Изобретение относится к машиностроению, и предназначено для применения в силовых приводах транспортных рольгангов литейных автоматических линий и других технологических линиях для передачи крутящих моментов.
Известна фрикционная муфта со спиральной пружиной, в которой фрикционный барабан насажен на ведущий вал, который свободно облегчает спиральная пружина переменного сечения, толстый конец который неподвижно закреплен в ведомой полумуфте, а тонкий конец - с включающим устройством, которое может быть электрическим в виде якоря электромагнита или механическим в виде рычага, соединенного с ней осью и тарельчатой включающей полумуфтой, последняя, перемещаясь вдоль вала, нажимает на длинное плечо рычага, который, поворачиваясь, включает муфту 1. Недостатки муфты со спиральной пружиной - сложность конструкции как самой муфты, так и механизмов включения и выключения, а также регулирования оптимального усилия сжатия полумуфт, наличие механизмов фиксации включенного и выключенного состояния, односторонность действия и сложность настройки оптимального усилия сжатия полумуфт.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту к изобретению является реверсивная фрикционная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, выполненные в виде дисков, подпружиненных друг к другу тарельчатыми пружинами, причем ведомая полумуфта выполнена в виде двух жестко связанных дисков, установленных по обе стороны от диска ведущей полумуфты, а усилие нажимного устройства регулируется регулировочными гайками 2.
Недостатком известного устройства является то, что диски ведомой полумуфты, постоянно поджатые к диску ведущей полу-, муфты, не реагируют на изменение внещнего элемента сопротивления и при любом его изменении диски пробуксовывают один относительно другого. Такой режим работы не приемлем для рольганга литейных линий, где срабатывание муфты должно произойти не при всяком изменении момента сопротивления, а только при предельном значении, например, установке литейной заготовки на рольганге свойственно пиковое увеличение момента сопротивления. Однако это не должно вызвать срабатывания муфты. Наоборот, в данный момент работы сцепление между фрикционными поверхностями должно быть автоматически увеличено. В то же время, при перегрузке рольганга муфта должна сработать. Поэтому недостатком известной муфты является ограниченность диапазона регулирования, что ухудщает ее эксплуатационные возможности.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных возможностей путем расширения диапазона регулирования муфты при изменяющихся моментах сопротивления ведомой полумуфты.
Поставленная цель достигается тем, что в реверсивной фрикционной муфте преимущественно транспортного рольганга литейных автоматических линий, содержащей связанные соответствующими валами и установленные с возможностью взаимодействия одна с другой дисковые ведущую и ведомую полумуфты, устройство включения в виде тарельчатых пружин и устройство, регулирующее сжатие указанных полумуфт,
5 причем подпружиненные тарельчатыми пружинами диски ведомой полумуфты жестко связаны один с другим, размещены по обе стороны от диска ведущей полумуфты и установлены на ведомом валу с возможностью осевого перемещения, устройство, регулирующее сжатие полумуфт, выполнено в виде установленных с зазором и связанных один с другим посредством пружины кручения полого стакана и опорного диска, жестко закрепленного на ведущем валу, причем
5 полый стакан одним своим торцом посредством резьбы прямоугольного профиля подвижно по оси закреплен на ведущем валу, а другим - на диске ведущей полумуфты. На фиг. 1 изображена реверсивная фрикционная муфта; на фиг. 2 - разрез А-А
на фиг. 1.
Реверсивная фрикционная муфта транспортных рольгангов состоит из ведущей и ведомой полумуфт. Ведущая полумуфта выполнена в виде подвижного по оси диска 1, а ведомая - в виде двух подвижных по оси и жестко связанных между собой дисков 2 и 3. Последние установлены на валу 4 для обеспечения реверсивной работы по обе стороны от диска 1. Диск 1 жестко связан с полым стаканом 5 устройства, регулирующего сжатие полумуфт, установленным на валу 6. Указанное регулирующее устройство выполнено в виде полого стакана 5 и опорного диска 7, установленных с зазором cf один относительно другого. Опорный
с диск 7 зафиксирован на валу 6 буртом 8 и стопорным кольцом 9, полый стакан и опорный диск 7 связаны один с другим посредством пружины 10 кручения с жесткой заделкой в торцы концов пружины. Диски 2 и 3 ведомой полумуфты связаны с
0 устройством включения, выполненным в виде тарельчатых пружин 11 и 12 и бурта 13, стопорным кольцом 14. Полый стакан устройства регулирования может быть выполнен составным в виде диска 15 и втулки 16. Ведущий диск 1, диск 15 и втулка 16 полого стакана 5 могут быть закреплены пальцами 17, посаженными на резиновые втулки 18 и щайбы 19. Полый стакан 5 для обеспечения автоматичного режима устройства
регулирования и хорошей чувствительности установлен на валу подвижно по оси. Связь вала 6 с полым стаканом 5 выполнена в виде прямоугольной ходовой резьбы 20.
