Изобретение относится к горной промышленности и может применяться при разработке наклонных месторождений открытым способом.
Известен способ открытой разработки месторождений, включающий предварительное создание емкости до конечной глубины карьера с последующим перемещением пород вскрыши колесным транспортом и развитием фронта горных работ по простиранию пластов СОНедостатком данного способа является невысокая эффективность из-за перемещения большого объема породы дорогим видом транспорта - колесным и наличия технологического процесса транспортирования в производственном цикле.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ открытой разработки наклонных пластов месторождений полезных ископаемых, включакщий предварительное создание выработанного пространства До проектной отметки по глубине, извлечение горной массы в забоях тремя наклонными слоями с перемещением пород верхнего слоя по транспортным горизонтам автотранспортом на отвалы, а породы среднего слоя во внутренний отвал при развитии фронта горных работ вдоль линии простирания пласта12Недостатком известного способа является перемещение драглайном породы только горизонтальной части заходки наклонного слоя,.подготавливаемой для экскавации буровзрывным способом. Порода наклонной части заходки вывозится автотранспортом вместе с вскрьшей верхнего елся. При этом она составляет 50% всего объема наклонного слоя. Кроме того, переход драглайна между заходками осуществляется по отвалу с созданием трассы, по которой перемещаются транспортные средства, например айтосамосвалы. Трасса формируется на свежеотсьтанном отвале без соблюдения условий его устойчивого стояния, что приводи к сползанию отвалов и аварийному состоянию горных выработок.
При отработке среднего наклонного слоя горизонтальными заходками с глубиной забоя (высотой уступа),равной максимальной глубине черпания драглайна, трасса для перемещения драглайна и автосамосвалов имеет значительную длину ;Во внутренних отвалах вследствие преодолеваемого автосамосвалами уклона. Так, например, при работе экскаватора 301-10/70,ЭШ-15/90А, ЭШ-2-20/90, имеющих глубину черпания 35 и 42 м, длина трассы соответственно равна 440 и 520 м. Для этого потребуется больщая протяженность предварительно создаваемого вьфаботанного пространства с заполнением его породой; перевозимой автотранспортом,до начала осуществления известного способа. Все это значительно снижает эффективность известного способа.
Цель изобретения - повьшение безопасности ведения горных работ, укладки максимально возможного объема . вскрьгаш в отвал по бестранспортной технологии, сокращение расстояния перегона экскаваторов.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу открытой разработки наклонных пластов месторождений полезных икопаемьк, включающему предварихельное создание выработанного пространства до проектной отметки по глубине, извлечение горной массы в забоях тре.мя наклонными слоями с перемещением пород верхнего слоя по транспортным горизонтам автотранспортом на отвалы, а породы среднего слоя - во внутренний отвал при развитии фронта горных работ вдоль линии простирания пласта,
отработку среднего слоя производят заходками, наклоненными поочередно в сторону пласта и в сторону выработанного пространства с максимально допустимым уклоном, преодолеваекым
0 соответственно драглайном и транспортными средствами с созданием в начале и конце заходок горизонтальных площадок, примыкающих к транспортнысм горизонтам верхнего слоя и к нижнему слою в месте соединения наклонных заходок с взаимно расположенными направлениями подвигання в них забоев, а в нижней части среднего слоя горизонтальные площадки примыкают к
0 транспортному съезду, который сооружают в отвальной зоне у нерабочего борта, отстраиваемого в предельном положении.
