Изобретение относится к бытовым холодильникам и может быть применено на предприятиях по ремонту бытовой техники при ремонте холодильниковj и является усовершенствованием изобретения по авт.св. 992961.
Цель изобретения - повышение надежности расклинивания путем создания ударного раскачивания ротора.
На фиг.1 изображена схема предлагаемого устройства; на фиг.2 - зависимости К.. М /MI, - отношение пуске С п
вого момента М. на валу двигателя при включении одной из обмоток через конденсатор к номинальному пусковому моменту Mj при нормальном включении двигателя мотор-компрессора и К„ Uj, /Uj - отношение напряжения Uc на пусковой обмотке, включенной через конденсатор, к напряжению сети UH от величины отношений К,, и Кр X /Хр - емкостных сопротивлений конденсаторов, включенных в цепь пусковой Х, и рабочей Х(,р обмоток к индуктивным сопротивлениям Хр и Хр соответствуюпщх обмоток.
Известно устройство для расклинивания мотор-компрессора бытового холодильника, содержащее конденсатор 1 в цепи питания рабочей обмотки P.O. электродвигателя расклиниваемого мотор-компрессора М.К, однополупериод- ный выпрямитель 2, подключенный через тиристор 3 к пусковой обмотке К.О, двигателя и формирователь 4 импульсов с двумя противофаз1шгми выходами А и Б, один из которых - выход А подключен к управляющему электроду тиристора 3. Устройство дополнительно содержит низковольтный источник питания, переключатель 6 режимов, измерительный прибор 7, подключенный к рабочей обмотке двигателя, и три триака 8 - 10. Первый из них - три- ак 8 подключен параллельно вьтрямите лю 2 и тиристору 3. Его управляющий электрод соединен с вторым выходом Б формирователя А импульсов. Второй триак 9 включен последовательно с конденсатором 1. Третий триак 10 включен параллельно Второму триаку 9 и конденсатору 1. Управляющие электроды триаков 8 - 10 через переключатель 6 режимов соединены с низковольтным источником 5 питания. Устройство Содержит также кнопку 11 с блокиратором, шунт 12, добавочное
5
сопротивление 13, переключатель 14, разъемы 15 и 16 для подключения мотор-компрессора и для включения уст- poiicTna в сеть.
Устройство также содержит четыре симистора 17 - 20, два конденсатора 21 и 22 и лчве сдвоетпгае кнопки 23 и 24, при этом первьш симистор 17 и параллельно ему подключенная пепочка из последовательно соединенных второго симистора 9 и первого конденсатора 22 включены в цепь рабочей обмотки расклиниваемого мотор-компрессора, а третий симистор 20 и параллельно ему подсоединенная цепочка из четвертого си№1стора 18 и второго конденсатора 21 включены в цепь пусковой обмотки, при этом контакты од- 1ЮЙ кнопки 23 включены через гасящие сопротивления 25 в цепи запуска первого 17 и четвертого 18 симисторов, а контакты второй кнопки 24 - в цепи запуска второго 19 и третьего 20 симисторов через гасяшие сопротивления
5 25, причем первый конденсатор 22 имеет емкостное сопротивле те 0,9- 1,3 индуктивного сопротивления рабочей обмотки, а второй конденсатор 21 - 0,7-1,6 индуктивного сопротив0 ления пусковой обмотки.
Устройство работает следующим образом.
0
Перед включением переключатель 6 режимов устанавливают в верхнее положение, соответствующее режиму Расклинивание. При нажатии на кнопку 11 к питающей сети подключается расклиниваемый мотор-компрессор и источник 5 питания на время, определяемое блокиратором кнопки 11. Низкое напряжение от источника 5 подается на управляющий электрод триака 9 и на формирователь 4 импульсов. Триак 9 открывается, запи- тывая paGotiyio обмотку двигателя повышенным током за счет компенсации конденсатором 1 части индуктивного сопротивления рабочей обмотки, фор- №1рователь 4 п 5переменно открывает
тиристор 3 и триак 8 по управляющим электродам, подключенным к его про- тивофаз1гым выходам А и Б. При открытии тиристора 3 на пусковую обмотку двигателя подается постоянное цульсирующее напряжение выпрямителя 2, вызывающее двусторонние колебания ротора двигателя мотор-компрессора с большой амплитудой. При открытии
3 1
триака 8 на пусковую обмотку подается переменное напряжение сети, обусловливающее вращательный момент на роторе двигателя, ударно воздействующего на мотор-компрессор.
