Изобретение относится к электроэнергетике, а более конкретно к устройствам для заземления электроэнергетических объектов, 3 частности опо воздушных линий электропередачи.
Цель изобретения - повьшение безопасности обслуживания опоры и ее надежности.
На чертеже схематически представлена железобетонная опора воздушной линии электропередачи с устройством ее заземления.
Устройство содержит верхний заземляющий вьшуск 1, соединенный с коструктивными элементами 2 опоры 3, которые подлежат заземлению, и нижний заземляющий вьтуск 4. Верхний 1 и нижний 4 заземляющие вьшуски металлически соединены рабочей арматурой 5, нижний заземляющий.вьшуск 4 соединен с рабочей арматурой 5 в месте вьшуска петли 6 в нижней части опоры 3. На нижнем, заземляющем выпуске 4 размещен индикатор 7 протекания тока, который вьшолнен в виде легкоплавкого изолирующего материала, облегающего нижний заземляющий вьшуск 4. Арматура 5 вьтолнена с длиной, превьппакядей длину тела опоры 3. Нижний заземляющий выпуск 4 может быть соединен с контуром заземпения (не показан).
Устройство работает следующим образом.
При замыкании на землю в сетях с изолированной нейтралью на данной опоре ток замыкания на землю проте- кает через верхний зазе мляющий выпуск 1, рабочую арматуру 5 и далее разветвляется по цепи: нижний заземляющий вьтуск 4 - заземпители-земля- рабочая арматура 5-земля.
В дальнейшем процесс протекания тока замыкания на землю зависит от удельного сопротивления земли и величины тока замыкания на землю.
В . случае высокого значения , Ом/м и тока замыкания на землю более ЗА для сетей 10 кВ начинается нагрев и осушение грунта около заземления, нижнего заземляющего выпуска 4 и заземленной части рабочей арматуры 5.
После высыхания грунта в указанных зонах возникает дуга в грунте, грунт спекается и приобретает высокое сопротивление. Процесс протекания тока практически заканчивается, .дуга гаснет, приборы контроля изоляции на подстанции не фиксируют замыкание на землю и опора может неоп , ределенно долго оставаться под высоким потенциалом.
В этом режиме устройство для заземления железобетонной опоры воздушной линии согласно изобретению позволяет непосредственно контрапиро- вать факт протекания тока замыкания
на землю и нагрева подземной части опоры, так как в режиме возникновения и горения дуги нижний заземляющий выпуск 4 -нагревается, происходит расплавление легкоплавкого изолирующего материала индикатора 7 протекания тока. Срабатьшание индикатора 7 протекания тока фиксируется эксплуатационным персоналом при обходах воздушной линии и является признаком необХОДИМОСТИ ремонта опоры.
Экспериментальные исследования показали, что время до возникновения дуги и горения дуги зависит от общего сопротивления контура заземления.
Например, При R 80 Ом этот процесс заканчивается ориентировочно через 1 ч, а при R 30 Ом - ориентировочно через 2 ч, поэтому в устройстве согласно изобретению арматура 5 выполнена длиннее тела опоры 3, что позволяет снизить сопротивление заземления в 1,7-2 раза. При установке опоры 3 за счет веса опоры проирхо- дит вдавливание в грунт арматуры 5.
Длина выступающей части арматуры 5 выбрана на основе экспериментальных данньп; (17-20 см, что соответствует приблизительно диаметру опоры). Даль- нейшее увеличение выступающей части .арматуры 5 нецелесообразно, так Как при этом опора 3 может зависать на этой арматуре. Снижение, таким образом, общего сопротивления заземления в данном случае увеличивает
оперативное для поиска места повреждения переносными приборами, так как посше прекращения протекания тока на землю работы с переносными приборами типа Волна, Поиск, Зо гд невозможна.
55
При низком значении J 200 Ом/м и не.-ысоком значении тока замыкания на зег-шм за счет вьтолненик рабочей арматуры длиннее тела опоры и, таким образом, снижения общего сопротивления нагрев ггодземной части опоры отсутствует, разрушение опоры не происходит„
Соединение нижнего заземляющего выпуска 4 с рабочей арматурой выбрано на высоте не менее 1,5м, исходя из эксплуатационных требований визуального наблюдения нижнего заземляющего выпуска с учетом толщины снежного покрова .
С точки зрения технологичности изготовления в устройстве согласно изобретению нижний заземляющий выпуск присоединяется к рабочей арматуре в месте выпуска петли в нижней части опоры.
Соединение нижнего заземляющего выпуска с рабочей арматурой в месте выпуска петли в нижней части опоры первоначально шунтирует часть тока, протекающего по подземной части опоры, а в дальнейшем при повреждении заземления за счет наличия индикатор протекания тока позволяет информировать эксплуатационный персонал о термическом поражении подземной части опоры.
Таким образом, устройство для заземления железобетонной опоры согласно изобретению позволяет повысить безопасность обслуживания и надежность опоры как несущей конструкции.
Формула изобретения
1. Устройство для заземления желе- зобетонной опоры воздушной линии
Составитель Л.Январева Редактор Н.Швьщкая Техред О.Гортвай Корректор С.Шекмар
Заказ 3925/56Тираж 597Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул. Проектная, 4
10
2о447404
электропередачи, содержащее верхний заземпяклций выпуск опоры, предназначенный для соединения с элементами опоры, подлежащими заземлению, и нижний заземляющий выпуск опоры, расположенный параллельно телу опоры, соединенные рабочей арматурой, выполненной с петлей в нижней части опоры, отличающееся тем, что, с целью повышения безопасности обслуживания опоры и ее надежности, упомянутый нижний заземляющий выпуск соединен с рабочей арматурой опоры в месте вьтуска ее петли в нижней части опоры.
15
.
2.Устройство по п.1, отличающееся тем, что арматура опоры вьшолнена с длиной, превьшающей длину тела опоры.
3.Устройство ПОП.1, отличающееся тем, что, оно снабжено индикатором протекания тока, расположенным на нижнем заземлякнцем выпуске.
4.Устройство по пп. 1-3,о т л и- чающееся тем, что индикатор протекания тока выполнен в виде легкоплавкого изолирующего материала, охватывающего нижний заземляющий выпуск.
Изобретение относится к электроэнергетике и может использоваться при заземлении электроэнергетических объектов, в частности опор воздушных линий электропередачи. Цель изобретения - повышение безопасности обслуживания опоры и повьшение ее надежности. Верхний и нижний 4 заземляющие выпуски (ЗВ) опоры 3 соединены рабочей арматурой 5. Цель изобретения достигается благодаря соединению нижнего ЗВ с рабочей арматурой 5 в мес- . те выпуска петли 6 и размещения на нижнем ЗВ индикатора протекания тока 7. Это дает возможность первоначально шунтировать часть тока, протекающего по подземной части опоры, а в дальнейшем при повреждении заземления благодаря наличию индикатора протекания тока 7 информировать эксплуатационный персонал о термическом поражении подземной части опоры. 3 з.п. ф-лы, 1 ил. (Л 1C 11 U
Пястолов А.А., Мешков А.А., Вах- рамеев А.Л | |||
Монтаж, эксплуатация и ремонт электрооборудования | |||
М.: Колос, 1981, с.111 | |||
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Арх | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГИИ МОРСКИХ ВОЛН | 1926 |
|
SU4950A1 |
Сельэнергопроект, 1973. |
Авторы
Даты
1986-07-15—Публикация
1984-11-27—Подача