Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к крупным машинам постоянного тока с относительно большим немагнитным зазором между главными и добавочными полюсами и якорем.
Целью изобретения является повышение надежности и уменьшение эффективного зазора под добавочными полюсами.
На фиг. 1 представлена часть электрической машины, поперечный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1J на фиг. 3 - составная планка; на фиг. 4 - вариант крепления катушек с помощью планок.
Машина содержит станину 1, главные полюс.ы 2 с обмоткой 3 возбуждения и компенсационной обмоткой 4 и добавочные полюсы 5 с катушками 6 своей обмотки, состоящими из одного ряда витков, намотанных концентрически из прямоугольной шины плашмя. Катушки 6 добавочных полюсов 5 закреплены в аксиальных пазах 7, выполненных в нажимных (немагнитных) планках 8 и 9, сжимающих катушки в радиальном направлении. Между зубцами 10 указанных планок образованы аксиальные каналы 11 для прохождения охлаждающего воздуха. Планки 8 жестко крепятся на боковых поверхностях сер- датчиков добавочных полюсов 5 и упираются в выступы 12 главных полюсов 2. Планки 9 крепятся в углублениях 13 на торцах наконечников добавочных полюсов 5 и вместе с планками 8 разнесены по длине машины с образованием радиальных каналов для прохода воздуха в междуполюсные окна.
Планки 9 (фиг.З) с целью уменьшения эффективного зазора под добавочными полюсами выполнены составными из ферромагнитного материала 14 на ширине наконечников добавочных полю сов и из неферромагнитного материала 15 в частях, протянувшихся к сердечникам соседних полюсов,
Для надежности крепления катушек 6 и одновременной фиксации сердечников добавочных 5 и главных 2 полюсов .друг относительно друга концы планок 9 и наконечники главных полюсов имеют углубления, в которые вста лены штифты 16,
Сборка машины осуществляется следующим образом.
Главные полюсы 2 с обмотками 3 и добавочные полюсы 5 с жёстко укрепленными на них планками 8 крепятся к станине 1 известным способом. Катушка 6 добавочных полюсов 5 закла- . дываются в аксиальные пазы 7 планок В и прижимаются планками 9, крепящимися к наконечникам добавочных полюсов 5 и фиксирующимися на наконечниках главных полюсов 2 штифтами 16. Основная часть стержней компенсационной обмотки 4 располагается в пазах наконечников Главных полюсов 2, а крайние стержни 17, вынесенные за пределы наконечников, вкладываются в пазы, образованные планками 8 и 9 и боковой поверхностьн сердечников главных полюсов 2.
Для машин со значительными перегрузками планки 8 и 9 дополнительно скреплены между собой с помощью крепежных элементов 18 (фиг.4).
Все элементы конструкции взаимо связаны и образуют систему жесткого крепления обмоток и полюсов и одновременно обеспечивают условия эффективного охлаждения обмоток воздухом. Поступающим от поверхности якоря с радиальной системой вентиляции, что повьш1ает надежность электрической машины постоянного тока.
Формула изобретения
1. Электрическая машина постоянного тока, содержащая станину, главные полюсы со стержнями компенсационной обмотки и добавочные полюсы с обмотками, катушки которых вьтолне- ны из одного ряда витков, намотанных концентрически из прямоугольной шины плашмя, и закреплены в радиальном направлении нажимными планками, зафиксированными на сердечниках соседних полюсов, отличающаяся тем, что, с целью повьш1ения ее надежности, на сторонах нажимных планок, обращенных к катушкам, выполнены аксиальные пазы, в которые установлены витки обмотки добавочных полюсов и стержни компенсационной обмотки, а между зубцами планок, обращенными друг к другу, имеются аксиальные каналы.
2. Машина п. 1, о т л и ч а- ю щ а я с я тем, что, с целью уменьшения эффективного зазора под доба3 . 12299034
ночными полюсами, нажимные планки, и неферромагнитного материалов, прирасположенные со стороны торца сердечника добавочньпс полюсов, выполнены составными из ферромагнитного
чем участок из ферромагнитного материала расположен под торцом сердечника и равен его ширине.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Добавочный полюс электрической машины постоянного тока | 1985 |
|
SU1261045A1 |
Электрическая машина постоянного тока | 1983 |
|
SU1138896A1 |
Электрическая машина постоянного тока | 1981 |
|
SU1020930A1 |
Устройство для управления вращающимся выпрямителем | 1982 |
|
SU1056384A1 |
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ | 1991 |
|
RU2007821C1 |
Электрическая машина постоянного тока | 1983 |
|
SU1142875A1 |
КОЛЛЕКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ С ПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ | 2009 |
|
RU2390087C1 |
ЯВНОПОЛЮСНЫЙ КОЛЛЕКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2010 |
|
RU2414796C1 |
Машина постоянного тока | 1981 |
|
SU983905A2 |
ТОРЦОВЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА ИНДУКТОРНОГО ТИПА | 2003 |
|
RU2286643C2 |
Изобретение относится к электромашиностроению и направлено на повышение надежности крупных машин постоянного тока с относительно большим немагнитным зазором между главными 2 и добавочными 5 полюсами и якорем. Катушки 6 добавочных полюсов закреплены в аксиальных пазах 7, выполненных в нажимных (немагнитных) планках 8 и 9. Между зубцами 10 планок образованы аксиальные каналы 11 для прохождения охлаждающего воздуха. Основная часть стержней компенсационной обмотки 4 расположена в пазах наконечников главных полюсов, а остальная часть зтих стержней размещена в пазах 7 планок. Все элементы конструкции машины взаимосвязаны и образуют систему жесткого крепления обмоток и полюсов и одновременно обеспечивают условия эффективного охлаждения обмоток воздухом, посту- пакицим от поверхности якоря, что повышает надежность машины. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. (Л ff /f f 9 :о со фуг f
14
jJLs,
K
/J
sa.
SSL
фиг.З
(риг.
Редактор Г, Гербер
Составитель А. Дронов Техред М. Ходанич
Заказ 2457/56 . Тираж 631
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
.Производственно«полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Корректор И.Муска
Подписное
Электрическая машина | 1978 |
|
SU771803A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Алексеев А | |||
Б | |||
Конструкции электрических машин.-М.Г ГЭИ, 1958, с | |||
Способ отопления гретым воздухом | 1922 |
|
SU340A1 |
Авторы
Даты
1986-05-07—Публикация
1984-05-16—Подача