2. Замок по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы путем обеспечения соосности кодирующих и запирающих колес при смене кода, пружинные пластины снабжены установочными
Изобретение относится к запорным устройствам, в частности для запирания и безопасного хранения содержимого портфелей, чемоданов, дорожных сумок, а также сундуков, ящиков, электрических шкафов и злектронньпс
пультов.
Целью изобретения является повышение надежности запирания и секретности, а также повьш1ение надежности работы путем обеспечения соосности
кодирующих и запирающих колес при смене кода.
На фиг. I -изображен предлагаемый замок, общий вид; на фиг, 2 - разрез А-А на фиг. 1 ; на фиг. 3 - р азрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 1; на фиг. 5 - конструкция замка без верхней крышки; на фиг. 6 - узел 1 на фиг. 2; на фиг. 7 - узел 11 на фиг. 2; на фиг.. 8 и 9 - кодирующее зубчатое колесо; на фиг. 10 - вал кодирующего зубчатого колеса, общий вид; на фиг. II и 12 - запирающее зубчатое колесо; на Ьиг. 13 - вид Г на фиг.11; на фиг. 14 и 15 - запорный элемент с отверстиями; на фиг. 16 - нижняя крышка корпуса, вид в плане; на фиг. 17 - сечение на фиг. 16; на фиг. 18 - разрез Е-Е на фиг.16; на фиг. 19 и 20 - верхняя крьппка корпуса; на фиг, 21 - фиксирующая пружина.
Кодовый замок содержит корпус, состоящий из двух ПОЛОВИН верхней 1 и нижней 2 (фиг. 1 и 2), в котором находятся кодирующие и запирающие элементы, представляющие собой три запирающих зубчатых колеса 3 (фиг.2, 3, 11-13), вьтолненных с двумя ступенями 4 и 5 (фиг. 11, 13), распооженными под .зубчатым венцом 6 ( фиг. 5), причем верхняя ступень 4 колеса 3 имеет диаметр больше диа1249142
выступами, а в стенке корпуса вьтол-
иены сквозные-отверстия для размещения установочных выступов, при этом толщина ножек пружинных пластин равна высоте зубьев кодирующих колес.
метра нижней ступени 5 (фиг. П и 13).
Кроме того, на боковой поверхности ступени 4 каждого запорного колеса вьтолнена выемка 7 (фиг.1-13) сопрягающаяся также с выемкой 8
(фиг. 31) ступени 5, при этом высота Q выемки ступени 4 (фиг. 1П пре- . вышает толщину Б зубчатого венца 6 (фиг. и) запирающего колеса 3.
В нижней части колес.а 3 выполнено отверстие 9 (фиг. П) для установки в нем пружины 10 перемещения (фиг.2 и 7), а в верхней части колеса 3 - проточка П, ограниченная верхней
стенкой 12 (фиг. 7 и П).
Запирающие колеса 3 расположены в нижней части 2 корпуса на параллельных валах 13, (фиг. 2 и 7), закрепленных в нижней части 2 корпуса
посредством головки 14, образованной расклепыванием проточки 15 вала 13 (фиг. 7) с внещней стороны нижней половины 2 корпуса (фиг. 7). При этом каждое запирающее колесо 3 взаимодействует с соответствующим коди- рующи| зубчатым колесом 16 посредст- Вс5м зубчатого зацепления, причем кодирующее колесо 16 выполнено со сквозными квадратными отверстиями
17 (фиг. 8 и 9), в которых размещены параллельные вертикальные валы 18 кодирующих колес (фиг. 6 и Ю),. имеющих квадратное сечение 19 (фиг. 6 h 10) в утолщении диаметров под соответствующие отверстия 17 (фиг. 6) колес, а отверстия 17 заканчиваются проточками 20 (фиг. 8 и 9), в которых расклепьшаются нижние части 21 валов 18, образуя головки 22 (фиг.6),
После этого вал 18 и кодирующее зубчатое колесо 1-6 представляют одно целое. При этом колесо 16 развернуто проточкой 20 к внутренней поверхности нижней половины 2 корпуса н лежит
своей нижней плоскостью 23 на этой
3
поверхности, а верхней плоскостью 24 упирается во внутреннюю стенку верхней половины 1 корпуса. Кроме , верхний конец 25 вала 18 выполнен с резьбой (фиг. 10). После размещения вала 18 в окнах 26 (фиг.6) верхней части 1 -корпуса на резьбов ой конец насаживается вращающаясй головка 27 (фиг. 6 и 1), на наружной поверхности 28 которой вьтолнена метка в в иде стрелки 29 (фиг. 1) , посредством которой производится установка кода на цифровом ряду 30, нанесенном вокруг вращающейся головки 27 на внешней стороне верхней половины 1 корпуса (фиг. 1) и содержащем цифры от О до 9.
