Предлагаемое вычислительное устройство относится к известному типу устройств, предназначенных для экономического распределения активной нагрузки между электростанциями в энергосистеме с функциональными преобразователями, воспроизводящими характеристики относительного прироста станций, и сетевым блоком для учета потерь в сети.
Особенностью устройства, составляющего предмет изобретения, является введение в него, с целью обеспечения возможности вычисления экономического распределения нагрузки при заданном суточном расходе Т01плива на отдельных электростанциях, дополнительного блока просмотра графика нагрузки, от которого к функциональным преобразователям подводится пилообразное напряжение, модулированное напряжением ступенчатой формы, отображающим суточный график нагрузки системы. При этом величина, пропорциональная суточному расходу топлива, определяется как произведение максимального значения пилообразного напряжения на разность максимального и среднего значения тока на выходе функционального преобразователя.
На фиг. 1 и 2 изображена блок-схема предлагаемого вычислительного устройства; на фиг. 3 и 4 - схемы измерения расхода топлива в двух возможных вариантах.
В блок-схему (фиг. 1) предлагаемого вычислительного устройства входят: блок просмотра графика нагрузки БПГ, станционные блоки СБ;, СБ, (число которых определяется количеством электростанций в системе, участвующих в экономическом распределении нагрузки), линейный блок ЛБ и общесистемный блок НБ.
Блок БПГ включает задатчик графика нагрузки ЗГЯ, коммутатор /С, генератор пилообразных напряжений ГПН, устройство сравнения -УС и устройство умножения УУ. Задатчик графика нагрузки ЗГН представ№124984- 2 -
ляет собою устройство, позволяющее установить вручную некоторое количество (например, двадцать четыре) значений выходного нап,ряжения, прошорциональных нагрузкам энергосистемы в определенные моменты времени. Коммутатор К должен обеспечить возможность осуществления непрерывных и очень быстрых переключений своей выходной цепи, присоединяя ее по очереди к каждому из двадцати четырех выходов задатчика ЗГН. Для генератора пилообразных напряжений ГПН может быть использована любая из существующих схем, обеспечивающих достаточную линейность развертки (с отклонением не свыше 1%).
Каждый из Станционных блоков СБь CBz, СБз состоит из функционального преобразователя ФП, устройства ограничения нагрузки УОН, измерительного устройства И и регулятора расхода топяива РРТ. Функциональные преобразователи ФП обеспечивают возмол ность безынерционного осуществления кусочно-линейных функций, выражающих зависимость относительных цриростов расходов топлива от нагрузки тепловых электростанций. В схеме функционального преобразователя должны быть предусмотрены переключатели режимов ЯР, позволяющие изменять параметры схемы (сопротивления, подпорные напряжения) для вое произведения характеристик относительных приростов, соответствующих различным сочетаниям работающих котлов и турбин. Устройство ограничения нагрузки УОН представляет собою элемент схемы, позволяющий ограничить минимальноеи максимальное значения тока (соответствующие минимально возможной и максимально допустимой нагрузке станции). Значения минимального и максимального тока устанавливают вручную в зависимости от режима работы станции. Измерительное устройство Я обеспечивает возможность непосредственного измерения (по приборам стрелочного типа) тока, имитирующего нагрузку станции, и величины, пропорциональной расходу топлива, соответствующему этой нагрузке. Регулятор расхода топлива РРТ представляет собою потенциометр, перемещение рукоятки которого соответствует умножению значений относительных приростов расхода топлива на некоторый коэффициент, больший или меньший единицы.
Линейный блок ЛБ состоит из линейных элементов ЛЭ, ЛЭ, ЛЭз, количество и схема соединения которых определяются схемой сети энергосистемы.
Общесистемный блок ОСЬ включает задатчик нагрузки ЗЯ, представляющий собою устройство, допускающее ручную регулировку напряжения питания станционных блоков, измерительное устройство Ид и переключатель Я.
Отличительной особенностью рассматриваемого вычислительного устройства является способ измерения расхода топлива. Часовой расход топлива при нагрузке представляет собою сумму расхода топлива на холостой ход плюс доля расхода топлива, зависящая от нагрузки. Первую величину можно устанавливать с помощью ручного задатчика. Вторая составляющая выражается площадью, ограниченной характеристикой относительных приростов.
Вычислительное устройство может работать в двух режимах, выбор которых осуществляется переключателем Я. Если последний находится в положении а, станционные блоки 5, CBs, СБ присоединяются к задатчику нагрузки ЗН. Установленная вручную Величина суммарной нагрузки энергосистемы автоматически распределяется между станциями. Значения наивыгоднейших нагрузок станций указываются измерительными приборами соответствующих станционных блоков. Если переключатель Переставить в положение б, станционные блоки присоединяются к блоку просмотра графика нагрузки БПГ. С помощью задатчика графика нагрузки ЗГН устанавливается ожидаемый график нагрузки для количества моментов времени, в течение которых нагрузка предполагает..-. ± ромагнитном поле ;-Д р ени „араллельно
2i:;::S S5SSg H
мощность измер
-к пода
-я5в ; г - .дл.„
воз Редмет Из
.... ----,
Иос -,ЗН г с
pJj 4rjm:
ш:
I, J,
L
РК I
лг- дай I tI
J
11 1
7Л f
/11
СБ,
СВз .
У i
//о -1
ПР
ФП
и ,J
.
Г 1
ПВ
j
Фиг
Авторы
Даты
1959-01-01—Публикация
1959-03-30—Подача