со
О1
05
1 1
Изобретение относится к области нефтяной и газовой промьшшенности, в частности к преобразователям энергии потока промывочной жидкости, циркулирующей в скважине, в электрическую энергию и устройствам, предназначенным для снабжения электроэнергией скважинных автономных измерительных систем и приборов.
Цель изобретения - уменьшение частоты дозаправки агрегата смазкой в процессе эксплуатации и уменьшение его габаритов.
На чертеже приведена схема турбогенераторного агрегата и часть буровой колонны.
Турбогенераторный агрегат имеет гидротурбину, включающую барабан ротора 1 с рабочими лопатками, крьш1ку барабана 2, корпус статора 3 со статорными лопатками. В крьшпсе барабана 2 размещен выдвижной:полый шток 4 с пружиной 5, расположенной между корпусом ротора 1 и внутренним фпанцем штока 4, обратным клапаном 6 и пробкой 7. Во внутренней полости барабана ротора 1 расположен поршень лубрикатора 8, закрепленный на внутреннем подвижном штоке 9, в котором I размещена пружина 10 лубрикатора.
Гидротурбина через полый приводной вал 11 соединена с генератором переменного тока, состоящим из ротора 12 постоянные магниты), катушки статора 13, корпуса 14. Полый приводной вал имеет две опоры - верхнюю 15 в виде сдвоенных радиально-упорных шарикоподшипников и нижнюю 16 в виде радиального шарикоподшипника, размещенного в нижнем корпусе 17. Для герметизации внутренней полости использованы армированное резиноманжетное уплотнение 18, торцовое 19, размещенньш в гайке 20, стояночное 21 и импеллерное 22 уплотнения, выполненные на барабане ротора 1, и лабиринты прямоточного уплотнения
23.На корпусе генератора 14 установ лен масляньй резиновый компенсатор
24,защищенный кожухом 25. Порщень , лубрикатора 8 разделяет внутреннюю маслозаполненную полость турбогенератора на две полости: подпоршневую А (полость пониженного давления )и надпоршневую Б (пблость повьшхенного давления ). Надпоршневая полость Б через канал 26 и кольцевую проточку на внутреннем подвижном штоке сообща672
ется с уплотняемой зоной торцового уплотнения. Подпоршневая полость А через канал 27 и смежную проточку штока сообщается с нижней частью поршня лубрикатора 8. Для заправки полости А маслом нижний корпус имеет пробку 28 и обратный клапан 29. Использование электроэнергии турбогенератора осуществляется через
электровьюод 30. Турбогенераторный агрегат устанавливают непосредственно в колонне буровых труб 31. Стрелками на чертеже показано направление перемещения смазочных материалов
внутри турбогенераторного агрегата.
Полость А и сообщающиеся с ней зоны заполнены трансформаторным маслом через пробку 28, и обратный клапан 29. Полость Б и сообщающиеся
с ней зоны заполнены консистентной протекторной смазкой через вьщвижной полый шток 4.
Турбогенераторный агрегат рабо- . тает следующим образом.
При заправке агрегата вначале
через пробку 28 заливают трансформаторное масло, затем через шток 4 закачивают консистентную протекторную смазку, которая, воздействуя на
поршень лубрикатора 8 и шток 4, перемещает их в разные стороны и сжимает пружины 10 и 5 и раздувает компенсатор 24. Полное вьщвижение штока 4 характеризует окончательную
заправку агрегата.
В процессе работы турбогенераторного агрегата, использующего энергию гидравлического потока промывочной жидкости, компенсатор 24
осуществляет буферную передачу давления на забое в маслозаполненную полость А генератора и подпоршневую полость лубрикатора 8 через канал 27 щтока 9. Лубрикатор 8 за
счет пружины 10 создает полость повышенного давления Б, откуда через канал 26 штока 9 оно передается в зону между манжетным Уплотнением 18 и торцовым уплотнением 19, в которой создаются дополнительные
уплотняющие зоны по типу суфлерных уплотняющих ЗОН; Это приводит к надежному разделению маслозаполненных полостей А и Б как между собой, так и от промывочной жидкости. По мере расходования смазки за счет ее продавливания лубрикатором 8 выдвижной полый шток 4 под действи3
ем пружины 5 перемещается внутрь. По величине его перемещения осуществляют контроль за наличием смазки и в случае необходимости прризводят дозаправку.
Размещение поршня лубрикатора 8 во внутренней полости барабана ротора 1 гидротурбины, превышающей в диаметре польгй вал 11 в несколько раз, позволило резко увеличить объем
1 22 2Z 2 20 19 Id 27
// / / / / / / /
;;,. /.,. X
л V ) 7 у- у / / /I/ /I i1915674
заправляемой через шток 4 консистентной протекторной смазки и тем самьц уменьшить частоту ее дозаправки, Кроме того, поскольку выдвижной полый шток 4 разобщен с поршнем лубрикатора 8, то его перемещения не влияют на перемещения штока 4 и зависят от его габаритов и заранее заданного расчетного перемещения, JO что приводит к уменьшению габаритов агрегата в целом.
/4 12 /3 2S 28 /I I I
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Турбогенераторный агрегат для автономных скважинных приборов | 1981 |
|
SU1006738A1 |
ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОР ПИТАНИЯ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | 2004 |
|
RU2264536C1 |
ГЕНЕРАТОР | 2004 |
|
RU2264537C1 |
ГЕНЕРАТОР ПИТАНИЯ ЗАБОЙНОЙ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | 2007 |
|
RU2332564C1 |
ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОР | 2003 |
|
RU2243370C1 |
ТУРБОГЕНЕРАТОР ПИТАНИЯ СКВАЖИННОЙ АППАРАТУРЫ | 2007 |
|
RU2333353C1 |
ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОР БИРОТАТИВНЫЙ | 2007 |
|
RU2321742C1 |
АВТОНОМНЫЙ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОР | 2007 |
|
RU2321741C1 |
СИСТЕМА СМАЗКИ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРА ПИТАНИЯ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | 2004 |
|
RU2265128C1 |
БИРОТАТИВНЫЙ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОР | 2007 |
|
RU2329377C1 |
ТУРБОГЕНЕРАТОРНЫЙ АГРЕГАТ ДЛЯ АВТОНОМНЫХ СКВАЖННЫХ ПРИБОРОВ по авт.св.№ 1006738, отличающ и и с я тем, что, с целью сокращения времени простоя скважины и З еньшения габаритов трубогенераторного агрегата, поршень лубрикатора размещен во внутренней полости барабана ротора гидротурбины, а каналы сообщения полости меязду резиноманжетным и торцовым уплотнениями и полостью повьшенного давления лубрикатора выполнены во внутреннем штоке лубрикатора, причем подвижный полый щток разобщен с поршнем лубрикатора и имеет пружину, размещенную между корпусом ротора и внутренним фланцем штока.
Авторы
Даты
1985-11-15—Публикация
1983-12-22—Подача