Управляющий элемент 31 (фиг. 1 и 4), который служит для перемещения запорного.органа 32 (фиг. 3 и 4), в случае правильно набранной цифровой комбинации размещен на внещней стороне верхней половины 1 корпуса, а запорный орган 32 расположен своей плоской частью 33 (фиг. 15) между запирающим колесом 3 и внутренней стенкой нижней половины 2 корпуса (фиг. 2) с возможностью взаимодействия при правильно установленном коде своими выступами 34 (фиг. 3) с соответствующими выемками 7 запирающих колес 3. Ширина выемки а , выполненной на колесе, соответствует ширине а выступа 34 органа 32. Высота с выемки, вьшолненной на колесе 3, немногим более толщины плоского участка 33 запорного органа 32, причем на плоском участке 33 выполнены отверстия 35 (фиг. 2 и 15) немногим более по величине, чем диаметр ступе ни 4 колеса 3. При этом ступень 5 каждого запирающего колеса 3 размещена внутри отверстия 35 запорного органа 32 между стенкой проточки 15. ( фиг. 15) и передней, гранью 36 высту па 34 (фиг. 2 и 15), а ступень 4 каждого запирающего кол еса 3 размещена своей нижней плоскостью 37 (фиг. 11) непосредственно над плоскостью 33 запорного органа 32 (фиг. 2, 3 и 7). Кроме того, пружина 10 осевого перемещения, которая размещена в отверстии 9, выполненном в запорном колесе 3, упирается своей нижней частью в центровочную проточку 38, вьшолненную на внутренней стенке нижней половины 2 корпуса (фиг. 18) с возможностью осевого
5 Ю15
20 25зо , .
55
424
перемещения при правильно набранном коде запирающего колеса вдоль вала 13 до упора плоскости 39(фиг. 11) ступени 5 колеса 3 во внутреннюю стенку нижней половины 2 корпуса.
Пружины (фиг. 3), расположенные на пазах 0 запорного органа 32 (фиг. 15), стремятся передвинуть его в положение запирания, причем одним своим концом они упираются в торцевую внутреннюю стенку 41 (фиг.З) нижней половины 2 корпуса, а другим- в выступы 42 (фиг. 15), выполненные в пазах 40 запорного органа. Замоч-. ная накладка 43 (фиг. И имеет петлю 44 (фиг. 3), которая может запираться запорным язычком 45, выполненным на возвьшающей горизонтальной плоскости 46 запорного органа 32 (фиг. З и 15), при этом плоскость 46 параллельна плоскости 33 запорного органа и находится на вертикальной шейке 47 (фиг. 14), поднимающей запорную плоскость 46 к замочной накладке, что уменьшает вертикальный габарит петли 44 и облегчает выход ее из приемного отверстия 48 (фиг. 19), расположенного на внешней части верхней половины 1 корпуса.
Управляющий элемент 31 вводится в отверстие 49 (фиг. 19) на лицевой части верхней половины корпуса и завинчивается своей осью 50 (фиг. 3 и . А) в резьбовое отверстие 51 (фиг. 4 и 15) запорного органа 32,составляя с ним одно целое.
