Электрическая машина постоянного тока Советский патент 1986 года по МПК H02K1/14 H02K3/52 

Описание патента на изобретение SU1229903A1

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к крупным машинам постоянного тока с относительно большим немагнитным зазором между главными и добавочными полюсами и якорем.

Целью изобретения является повышение надежности и уменьшение эффективного зазора под добавочными полюсами.

На фиг. 1 представлена часть электрической машины, поперечный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1J на фиг. 3 - составная планка; на фиг. 4 - вариант крепления катушек с помощью планок.

Машина содержит станину 1, главные полюс.ы 2 с обмоткой 3 возбуждения и компенсационной обмоткой 4 и добавочные полюсы 5 с катушками 6 своей обмотки, состоящими из одного ряда витков, намотанных концентрически из прямоугольной шины плашмя. Катушки 6 добавочных полюсов 5 закреплены в аксиальных пазах 7, выполненных в нажимных (немагнитных) планках 8 и 9, сжимающих катушки в радиальном направлении. Между зубцами 10 указанных планок образованы аксиальные каналы 11 для прохождения охлаждающего воздуха. Планки 8 жестко крепятся на боковых поверхностях сер- датчиков добавочных полюсов 5 и упираются в выступы 12 главных полюсов 2. Планки 9 крепятся в углублениях 13 на торцах наконечников добавочных полюсов 5 и вместе с планками 8 разнесены по длине машины с образованием радиальных каналов для прохода воздуха в междуполюсные окна.

Планки 9 (фиг.З) с целью уменьшения эффективного зазора под добавочными полюсами выполнены составными из ферромагнитного материала 14 на ширине наконечников добавочных полю сов и из неферромагнитного материала 15 в частях, протянувшихся к сердечникам соседних полюсов,

Для надежности крепления катушек 6 и одновременной фиксации сердечников добавочных 5 и главных 2 полюсов .друг относительно друга концы планок 9 и наконечники главных полюсов имеют углубления, в которые вста лены штифты 16,

Сборка машины осуществляется следующим образом.

Главные полюсы 2 с обмотками 3 и добавочные полюсы 5 с жёстко укрепленными на них планками 8 крепятся к станине 1 известным способом. Катушка 6 добавочных полюсов 5 закла- . дываются в аксиальные пазы 7 планок В и прижимаются планками 9, крепящимися к наконечникам добавочных полюсов 5 и фиксирующимися на наконечниках главных полюсов 2 штифтами 16. Основная часть стержней компенсационной обмотки 4 располагается в пазах наконечников Главных полюсов 2, а крайние стержни 17, вынесенные за пределы наконечников, вкладываются в пазы, образованные планками 8 и 9 и боковой поверхностьн сердечников главных полюсов 2.

Для машин со значительными перегрузками планки 8 и 9 дополнительно скреплены между собой с помощью крепежных элементов 18 (фиг.4).

Все элементы конструкции взаимо связаны и образуют систему жесткого крепления обмоток и полюсов и одновременно обеспечивают условия эффективного охлаждения обмоток воздухом. Поступающим от поверхности якоря с радиальной системой вентиляции, что повьш1ает надежность электрической машины постоянного тока.

Формула изобретения

1. Электрическая машина постоянного тока, содержащая станину, главные полюсы со стержнями компенсационной обмотки и добавочные полюсы с обмотками, катушки которых вьтолне- ны из одного ряда витков, намотанных концентрически из прямоугольной шины плашмя, и закреплены в радиальном направлении нажимными планками, зафиксированными на сердечниках соседних полюсов, отличающаяся тем, что, с целью повьш1ения ее надежности, на сторонах нажимных планок, обращенных к катушкам, выполнены аксиальные пазы, в которые установлены витки обмотки добавочных полюсов и стержни компенсационной обмотки, а между зубцами планок, обращенными друг к другу, имеются аксиальные каналы.

2. Машина п. 1, о т л и ч а- ю щ а я с я тем, что, с целью уменьшения эффективного зазора под доба3 . 12299034

ночными полюсами, нажимные планки, и неферромагнитного материалов, прирасположенные со стороны торца сердечника добавочньпс полюсов, выполнены составными из ферромагнитного

чем участок из ферромагнитного материала расположен под торцом сердечника и равен его ширине.

