Для измерения абсолютных значений токов и напрян ений известно применение мостовых схем с подогревными сопротивлениями и двигателем, включенным через усилитель в диагональ моста и унравляюшил движком реохорда, осуществляющего балансировку схемы.
Изобретение имеет целью обеспечить возможность использования таких мостовых схем для измерения отношений токов и напряжений.
Для этого предлагается подогревные сопротивления ввести в два смежных плеча моста, а их подогреватели подключить к источникам сравниваемых токов или напряжений, один из указанных подогревателей включить параллельно (или последовательно) с реохордом, осуществляющим балансировку схемы.
Вместо двигателя с реохордом может быть применено вспомогательное подогревное сопротивление, нагреватель которого включен в измерительную диагональ моста через усилитель последовательно с выпрямителем и показывающим прибором, а чувствительный элемент соединен параллельно (или последовательно) с нагревателем одного из основных подогревных сопротивлений.
На фиг. 1 и 2 показано два варианта предлагаемой мостовой схемы.
В диагональ моста включен усилитель переменного тока У, управ,Я1Ощий работой двигателя Д. Мост питается напряжением U от вспомогательного нестабилизированного источника переменного тока. В два смежных плеча моста включены одинаковые активные сопротивления А, в два других смежных плеча - подогревные сопротивления и, соответственно, , которые одинаковы только в том случае, если токи, протекающие по их подогревателям и, соответственно, R, или напряжения, приложенные к этим подогревателям, равны между собой. При одинаковом изменении двух сравниваемых токов (напряжений) равновесие моста не нарушается. При изменении же одного тока (напряжения) изменяется величина одного из подогревных сопротивлений и балансировка моста нарушается. Непряженпе разбаланса, усиленное
JVo 116867- 2 -
усилителем У, приводит в движение двигатель Д, управляющий движком реохорда - . Реохорд включен параллельно подогревателю R. Реохорд может быть включен также и последовательно с подогревателем ,. В цепь второго подогревателя К„« включено параллельно (или последовательно) сопротивление / 4Двигатель Д изменяет величину сопротивления реохорда RS до тех пор, нока токи, протекающие по подогревателям, вновь не станут равны, и мост не придет в равновесие. Угол поворота вала двигателя, пропорциональный сопротивлению реохорда, служит мерой измеряемой величины. Вследствие значите тьного момента вращения двигателя, к его валу можно присоединить каретку автоматического записывающего устройства и фиксировать показа1Н1я логометра.
В качестве подогревных сопротивлений в цепи могут быть использованы как металлические, так и по.тупроводниковые подогревные сопротивления (термисторы).
Предлагаемая мостовая схема с металлическими подогревными сопротивлениями может быть примепена не только для записи измеряемой зсллчины, но также в качестве регулятора, автоматически поддерживающего заданное отношение токов или напряжений.
Для возможности использования предлагаемой мостовой схемы в небалансных мостовых телеизмерительных системах в диагональ моста вместо двигателя через усилитель У, фи.льтр и выпрямитель подключается подогреватель , вспомогательного подогревного сопротивления , соединенный последовательно с линией и указательным прибором U (фиг. 2). Чувствительный элемент этого вспомогательного подогревного сопротивления соединен последовательно (или параллельно) с нагревателем подогревного сопротивления Rt.
При необходимости вместо указательного прибора может быть применен самопищущий прибор.
Предмет изобретения
1- Мостовая схема с подогревными сопротивлениями и двигате.чем, включенным через усилитель в диагональ моста и управляющим движхом реохорда, осуществляющего балансировку схемы, отличающаяс я тем, что, с целью использования ее для измерения отношений токов или напряжений, подогревные сопротивления находятся в двух смежных плечах моста, а их подогреватели подключены к источникам сравниваемых токов или напряжений, и один из этих подогревателей включен па|)аллельно (или последовательно) с указанным реохордом.
2. Видоизменение схемы по п. 1, отличающееся тем, что вместо двигателя с реохордом применено вспомогательное подогревное сопротивление, нагреватель которого включен в измерительную диагональ моста через усилитель последовательно с выпрямителем и показывающим прибором, а чувствительный элемент соединен параллельно (или последовательно) с нагревателем одного из основных подогревных сопротивлений.
и
Авторы
Даты
1958-01-01—Публикация
1957-12-13—Подача