Верхняя половина 1 корпуса выполнена объемной с выдавленной полостью 52 (фиг. 20), где .размещаются кодирующие 16 и запирающие 3 зубчатые колеса. На лицевой части выполнены отверстия 53 (фиг. 20) для размещения, выступающих стенок 12 запирающих колес для ввода резьбовых концов 25 валов 18 кодирующих колес (фиг. 6, 19 и 20). Кроме того, по периметру верхней половины корпуса размещена соединительная окантовка 54 (фиг. 19), на которой выполнены отверстия 55 для крепежа.
Нижняя половина 2 корпуса вьтолнена также объемной с выдавленной полостью 56 (фиг. 16 и 18), в которой размещаются только запорный орган 32 и валы 13, а на широкой плоской окантовке 57 (фиг. 16) нижней половины корпуса размещаются кодирующие колеса 16 и фиксирующие пружинные
пластины 58 (фиг. 5), для установки которых выполнены отверстия 59 (фиг. 16), а на нижней вьщавлер1ной стенке части 2 вьшолнены также отверстия 60 (фиг. 16) для установки нроточек 15 валов 13 запирающих колес 3 (фиг. 7).
Обеспечение соосности взаимодействия запирающих колес 3 с кодирующими зубчатыми колесами 16 после установки цифровой информации, нанесенной на внешней плоскости верхней половины
1корпуса, обеспечивается посредством фиксирующих пружинных пластин 58 (фиг. 2, 5 и 21) для каждого колеса 16. Каждая фиксирующая пластина 58 выполнена П-образной формы (фиг. 3
и 21) с полкой 61 и ножками 62 и 63 (фиг. 5 и 21), причем ножка 62 длин- нее ножки 63 для облегчения входа и выхода зубьев 64 (ф иг. 5) кодирующих колес 16 в зону. 65 (фиг. 5) действия фиксирующих пластин 58. Кроме того, от полки 61 вниз выполнен установоч- ный выступ 66 (фиг. 21) для закрепления фиксирующей пластины 58 в сквозном .отверстии 59 нижней половины
2корпуса, для чего на наружной стороне плоской оюантовки 57 выполнен продольный паз (.фиг. 2 и 17), расположенный под сквозным отверстием
59 (фиг. 17).
Для закрепления фиксирующей пластины 58 на плоской заготовке 57 необходимо вве сти установочный выступ 66 в отверстие 59 и выступающую часть выступа 66 с наружной стороны широкой плоской окантовки 57 загнуть в продольный паз, этим закрепив фиксирующую пластину 58. Таким образом, при повороте кодирующего колеса 16 фиксирующая пластина 58 (фиг. 5) своими ножками 62 и 63 стремится попасть в промежутки 67 между зубьями 64 (фиг. 5), фиксируя при этом каждый поворот стрелки 29 с указанием на очередную цифру (фиг. 1).
Кодовый замок устанавливается на запирающем объекте следующим образом (фиг. 2)..
На лицевой части 68 чемодана выполняются специальное отверстие 69 (фиг. 2) и четьфе отверстия под крепеж. После этого устанавливают в отверстие 69 выступающую часть 70 (фиг. 18) нижней половины 2 корпуса, собранного замка, при этом наружная часть окантовки (фиг. 18) нижней
.-
.
5
0
0
половины 2 корпуса устанавливается на лицевой части 68 чемодана таким образом, что отверстия 55, выполненные верхней и нижней 2 половизтах корпуса, устанавливаются строго над отверстиями для крепежа, выполненными на лицевой части чемодана. После этого в отверстия 55 верхней и нижней половин корпуса и отверстия для крепежа, выполненнь е на чемодане, вводятся заклепки 71, устанавливаются шайбы 72 (фиг. 2), после чего головки заклепок расклепываются, прижимая замок к лицевой части чемодана, что позволяет неподвижно закрепить замок на запираемом объекте.
Кодовый замок работает следующим образом.
Отпирание и запирание замка.
