Забойный датчик сигнализатора встречи угольных пластов Советский патент 1985 года по МПК E21B47/12 

Описание патента на изобретение SU1154453A1

У1

О: 4а СП

со

Изобретение относится к горному делу, а именно к сигнализаторам встречи угольных пластов в процессе бурения скважин, и может быть использовано при геологоразведочных работах на угольных месторождениях.

Наиболее близким техническим решением к изобретению является забойный датчик с полым корпусом, внутренней герметичной капсулой, содержащей подпружиненный инерционный элемент со сменными регулировочными грузами и торцовыми демпферными полостями, соединенными выполненным в инерционном элементе каналом, содержащим дроссель, а также гкщрозатвором, выполненньм с виде гильзы с подводящими и отводящими каналами и помещенного в нее золотника с кольцевой проточкой и расположенными по обе ее стороны уплотнениями, соединенного с инерционным элементом посредством штока и.

Однако надежность работы известного датчика понижается вследствие попадания загрязненртй из промывочной жидкости в зазор между золотником и гильзой гидрозатвора, что способствует заеданию и заклиниванию золотника гидрозатвора, а также вследствие повьшенного механического износа кольцевых уплотнительных элементов забойного датчика, обусловленного высокочастотными колебаниями золотника и штокаJ передаваемьмн от инерционного элемента, и попаданием в рабочую зону уплотнений механических загрязнений из промывочной жидкости. В свою очередь, повьпиеннь Й износ уплотнений забойного датчика вызывает попадание промьшочной жидкости и содержащихся в ней загрязнений в демпферкые торцоBbse полости инерционного элемента в процессе бурения и утечку демпферной жидкости из указанных полостей в процессе хранения и транспортировки забойного датчика. Кроме того, забойный датчик имеет сравнительно большую длину и металлоемкость.

Целью изобретения является повьпаение надежности работы забойного датчика, снижение его габаритов и экономия материалов за счет совмещения гидрозатвора с инерционным элементом и капсулой.

Поставленная цель достигается тем, что в забойном датчике сигнализатора встречи угольных пластов, содержащем

полый корпус, внутреннюю герметичную капсулу, подпружиненный инерционный элемент со сменными регулировочиьа.ш грузами, две полости с демпферной жидкостью, расположенные по торцам инерционного элемента, соединенные выполненным в инерционном элементе каналом с дросселем, а также гидрозатвор, выполненный в виде гильзы с подводящими и отводящими каналами и золотника с кольцев®й проточкой и уплотнениями, расположенными по обе стороны от кольцевой проточки, гильза гидрозатвора совмещена с капсулой, а уплотнения выполнены в виде эластичных чулкообразных диафрагм, при этом золотник гидрозатвора является инерционньгг-i элементом.

На .фиг. 1 изображена конструктивная схема забойного датчика сигнализатора встречи угольных пластов; на фиг. 2 - гидрозатвор забойного датчика в положении, соответствующем переходу бурового снаряда из породы кровли в угольный пласт; на фиг. 3 то же, при переходе бурового снаряда из угольного пласта в породу