Таким образом, в течение времени, задаваемого блокиратором кнопки 11, на мотор-компрессор попеременно воздействуют вибрационные и ударные нагрузки. По истечении указанного времени общий вывод обмоток подключают к контакту разъема 15 и поочередно нажимают кнопки 23 и 24, в результате чего открываются соответственно симисторы 17-20. При этом происходит поочередное включение пусковой обмотки через конденсатор 21 и рабочей обмотки напрямую, затем пусковой обмотки напрямую и рабочей обмотки через конденсатор 22. Ротор мотор компрессора испытывает кратковременные удары с повьш1енным крутящим моментом в прямом и реверсивном направлениях .
При величине емкостного сопротив- ления конденсатора 22 в цепи рабочей обмотки, равном ее индуктивному сопротивлению, пусковой момент, приложенный к ротору мотор-компрессора, возрастает на 40% по сравнению с пус ковым моментом при нормальном включении, причем вращение противоположное (кривая КМ1, фиг.2). Происходит это из-за изменения фазового сдвига магнитных потоков рабочей и пусковой об моток, При величине емкостного сопротивления конденсатора 21 в цепи пусковой обмотки, равной ее индуктивному сопротивлению, момент, приложенный к ротору мотор-компрессора, возрастает более, чем в 1,5 раза по сравнению с пусковым моментом при нормальном включении (кривая КМ2, фиг.2)г Возрастание момента вызывается изменением фазового сдвига между
O
5
0
5 о
5
магнитньпчи потоками обмоток, причем пусковая обмотка работает в облегченном по напряжению режиме - около 90% от номинального.
Далее переключатель 6 режимов переводят в нижнее положение, соответствующее режиму контроля, а общий провод обмоток отключают от контакта разъема 15 и вновь подключают к среднему выводу разъема 16. После нажатия на кнопку 1I низковольтное питание подается на управляющие электроды триаков 8 и 10, при этом обмотки двигателя соединяются с питающей сетью обычным образом. С помощью переключателя 14 в этом режиме сначала контролируют ток, а затем напряжение рабочей обмотки. По характеру убывания тока при пуске и величине напряжения судят о качестве расклинивания.
Изобретение повьшает эффективность расклинивания за счет ударного раскачивания ротора заклиненного мотор-компрессора с помощью последовательных прямых и реверсивных ударов с пусковым моментом, равным 1,2-1,5 номинального пускового момента.
Эффектность расклинивания обеспечивается и при возрастании пусковых моментов на 20-25% к номинальному, что обеспечивается при величинах емкостных сопротивлений конденсаторов 22 и 21, равных 0,9-1,3 и 0,7-1,6 индуктивных сопротивлений рабочей и пусковой обмоток соответственно.
Использование изобретения позволяет повысить эффективность расклинивания мотор-компрессора с помощью прякагх и реверсивных ударов с пусковым моментом, превьшакяцим номинальный на 20-50%, причем пусковая обмотка работает в облегченном по напряжению режиме, что повышает надежность работы устройства.
3.0 W 1,6 /,3 W Фиг 2
Kn
Редактор М.Бланар
Составитель А.Горбачева Техред В.Кадар
Заказ 4613/Д1Тираж 482Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, А
Корректор А.Зимокосов
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для расклинивания мотор-компрессора бытового холодильника | 1981 |
|
SU992961A1 |
Устройство для срыва заклинивания в компрессоре бытового холодильника | 1981 |
|
SU966455A1 |
Устройство для восстановления работоспособности заклиненного мотор-компрессора бытового холодильника | 1980 |
|
SU970048A1 |
УСТРОЙСТВО ПУСКА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1992 |
|
RU2050683C1 |
Устройство для расклиниванияМОТОР-КОМпРЕССОРОВ быТОВыХ ХОлОдильНиКОВ | 1979 |
|
SU798441A1 |
Устройство для проведения лабораторных работ по электротехнике | 1984 |
|
SU1211799A1 |
СПОСОБ ИМПУЛЬСНО-ЧАСТОТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ИСТОЧНИКОМ ИЗМЕНЯЕМОЙ ЧАСТОТЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2574380C2 |
Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от анормального режима | 1983 |
|
SU1142872A1 |
ИСТОЧНИК ПИТАНИЯ ПУТЕВОЙ | 2008 |
|
RU2361033C1 |
Автоматическое устройство для намагни-чиВАНия и РАзМАгНичиВАНия | 1979 |
|
SU847381A1 |
Авторы
Даты
1986-08-23—Публикация
1984-11-23—Подача