При правильно установленном цифровом коде, который показывают метки на цифровых рядах 30, выполненных на лицевой части верхней половины 1 корпуса,выемки 7, выполненные на боковой поверхности запирающих колес 3, в частности часть выемки 8 (фиг. П) нижней ступени 5, расположенной внутри отверстия 35, выполненного на запорном органе 32, своим размером а устанавливается строго против выступов 34 (фиг. 3 и 15) органа 32 с возможностью перемещения последнего в положение Открыто (влево). Замок открыт.
При опускании петли 44 замочной накладки 43 в приемное отверстие 48 (фиг. 19), расположенное на верхней половине 1 к орпуса, и управляющего элемента 31, перемещенных в положение отпирания при открытии замка (при э том выступы 34 запорного органа 32 находятся в части выемки 8 размерами а , выполненной на нижних ступенях 5 запирающих колес З), запорный орган 32, под действием пружин стремящийся вернуться в свое первоначальное положение, выходит своими выступами 34 из выемок 8 запирающих колес 3 и проходит запорным язычком 45 (фиг. 3) в петлю 44 замочной накладки 43, что не дает петле накладки выйти из приемного отверстия 48. Таким образом, замок закрыт. -
В случае, когда закодированная цифровая комбинация правильно не набрана, выемки 7 и 8 устанавливаются строго против выступов 34 запорного органа 32 и отпирание устройства невозможно.
Смена кодовой информации в замке.
Смена кода возможна лишь в случае когда замок открыт. Перемещая управляющий элемент 31 влево до упора (пр правильно набранном коде) и вводя в выемки зубчатых колес 3 выступы 34 запорного органа 32 (открьшая за мок), фиксируют положение запирающих колес .3, не позвол9я им вращаться вокруг вала 13, оставляя лишь возможность вертикального осевого смещения вниз. В этом случае выступы 34 запорного органа 32 являются направляющими для вертикального перемещения запирающих колес 3. При перемещении запорного органа 32 влево отверстия 35 (фиг. 3 и 15) устанавли- Баются своими диаметрами строго, под ступенями 4 запирающих колес 3 с возможностью осевого перемещения колеса 3 вниз вдоль вала 13. При этом выступы 34 запорного органа 32 на- ходятся в выемках 8. Осуществляя давление на верхнюю стенку 12 (фиг.2 и 11) запирающего зубчатого колеса 3, вьгеодят. последние из зацепления с кодирующими зубча.тым колесом 16 (фиг. 2). При этом пружина 10 осевого перемещения, которая размещена в отверстии 9, сжимается, причем выемка 7 размером Q садится на соответствующий размер Q выступа 34 (фиг. 15). Давление на стенку 12 осуществляется до тех пор, пока запирающее колесо своей нижней плоскостью 39 (фиг. 11) не упрется во внутреннюю поверхность нижней поло- вины 2 корпуса (фиг. 7). Поскольку высота выемок 7 и 8 запирающего колеса немногим более толщинь плоского движка, то запирающее колесо 3 своей ступенью 4 оказьшается внутри отвёрс тия 35 запорного органа 32. При этом колесо выходит из зубчатого зацепления с кодирующим колесом 16, освобождая последнее от взаимодействия. Вращая головку 27, связанную резьбой с концом 25 вала 18 (фиг. 6 и 9), на котором размещено кодирующее колесо 16 (т.е. колесо 16 вращается без зацепления с запирающим 3y64atbiM колесом 3, так как зубчатый венец 6 последнего расположен над плоскостью зуба 64 кодирующего колеса 16), устанавливаем стрелку 29 напротив любой цифры из ряда 30, причем поворот кодирующего колеса 16 на очередную цифру фиксируется пружинной пластиной 58 (фиг. 5).