Муфта работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 6 в направлении, показанном на фиг. 1, ведущая полумуфта 1 получает осевое перемещение по валу за счет смещения по оси в винтовой паре, закручивая при этом пружину 10 и сжимая тарельчатую пружину 11, обеспечивая необходимое оптимальное усилие сжатия дисков 1 и 2, за счет которого крутящий момент передается валу 4. Несоосность валов 4 и 6 и контакт по кольцевой поверхности блоков 1 и 2 компенсируется резиновыми втулками 18, посаженными на пальцах 17. Автоматическое регулирование оптимального усилия сжатия фрикционов обеспечивается осевым перемещением полумуфты 1 по винтовой паре при помощи движущего момента, которым является упругий момент пружины 10 кручения, изменяющийся с изменением момента сопротивления вала 4. Величина предельного крутящего момента устанавливается величиной зазора S, (когда осевое перемещение полу муфты I равно величине зазора tf, происходит проскальзывание в фрикционной паре, а усилие сжатия диска 3 с полумуфтой 1 равно 0). При реверсе ведущего вала 6, ведущая полумуфта 1 меняет направление осевого перемещения по винтовой паре, создавая при этом/оптимальное усилие сжатия дисков 1 и 3, за счет которого крутящий момент передается валу 4 в обратном направлении, а усилие сжатия дисков 1 и 2 при этом равно нулю.
При отключении привода ведущая полумуфта 1 под действием упругого момента пружины 10 кручения по винтовой паре возвращается в исходное положение, т.е. муфта отключена.
Использование изобретения позволит улучщить эксплуатационные возможности предлагаемого устройства, так как расщирится диапазон регулирования муфты с учетом изменяющихся в процессе работы моментов сопротивления ведомой полумуфты, при этом процесс регулирования будет осуществляться автоматически при правильном выборе усилия затяжки пружин устройства включения.
Применение муфты в транспортных рольгангах автоматических литейных линий позволит снизить металлоемкость рольганга за счет уменьщения количества комплектующих изделий и уменьщения профиля короба транспортного рольганга, снизить трудоемкость изготовления и потребления мощности, а также повысить надежность работы транспортных рольгангов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МУФТА ПРЕДЕЛЬНОГО МОМЕНТА | 1969 |
|
SU244825A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1986 |
|
SU1518583A1 |
Фрикционная предохранительная муфта с.г.нагорняка | 1979 |
|
SU863915A1 |
ОБРАТНЫЙ ПОВОРОТНЫЙ ЗАТВОР (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2514452C1 |
Пружинная муфта | 1977 |
|
SU636428A1 |
Устройство для передачи тарированного крутящего момента | 1974 |
|
SU752070A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1985 |
|
SU1295064A1 |
Предохранительная муфта | 1977 |
|
SU637567A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1978 |
|
SU824716A2 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1978 |
|
SU881414A2 |
РЕВЕРСИВНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАНСПОРТНОГО РОЛЬГАНГА ЛИТЕЙНЫХ АВТОМАТИЧЕСКИХ ЛИНИИ, содержаш,ая связанные с соответствуюш,ими валами и установленные с возможностью фрикционного взаимодействия одна с другой дисковые ведушую и ведомую полумуфты, устройство включения в виде тарельчатых пружин и устройство, регулируюшее сжатие упомянутых полумуфт, причем подпружиненные тарельчатыми пружинами диски ведомой полу муфты жестко соединены один с другим, размешены по обе стороны от диска ведушей полумуфты и установлены на ведомом валу с возможностью осевого перемешения, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных возможностей путем расширения ее диапазона регулирования при изменяющихся моментах сопротивления ведомой полумуфты, устройство, регулирующее сжатие полумуфт, выполнено в виде установленных с зазором и связанных друг с другом посредством пруS жины кручения полого стакана и опорного (Л диска, жестко закрепленного на ведущем валу, причем полый стакан одним своим торцом посредством резьбы прямоугольного профиля подвижно по оси закреплен на ведущем валу, а другим - на диске ведущей полумуфты. N а 4 СО
19 18
А-А
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Поляков В | |||
С., Барбаш И | |||
Д | |||
Муфты | |||
Л., «Машиностроение, 1973, с | |||
Устройство для отыскания металлических предметов | 1920 |
|
SU165A1 |
Прибор для массовой выработки лекал | 1921 |
|
SU118A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Поляков В | |||
С | |||
и др | |||
Справочник по муфтам | |||
М., «Машиностроение, 1979, с | |||
Способ изготовления гибких труб для проведения жидкостей (пожарных рукавов и т.п.) | 1921 |
|
SU268A1 |
VII | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1985-03-23—Публикация
1983-12-29—Подача