Похожие патенты SU1229903A1

название год авторы номер документа
Добавочный полюс электрической машины постоянного тока 1985
  • Милых Владимир Иванович
  • Черкасов Анатолий Кузьмич
SU1261045A1
Электрическая машина постоянного тока 1983
  • Черников Юрий Львович
SU1138896A1
Электрическая машина постоянного тока 1981
  • Черников Юрий Львович
SU1020930A1
Устройство для управления вращающимся выпрямителем 1982
  • Веселова Ольга Владимировна
  • Ковальков Гелий Алексеевич
  • Опара Борис Васильевич
  • Савельев Юрий Ефимович
  • Филипенко Иван Терентьевич
SU1056384A1
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ 1991
  • Горохов В.Л.
  • Мерзляков Ю.В.
  • Косматов В.И.
  • Андросенко В.В.
  • Баранов Б.М.
  • Толмачев Г.Г.
RU2007821C1
Электрическая машина постоянного тока 1983
  • Миничев Василий Михайлович
  • Рыков Николай Яковлевич
  • Симис Евгений Моисеевич
  • Харченко Виктор Иванович
SU1142875A1
КОЛЛЕКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ С ПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ 2009
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2390087C1
ЯВНОПОЛЮСНЫЙ КОЛЛЕКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
  • Чернухин Александр Владимирович
  • Чернухин Андрей Владимирович
RU2414796C1
Машина постоянного тока 1981
  • Калиниченко Сергей Петрович
  • Шофул Анатолий Кириллович
  • Озерной Николай Федорович
  • Кильдишев Василий Семенович
  • Альтшулер Игорь Борисович
SU983905A2
ТОРЦОВЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА ИНДУКТОРНОГО ТИПА 2003
  • Булгар Виктор Васильевич
  • Гололобов Владимир Васильевич
  • Ивлев Анатолий Дмитриевич
  • Водичев Владимир Анатольевич
  • Яковлев Александр Владимирович
RU2286643C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 229 903 A1

Реферат патента 1986 года Электрическая машина постоянного тока

Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение надежности крупных машин постоянного тока с относительно большим немагнитным зазором между главными 2 и добавочными 5 полюсами и якорем. Катушки 6 добавочных полюсов закреплены в аксиальных пазах 7, выполненных в нажимных (немагнитных) планках 8 и 9. Между зубцами 10 планок образованы аксиальные каналы 11 для прохождения охлаждающего воздуха. Основная часть стержней компенсационной обмотки 4 расположена в пазах наконечников главных полюсов, а остальная часть зтих стержней размещена в пазах 7 планок. Все элементы конструкции машины взаимосвязаны и образуют систему жесткого крепления обмоток и полюсов и одновременно обеспечивают условия эффективного охлаждения обмоток воздухом, посту- пакицим от поверхности якоря, что повышает надежность машины. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. (Л ff /f f 9 :о со фуг f

Формула изобретения SU 1 229 903 A1

14

jJLs,

K

/J

sa.

SSL

фиг.З

(риг.

Редактор Г, Гербер

Составитель А. Дронов Техред М. Ходанич

Заказ 2457/56 . Тираж 631

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

.Производственно«полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Корректор И.Муска

Подписное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1986 года SU1229903A1

Электрическая машина 1978
  • Щербаков Виктор Гаврилович
  • Иванченко Николай Кузьмич
  • Фомин Александр Прокопьевич
  • Кулиш Виктор Федорович
  • Лизогуб Александр Архипович
  • Науменко Валентин Иванович
SU771803A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Алексеев А
Б
Конструкции электрических машин.-М.Г ГЭИ, 1958, с
Способ отопления гретым воздухом 1922
  • Кугушев А.Н.
SU340A1

SU 1 229 903 A1

Авторы

Данько Владимир Григорьевич

Милых Владимир Иванович

Черкасов Анатолий Кузьмич

Третевич Роман Илларионович

Даты

1986-05-07Публикация

1984-05-16Подача