Установив стрелкой 29 кодирующего колеса 16 нужную цифровую комбинацию необходимо прекратить давление на стенку 12 запорного колеса (т.е. убрать палец руки, давящий на стенку 12), и тогда пластина 58 осуществляет силовой возврат колеса 3 в первоначальное, положение, т.е. осуществляется зубчатое зацепление венцов кодирующего 16 и запирающего 3 колес.При этом запирающее колесо 3 упирается своим буртиком 73 во внутреннюю стенку верхней половины 1 корпуса, что ограничивает его подъем вдол в ала 13 (фиг. 7 и 11).
Аналогично меняется код на кодирующих колесах. При опускании петли 44 замочной накладки 43 в приемное отверстие 48 и управляющего элемента 31, перемещенных в положение от- пирания при открьшании замка (при этом выступы 34 запорного органа 32 выходят из выемок 8, где они оставались после того, как запирающее колесо 3 под дав лением пружины 10 вернулось в положение зацепления с кодирующим колесом 16) орган 32 под действием пружин перемещается вправо, проходит запорным язычком 45 (фиг, 3) в петлю замочной накладки 43 и запирает замок с новой цифровой комбинацией. Тогда, вращая головку 27, вращайт кодируннцее колесо 16, жестко сидящее на валу 18 и на-т ходящееся в зацеплении с запирающим колесом 3, также вращая последнее вокруг вала 13. Таким образом, отпирание замйа становится невозможным до тех пор, пока цифровая.комбинация не будет установлена правильно.Если же цифровая комбинация установлена неправильно, то при попытке осуществить давление на стенку 12 запирающего колеса 3 вертикальное перемещение вниз колеса не происходит, так как в этом случае внутри отверстия 35 вращается только меньшая ступень 5 колеса 3,-а нижняя плоскость 37 (фиг. 3 и 11) ступени . 4 расположена над верхней плоскостью 33 запорного органа 32, причем плоскость 37 йерекрыта внизу поверх
ностью 74 запирающего движка и поверхностью выступа 34 (фиг. 3 и 15). При осуществлении давления на стенку 12 колеса 3 нижняя плоскость 37 ступени 4 упирается сразу же в поверхность 74 запорного органа 32, находящегося за стенкой отверстия 35 (фиг. 15), ив поверхность выступа 34 запирающего элемента, и вертикальное перемещение запирающего зубчатого колеса не происходит. Оно возможно лишь тогда, когда цифровой код набран правильно. Орган 32 своими выступами 34 находится в выемках 7 запирающих зубчатых колес 3, и отверстия 35 устанавливаются строго под ступенью 4 -запирающего колеса 3, т.е. замок открыт.
Обеспечение соосности меж,цу коди- рующими 16 и запирающими 3 колесами при смене кода в комбинационном замке осуществляется посредством фиксирующих пластин 58 (фиг. 5 и 21).. Поэтому при установке цифровой комби- нации (смена цифрового кода) происходит расцепление зубчатого зацепления между кодирующими 16 и запирающими 3 колесами посредством давления на грань 36 запирающего колеса 3, В результате этого запирающее колесо (при правильно установленном коде и открытом замке) опускается вниз до упора плоскости 39 ступени 5 во внутреннюю стенку нижней половины корпуса, освобождая при этом свой зубчатый венец 6 (фиг. 5, 7 и 11) от зацепления с зубом 64 (фиг. 2 и 5 кодирующего колеса 16. Свободно вра- ща1емая пальцами руки головка 27 жестко соединена с кодирующим колесом 16 (они составляют с колесом одно целое после сборки). Посредством фиксирующей пластины 58 (фиг. 2 и 5), которая фиксирует каждый поворо данного колеса, кодирующее колесо устанавливается своими промежутками 67 (фиг. 5) строго соосно над зубьями зубчатого венца 6 запорного колеса 3, так как при выходе зубчатого венца 6 из зацепления с зубом 64 кодирующего колеса 16, находящегося в зафиксированном положении ножки 63 и 62 фиксирующей пластины 58 находятся в промежутках 67 (фиг. 5), ограничивая возможность случайного поворота колеса 16. При этом запирающее зубчатое колесо 3 жестко за- зиксировано выступами 34 запорного
5
Q
Q 5 „
5
0
органа 32, находящимися в выемках 7 указанных колес 3, что обеспечивает точность посадки колеса 3 и создает невозможность его случайного проворо- та. .
