Предметом изобретения является установка для исследования износа агрегатов и деталей, например, автотранспортных машин, в дорожных условиях посредством применения для этой цели радиоактивных изотопов.
Известные установки этого типа и назначения, работа которых основана на определении радиоактивности масла, .смазывающего трущиеся детали и поступающего в фильтры-поглотители, не обеспечивают возможности выявления факторов, определяющих износ отдельных механизмов и агрегатов автотранспортных машин.
Этот недостаток устранен в описываемой ниже установке тем, что она выполнена в виде стационарного или монтируемого на автомашине блока аппаратуры, состоящей из одного или нескольких фильтров-датчиков с соответствующими циркуляционными линиями. Фильтры-датчики последовательно подключены совместно с радиометрическими счетчиками к исследуемым механизмам и агрегатам. В установке предусмотрена дополнительная емкость для последующей промывки фильтровдатчиков чистым маслом или растворителем в направлении обратном потоку смазочного масла при нормальной работе агрегатов автомашины.
На фиг. 1 дана схема установки для исследования износа на одной транспортной машине; на фиг. 2 - то же, для нескольких транспортных машинМежду каждым агрегатом, включающим в свое устройство контролируемые изнашивающиеся детали, активированные радиоактивным изотопом или облученные в ядерном реакторе, и датчиком самозаписывающего радиометрического устройства устанавливают циркуляционные цепи из трубок. По этим трубкам посредством насосов / (фиг. 1) уста№ 117294- 2 -
иавливается кругооборот масла, омывающего радиоактивные детали. Во время измерения к каждому из изучаемых агрегатов подключается фильтр-датчик 2.
Радиоактивные продукты изнашивания контролируемого агрегата или детали в процессе циркуляции масла переносятся на фильтрующий элемент фильтра и измеряются окружающими фильтр-датчик счетчиками 3 элементарных частиц. Счетчики через радиометрическую аппаратуру 4 и интегрирующий контур соединены с самозаписывающим электронным потенциометром 5, записывающим динамику нарастания изнО|Са. На автомобиле возможно одновременно изучать изнашивание деталей нескольких смазываемых жидкой смазкой агрегатов, например, двигателя б, коробки передач 7 и заднего моста 8. Тонкий и грубый фильтры двигателя удаляются с двигателя и заменяются фильтром-датчиком, монтируемым в агрегате измерительной аппаратуры.
Если для контролируемого агрегата применяется консистентная смазка, то его присоединяют к измерительному устройству, имеющему в циркуляционной цепи датчика дополнительный резервуар 9, в который заливают жидкое масло или растворитель (керосин, бензин, ацетон). Консистентная смазка контролируемого агрегата, смываемая вместе с радиоактивными продуктами изнашивания, пропускается через циркуляционную систему фильтра-датчика. После измерения агрегат снова заправляют консистентной смазкой, а циркулировавший раствор регенерируют путем пропускания через фильтрующую массу 10 (древесные опилки), которые затем подвергают захоронению. Таким же способом, с применением быстро сохнущего растворителя, в фильтр-датчик могут переноситься продукты износа при сухом трении (например, при истирании фрикционных накладок).
Для измерения абразивного износа активированных лопаток газовых турбин // газ после прохождения через рабочее колесо пропускают через газовый фильтр-датчик 12 (фиг. 2).
Для измерения износа деталей нескольких эксплуатируемых автомобилей фильтры 13 тонкой очистки поочередно подключают последова тельно с фильтром-датчиком 14 и дополнительной емкостью 15 к исследуемым агрегатам, после этого их прокачивают (промывают) чистым маслом или растворителем из дополнительной емкости (в обратную сторону относительно направления потока Масла во время работы двигателя), причем продукты износа переносятся в фильтр-датчик и измеряются.
Для измерения износа двух деталей, одна из которых «помечена изотопом с f-излучением, а другая - с 3-излучением, один из фильтров-датчиков снабжают счетчиком с вращающимися свинцовыми или алюминиевыми экранами 16.
Устройство для исс«чедования износа транспортных машин посредством радиоактивных изотопов может быть использовано также для периодического измерения активированных радиоактивными изотопами деталей нескольких машин, работающих в эксплуатационных дорожных условиях и подъезжающих для измерения через установленный срок к указанному устройству, оборудованному стационарно или на передвижном прицепе, вагоне или автобусе.
Устройство, оборудованное на автомобиле в виде дорожной лаборатории, дает возможность наблюдать процесс износа в естественных дородных условиях и выявлять вызывающие его факторы.
Устройство может быть смонтировано также в переставном на различные шасси кузове автомобиля, с щелью -исследования агрегатом износа новых моделей машинУстановка для ирследования наноса механизмов, например, автотранспортных машин, работа которой основана на определении радиоактивности масла, смазывающего трущиеся детали и поступающего в фильтры-поглотители, отличающаяся тем, что, с целью выявления факторов, определяющих износ механизмов автотранспортных машин в дорожных условиях, она выполнена в виде стационарного или монтируемого на автомашине блока аппаратуры, состоящей из одного или нескольких фильтров-датчиков с соответствующими циркуляционными линиями, последовательно подключаемых совместно с радиометрическими счетчиками к исследуемым агрегатам, и дополнительной емкости для последующей их промывки чистым маслом или растворителем в направлении, обратном потоку смазочного масла при нормальной работе агрегатов.
Предмет изобретения
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В ШАТУННОМ ПОДШИПНИКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПРИ ИСПЫТАНИИ И ДИАГНОСТИКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН | 2018 |
|
RU2691259C1 |
Способ эксплуатационного контроля зазора в шатунных подшипниках коленчатого вала при диагностике двигателя внутреннего сгорания автомобилей, транспортных и транспортно-технологических машин | 2020 |
|
RU2739657C1 |
СИСТЕМЫ И СПОСОБЫ МНОГОСТОРОННЕГО АНАЛИЗА | 2012 |
|
RU2627927C2 |
fN
§сэ
S;
Д
Авторы
Даты
1958-01-01—Публикация
1957-04-25—Подача