На фиг. 1 показано карьерное поле, поперечное сечение; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 и 4 фрагменты планов развития горных ра5бот в промежуточный и завершающий этапы. Способ открытой разработки закл чается в следующем. Горную массу в карьере условно делят на три слоя. Нижний слой вкл чает полезное икопаемое 1. Верхний слой 2 в начальный период при подг товке вьфаботанного пространства п ремещают на внешние отвалы. В дальней шем по мере развития горных работ п роду перемещают во внутренние отвал автотранспортом. Средний слой 3 отр .батывают наклоннь ш заходка |П1по п, pnsmnp, nmesn ,рпгтп р и т.д. Причем заходки наклонены под разными угпамя поочередно в направлении нижнего третьего слоя и от не го. При этом драглайн и транспортные средства могут перемещаться по плоскости МП , т п и т.д., а по основанию ttm - только драглайн. В последнем случае плоскость наклонен под максимально допустимым при пере мещении драглайнов углом (9-10). Для вывозки полезного ископаемого из нижнего слоя формируется за обра ный проход экскаватора наклонная плоскость, позволяющая эффективно использовать транспортные средства, например, мобильного вида автосамосвалы (угол наклона 4°30- 5°). Экскаваторная заходка оконтуривается как бы сверху и снизу наклонными плоскостями и характеризуется двумя углами наклона кровли и почвы. Именно отработка наклонными заходками позволяет достичь главного - избежать перемещения драглайна по всей протяженности фронта работ в отвальной зоне, либо в зоне ей .противоположной, где используется транспортная технология на отработке верхнего слоя. Это существенно упрощает процесс горного производства. В месте соединения заходок создают горизонтальные площадки от , от , т.д., примыкающие к транспортг-544684 ным горизонтам 4 верхнего слоя карьер а. Аналогичные площадки пр , , и Т..Д формируются у нижнего слоя для размещения выемочно-погрузочных и транспортных средств. Таким образом, средний слой делится на наклонные заходки и отрабатывается сверху вниз с перевалкой породы в выработанное пространство 5. Причем порода в отвале находится в устойчивом состоянии вследствие упора в нерабочий борт 5вг . Дратлайй размещается на рабочих площадках, находящихся в устойчивом состоянии и не перемещается в отвальной зоне. В результате повышается производительность машины, а также безопасность ведения горных работ из-за неразмещения рабочих площадок на только-что отсьтанных ярусах еще не успевшего упереться в нерабочий борт отвала. Это особенно актуально при залегании пластов полезного ископаемого под углом более 12-15 когда применение бестранспортной технологии в классическом варианте I невозможно. При отработке самой нижней частл слоя 2, зажатой бортом Бег и основанием нижнего слоя аЭ , уже затруднен заезд через уступы рабочей зоны карьера. Поэтому подача транспортных средств для вывозки полезного ископаемого осуществляется посредством съезда 6, сооружаемого в отвальной зоне тем же драглайном. Полезное ископаемое с нижних горизонтов отгружается в транспортные средства, например драглайном. По окончании работ экскаватор перегоняют по съезу 6 на поверхность отвала и затем а новый блок. При этом драглайн еремещают по сформированному отвалу, аходящемуся в устойчивом состоянии, ричем со стороны рабочей зоны под- аленного породой взорванного нового лока.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМБИНИРОВАННЫЙ СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ УЗКИХ ВЫТЯНУТЫХ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И СЛАБОНАКЛОННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 1992 |
|
RU2016196C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ НАКЛОННЫХ И КРУТОПАДАЮЩИХ ЗАЛЕЖЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 1997 |
|
RU2148713C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2017 |
|
RU2642903C1 |
СПОСОБ БЕСТРАНСПОРТНОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2013 |
|
RU2537309C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ВСКРЫШНЫХ ПОРОД | 2005 |
|
RU2299985C2 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ВСКРЫШНЫХ ПОРОД | 2014 |
|
RU2563517C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ПЛАСТОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ДРАГЛАЙНАМИ | 2015 |
|
RU2584334C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ НОВОГО ТРАНСПОРТНОГО ГОРИЗОНТА И ЭКСКАВАТОРНО-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2186982C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ЭКСКАВАТОРНО-БУНКЕРНЫЙ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ ПУНКТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2204720C2 |
Способ открытой разработки пластовых месторождений полезных ископаемых | 1989 |
|
SU1700247A1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ НАКПОННЫХ ПЛАСТОВ МЕСТОРОЛЩЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, включающий предварительное создание выработанного пространства до проектной отметки по глубине, извлечемте горной массы в забоях тремя наклоннымн слоями с перемещением пород верхнего слоя по транспортным горизонтам автотранспортом на отвалы, а породы среднего слоя - во внутренний отвал при развитии фронта горных работ вдоль линии простирания пласта, отличаю- . щ н и с я тем, что, с целью повьш1ения безопасности ведения горных работ, укладки максимально возможного объема вскрыши в отвал по бестранспортной технологии и сокращения расстояни. перегона экскаваторов, отработку средчего слоя производят заходками, наклоненными поочередно в сторону пласта и в сторону выработанного пространства с максимально допустимым уклоном, преодолеваемым соот- с ветственно драглайном и транспортны-® (/) ми средствами с созданием в начале и конце заходок горизонтальных площадок, примыкающих к транспортным горизо.там верхнего слоя и к нижнему слою в месте соединения наклонных заходок с взаимйо расположенными направлениями пбдвигания в ник забоев, а в нижней части среднего слоя гориСП зонтальные площадки примыкают к транс4 4ib портному съезду, который сооружают в отвальной зоне у нерабочего борта, О5 отстраиваемого в предельном положенир 00 т е iPift.f
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Поэтапная отработка пологих месторождений южного Кузбасса | |||
- Сб | |||
Добыча угля открытым способом, М,, ЦНИЭИуголь, 1972, Э 1, с | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1985-05-07—Публикация
1983-07-27—Подача