Кроме того, зубья кодирующего 16 и запирающего 3 колес выполняются с фасками, что позволяет зубьям колес 3 и 16 самокорректироваться при осуществлении зацепления в тот момент, когда давление на стенку 12 запирающего колеса 3 прекращено, и оно под действием пружины начинает подниматься вверх.
В конструкции комбинационного замка предусмотрено восстановление кода (в случае его забывания). Это возможно только в случае, когда петля 44 замочной накладки 43 находится вне .приемного отверстия 48, но цифровой код потерян. Для этого, на днище нижней половины 2 корпуса выполнены отверстия 75, распо.ложенные по продольной оси замка за отверстиями 60 под валы 13 запирающих колес 3 (фиг. 16 и ,18).
Для восстановления утерянного кода любой острый предмет (иглу и т.п.) вставляют в отверстие 75 и прижимают его к плоскости 39 (фиг. 11 и 12) ступени 5 запираю- . щего колеса 3, поворачивая вращаю- щуюся головку 27 кодирующего колеса 16 на очередную цифру, указываемую стрелкой 29. Необходимо поймать концом острого предмета, введенного в отверстие 75,выемку 8, выполненную на запирающем колесе 3 (фиг. 12). Выемка 8 соответствует положению запирающего колеса 3 для отпирания. После этого описанным способом попадают в остальные выемки 8, расположенные на других запирающих зубчатых колесах, причем выемки всех зубчатых колес устанавливаются строго размерами о против выступов 34, выполненных на запорном органе 32. Таким образом, восстанавливается утерянный код замка.
Применение изобретения позволит снизить металлоемкость, сократить технологическое время, затрачиваемое на изготовление деталей, из которых состоит замок, а также упростить процесс сборки готового изделия, что особенно важно при массовом производстве изделий с применением кодовых замков.
1
Л
J/ 69 J8
фиг.г
S-l
n
J
Jf J
Лr 72
ts
(DuiJ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шифровой замок | 1984 |
|
SU1227787A1 |
Шифровой замок | 1985 |
|
SU1270277A1 |
Запорное кодирующее устройство | 1981 |
|
SU1036896A1 |
КОДОВЫЙ ЗАМОК | 1991 |
|
RU2046921C1 |
КОДОВЫЙ ЗАМОК | 1991 |
|
RU2049896C1 |
Шифровой замок | 1983 |
|
SU1131993A1 |
КОДОВЫЙ ЗАМОК | 1996 |
|
RU2111328C1 |
Механический кодовый замок "Трёхкнопка" для рулевой колонки автомобиля | 2017 |
|
RU2696543C2 |
КОДОВЫЙ ЗАМОК | 1992 |
|
RU2032804C1 |
ШИФРОВОЙ ЗАМОК | 1990 |
|
RU2032057C1 |
фигЛ
e ji
Sf
4 4f
/r
6 S5 5S S 65US7 Фиг 5
16
г 2z
фиг. 6
16 31 20
.////////
b //////////.
/.NX
/J 15
V
фиг. 7
2lt 17
20
фш.В
фиг. 9
25
Г9
N
21
фиг. 3
cpi/г. П
фиг. 15
фиг. IS
/ 5955
±А 1 ..S7
70
X
фиг. i7
J8 56
- .
/ I
/
60
75
I
75
(риг. 18
70
S3 55
LI
X
л Ц1 / 001 а о 1
j.-/:.: L-v-r iV -J vi
26 fuz.«
51
48
Г
53
зг
-26
if
фаг. 20
Составитель И. Тригуб Редактор О. Юрковецкая Техред Л.Олейник Корректор И. Муска
Заказ 4210/31Тираж 441Подписное
ЪНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Патент США № 4155234, кл | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Авторы
Даты
1986-08-07—Публикация
1985-02-25—Подача