Сигнальное устройство-1 снабжено датчиком 2 давления, подключеиньм к линии 3 нагнетания бурового насоса 4 В скважине над буровым снарядом расположен Эабойный датчик, содержащий полый корпус 5 с верхним переходником 6, входнь1м каналом 7 и нижкш переходником 8 с выходньи каналом 9 и размещенную в корпусе 5 капсулу 10 с помещенным в ней инерционньм элементом 11 с образованием полостей 12 и 13 с демпферной жидкостью,, расположенных по торцам инерцио}1ного элемента 11 и соединенных друг с другом вьшолненным в ине ционном элементе 1 каналом 14, содержащим регулироночный дроссель, выполненныр например, в виде дроссельной решетки содержащей набор дроссельных шайб 15, установленных с зазором 16, который обеспечивается разделительными шайбами 17о Инерционньй элемент 11 снабжен сменными регулировочными грузами 18 и пружинной подвеской, включающей верхнюю пружину 19, установлепную в полости 12 капсулы 10, и пружину 20, установлеГПп/ю в полости 13 капсулы. Капсула 10 соединена с корпусом 5 верхними 21 и 22 ребрами крепления и устлиовчсна концентрично с указл);ным корпусом 31 с образ(5ваиисм ко.чьпспых каиал(тв 23 и 24 для прохода промыночной жидкос которые в зависи:-к)сти от положения инерционного злемелпя 1 1 соединяютс друг с другом идл разъединяются. Забойньп датчик снабжен золотниковым гидроз-атвором, включаюп им гильзу и помещенный в нее золотник, причем гильза гидрозатвора конструк тивно совмещена с капсулой 10, а зодотник с инерционным элементом 11, для чего на инерционном элемен те 11 выполнена кольцевая проточка 25, а в капсуле 10 выполнены подводящие 26 и отводяатие 27 каналы, гидравлически связанные друг с другом через кольцевую проточку 25 инерционного элемента 11 В гидрозатворе по обеим сторонам колыдевой проточки 25 установлены уплотнения, вьиюлиенные в виде эластичЕсых чулкообразных диафрагм 28 и 29, каждая из которых защемлена по периферии в капсуле 10 а по центру - в инерционном элементе 11. В конструкции- предусмотрена смазка внутренних поверхностей диафрагм 28 и 29, перекатывающихся по стенкам капсулы 10 и г-нердионного элемента 1 1 в проиессе работр забойного датчика, а Также гидравлическая разгрузка указап -1ьгл диафрагм от давления промывочной жидкости, Пля этих целей внутренние полости 30 и 31 уплотненю1 28 и 29 подключены соответственно каналами 32 и 33 к Канаду 14 Демпферное масло, попадая из канала .14 в полости 30 и 31, обеспечивает смазкурабочих поверхностей уплотнений 28 и 29, сн1жаюш,ую их износ, PiMecre с тем демпферное масло в полостях 30 и 31 воспринкмает давление, действующее на уплоткемия 28 и 29 со стороны промывочной жидкости и в силу своей несжимаемости препятствует растяжению и гидроразрыву указанных уплотнений силами давления промывочной жидкости. Для полного исключения возможности гидроразрыва диафрагм 28 и 29 в забойном датчике предусмотрены меры, обеспечивающие создание начального давления в полос тях 12 и 13 и связанных с ними полостях 30 и 31. Указанное начальное давление можно создавать, например, путем уменьшения объема полости 12 после заливки капсулы 10 демпферной жидкостью. Для этого верхняя крьшка 34 капсулы 10 с {абжается пробкой-плунжером 34 с фиксирукнцей 1айко1( 35, я в нижней крьпаке капсулы устанавливается подпружиненньй клапан 36 с входным канагюм 37, закрытым заглушкой 38, После заливки капсулы 10 демпферной жидкостью на ме-сто заглушки 38 вворачивается штуцер, соединенньй с контрольным манометром, причем указанньй штуцер снабжается наконечником (толкателем), которьо,нажимая на шариковый клаиан 36, соединяет полость 13 капсулы 10 с манометром. Затем вращением пробки-плунжера 34 перемещают ее в сторону плоскости 12, что сопровождается уменьшением объема последней и соответствующим ростом давления в гидравлических полостях и каналах капсулы Ю, наблюдаемым по контрольному манометру. После дocт rжeния в капсуле 10 )ia4ajnj Horo давления пробку 34 фиксируют гайкой 35 от проворачивания и отсоединяют от капсулы 10 контрольны манометр, после чего клапан 36 возвращается пружиной в исходное положение. Начальное разгрузочное давление во внутренней полости капсулы 10 можно создавать также путем подкачки в нее демпферного масла -через обратный клапан 36, в этом случае для этого треЬуется источник давления, например ручная помпа (насос). Кроме того, при заправке капсулы 10 демпферной жидкостью предусматриваются меры, исключающие попадание в демпферн то жидкость возду1иных пузырьков и ее насьш;ение воздухом, -Тем самым, исключается емость демпферной жидкости и возможность гидроразрыва диафрагм 28 и 29. Датчик работает следукядим образом. При бурении пороПы кровли угольного пласта буровой снаряд вместе с забойным датчиком совершает поступательное движение с практически постоянной скоростью. При этом инерционный элемент 1t находится в среднем исходном положении (фиг. 1), при котором его кольцевая проточка 25 сообщает каналы 26 и 27, давая возможность промывочной жидкости проходить через кольцевые каналы 23 и 24 