря самолетов, с применением оптической системы, состоящий из поляризатора и анализатора, располагаемых по обе боковые стороны контролируемого объекта, отличающийся тем, что, с целью контроля внутренних напряжений Б смонтированном объекте без непосредственного контакта с ним и изолированно с двух противоположных его сторон, оптические системы поляризатора и анализатора смонтированы на разъемном основании, снабженном винтовым устройством для синхронизации поворота поляризатора и анализатора на требуемый угол.
2.В полярископе по п. 1 применение оптического визира для совмещения оптической оси поляризатора и анализатора при раздельной установке обеих частей полярископа с противоположных сторон контролируемого объекта.
6«--I
А
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОЛЯРИСКОП ШАХТНЫЙ КОМПАКТНЫЙ | 2014 |
|
RU2587101C2 |
ОПТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЛАВНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ ПРОЗРАЧНОЙ МОДЕЛИ | 1967 |
|
SU205337A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ КОЖИ | 2003 |
|
RU2233618C1 |
МИКРОСКОП ПРОХОДЯЩЕГО И ОТРАЖЕННОГО СВЕТА | 2009 |
|
RU2419114C2 |
Устройство для аттестации фазовых пластин | 1985 |
|
SU1249347A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОПТИЧЕСКИХ РАЗНОСТЕЙ ХОДА В ФОТОУПРУГИХ МАТЕРИАЛАХ | 1991 |
|
SU1808210A3 |
ПОЛЯРИСКОП ОТРАЖЕННОГО СВЕТА | 1973 |
|
SU363865A1 |
Устройство для топографирования доменов в антиферромагнитных кристаллах | 1988 |
|
SU1573440A1 |
Интерференционное устройство для контроля линз | 1990 |
|
SU1758423A1 |
ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПОЛОЖЕНИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ОСИ КОРУНДОВЫХ СФЕРИЧЕСКИХ ПОДПЯТНИКОВ В СОСТАВЕ МАЯТНИКОВ ГАЗОВЫХ ЦЕНТРИФУГ | 2011 |
|
RU2473072C1 |
Авторы
Даты
1958-01-01—Публикация
1958-01-02—Подача