и выходной канал 9 к буровому снаряду. Осевые колебания инерционного элемента 11, возбуждаемые колебаниями бурового снаряда, сопровождающими процесс разрушения горной породы на. забое скважины, гасятся за счет сил сопротивления вязкого J трения демпферной жидкости, перетекающей из полости 12 в полость 13 и в обратном направлении по каналу через дроссельные шайбы 15 дроссель ной решетки в процессе колебания инерционного Э1 емента 11. При переходе бурового снаряда из породы Kpt)Bjni -в угольный пласт скорость поступательного перемещения бурового снаряда и соединенного с ним забойного датчика резко возраст ет, вследствие чего корпус 5 забойного датчика получает ускорение. При этом инерционный элемент 11 в силу инерции стремится сохранить спое начальное положениеj что зызыBfveT перемеш.ение корпуса 5 вниз относ.лтгяьно 1- иерционного элемента 1 1, Это приводит к перемещению колпэцевой проточки 25 инерционгюго элемента I I Б верхнее положение (фкг. 2),, при котором отводящий канал 27 ri-щрозатвора перекрьшается инерциопньйм элементом 11, что вызывает разобп ение каналов 26 и 27 гидрозатвора и перекрытие пот.ока промывочной жидкости в забойном дат чике, формирующее сигнальный импуль давления, двнжупщйся с высокой скоростью по столбу промывочной жидкости 3 колонне к поверхностному датчику 2 давления. Выходной сигнал датчика 2 поступает на сигнальное устройство 15 которое подает инфор.мадиониьп (световой звуковой, визуально-паблюдаемый и т.п.) сигнал о встрече угольного пласта После подачи сигнала бурение прекращают, буровой снаряд подни1н{а1от из скважины, забойньв датчик соединяют с двойным колонковым снарядом, предназиаченньм для отбора керновьж про угля, и производят перебурк-у угольн го пласта (при перебурке некондмционных угольных пластов и прослоев сплошным забоем без отбора керновых проб данная операция не производит и после встречи угольного пласта бурение может не прекращаться)„ Б процессе перебурки угольного пласта инерционный элемент 11 находится в своем средне1ч неходком положении (фиг, 1), обеспечивая про хождение промывочной /кидкости по ка налам 23, 24 и 9 к буровому снаряду При переходе бурового снаряда и угольного пласта в породу скорость поступательного перемеп1йния бурово 53 снаряда и забойного датчика резко снижается, вследствие чего корпус 5 забойного датчика начинает двигаться с замедлением. При этом в силу инерции элемента 11 корпус 5 перемещается вверх относительно последнего. Это приводит к перемещению кольцевой проточки 25 инерционного элемента 11 в нижнее положение (фиг, 3), при котором подводящий канал 26 гидрозатBopji перекрывается инерционным элементом 11, что вызывает разобщение каналов 26 и 27 забойного датчика. В результате происходит перекрытие потока промывочной жидкости в забойном датчике Формирующее импульс давления, восприлтимаемьй датчиком 2, выдающттм выходной сигнал на сигнальпоя устройство Т, информирующее бурового NsacTspa об окончании перебурки угольного пласта. В процессе осевых колебаний и перемещений ииерционного элемента 11 эластичные диафраг /гы 28 и 29 перекатываются по поверхности капсулы 10 и инерционного элемента 11 (фиг. 2 и 3) и обеспечивают при этом глухую защи1у зазоров между капсулой 10 и инерционным элементом 11 от попадания в них промывочной жидкости и загрязнений, исключая тем самым возможность заедания и заклинивания инерциокмого элемента 11 в капсуле 10, а также возможность смещения демпферной жидкости в полостях 12 и 13 с промывочной жидкостью. Вместе с тем диафрагмы 28 и 29 защищают демпферную жидкость в полостях 12 и 13 от загрязнения механически1-1и примесями, содержащршися в промывочной жидкости и тем самым исключает возможность засорения дроссельных шайб 15 дроссельной решетки указанными примесями. Кроме Toros диафрагмы 28 и 29 исключают возможность утечки демпферной жидкости из полостей 12 и 13 капсулы 10, При этом используемые в предлагаемом сигнализаторе эластичные диафрагменные уплотнения 28 и 29 более надежны и долговеч ы в сравнении с кольцевыми уплотнениями, поскольку они обеспечивают глухую запшту зазоров сопряженных деталей забойного датчика и демпферной .жидкости и, вместе с их износ протекает менее интенсивно,, так как рабочие поверхности угглотнений. подвергаемые износу (контактирующие с капсулой 10 711 и инерционным элементо1-г 11), защищены от промывочной жидкости и содержащихся в ней загрязнений и снабженЕл смазкой через каналы 32 и 33, Кроме того, высокая надежность и долговечность используемых диафрагменных уплотнений 28 и 29 обуславливается также тем, что их механический износ не сопровождается потерей герметичности. 53 Предлагаемое техническое решение позволяет снизить металлоемкость и осевой габарит (длину) забойного датчика сигнализатора за счет совмещения золотника гидрозатвора с инерционным элементом, а гильзы гидрозатвора - с капсулой забойного датчика и увеличить надежность и долговечность датчика за счет зластичных чулкообразных диафрагменных уплотнений,

Похожие патенты SU1154453A1

название год авторы номер документа
Сигнализатор встречи угольных пластов в процессе бурения 1983
  • Лобанов Борис Семенович
SU1113528A1
Забойный датчик сигнализатора встречи угольных пластов 1984
  • Лобанов Борис Семенович
SU1219798A1
Устройство сигнализации границы угольных пластов 1980
  • Лобанов Борис Семенович
SU945427A1
Забойный датчик сигнализатора встречи угольных пластов 1983
  • Удовиченко Виктор Николаевич
SU1141188A1
КЕРНООТБОРНЫЙ СНАРЯД 2006
  • Секисов Андрей Васильевич
RU2318981C1
Забойный датчик сигнализатора встречи угольных пластов 1984
  • Мазаев Павел Константинович
  • Гайдуков Юрий Иванович
SU1263830A1
КЛАПАННОЕ УСТРОЙСТВО ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Щелконогов Геннадий Александрович
RU2330151C1
КЛАПАННОЕ УСТРОЙСТВО ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2007
  • Щелконогов Геннадий Александрович
RU2348784C2
КЕРНООТБОРНЫЙ СНАРЯД 2012
  • Андоскин Владимир Николаевич
  • Кобелев Константин Анатольевич
  • Тимофеев Владимир Иванович
  • Клюйков Яков Владимирович
RU2509867C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КЛАПАН ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Голдобин Владимир Борисович
  • Трапезников Сергей Германович
RU2303116C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 154 453 A1

Реферат патента 1985 года Забойный датчик сигнализатора встречи угольных пластов

ЗАБОЙНЫЙ ДАТЧИК СИГНАЛИЗАТОРА ВСТРЕЧИ УГОЛЬНЫХ ПЛАСТОВ, содержащий полый корпус, внутреннюю герметичную капсулу, подпрзтжиненный инерционный элемент со сменными регулировочными грузами, две полости с демпферной жидкостью, расположенные по торцам инерционного элемента, соединенные выполненным в инерционном элементе каналом с дросселем, а также гидрозатвор, выполненный, в виде гильзы с подводящими и отводящими каналами и золотника с кольцевой проточкой и уплотнениями, расположенными по обе стороны от кольцевой проточки, отличающийся тем, что, с целью повьшения надежности работы и экономии -материалов, гильза гидрозатвора совмецена с капсулой, а уплотнения вьтолнены в виде эластичных чулкообразных диафрагм, о при этом золотник гидрозатвора является инерционньм элементом.

Формула изобретения SU 1 154 453 A1

23

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1154453A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Авторское свидетельство СССР по заявке № 3567367/22-03, кл
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 154 453 A1

Авторы

Лобанов Борис Семенович

Даты

1985-05-07Публикация

1983-12-09Подача