Изобретение относич ся к горному делу и может быть использовано при открытой разработке месторождения полезных ископаемых.
Цель изобретения - увеличение уг- ла откоса уступов борта карьера за счет повышения устойчивости каждого нижележащего формируемого уступа.
На чертеже изображены схемы поперечного сечения борта карьера и раз- мещения рядов скважин при реализации способа.
Способ заключается в следующем.
Перед разметкой рядов скважин на отрабатываемом уступе 1 карьера на схему предварительно наносят контур нижележащего уступа 2. Разметку начинают с рядов скважин, расположенны по обе стороны от верхней бровки нижележащего уступа 3. Сначала опреде- ляют физико-механические свойства взрываемых пород, тип ВВ, в результате чего определяются величины с , с.- Затем вычисляют расстояние от забоя скважин, расположенных в первом ряду 4, размещаемом перед верхней бровкой нижележащего уступа (над откосом 5 этого уступа) до плоскости откоса по нормали к нему, для чего задаются расстояния от зоны разрушения 6 до плоскости откоса а. Сложив полученные величины с + а , получают искомое расстояние в и на этом расстояНИИ бурят первый ряд скважин. Расстояние от верхней бровки шгаележащего уступа до ряда скважин 7, расположен ного за ней, определяют аналогичным образом. Зная величину с , задаются планируемой шириной ненарушенной зон а между верхней бровкой нижележащег уступа и зоной разрушения 8 и склады вают эти две величины, определяя таким образом расстояние в между верхней бровкой нижележащего уступа и осью. Первого ряда скваясин, располо- женньрс.за ней (над плоскостью уступа, к Сложив две величины в и , находят расстояние между рядами сква ,жин 4 и 7. В случае, если это рассто :яние окажется больше расстояния, определяемого из параметров принятой сетки, необходимо опытным путем подобрать параметры буровзрывных работ перебур, тип ЕВ, конструкцию заряда, сближение зарядов и т.п. таким образом, чтобы они обеспечивали проработ ку этого расстояния и качественное дробление. Если это расстояние окажется меньшим расстояния, определя
155J
емого из параметров принятой сетки, то расстояние между скважинами принимают равным величине практикуемой на карьере.
Кроме того, .для уменьщения зоны действия взрыва на забое скважины можно разместить слой демпфирующего материала. После этого размечают и бурят остальные ряды скважин как в. направлении верхней бровки 9 разрабатываемого уступа, так и в направлении тьта массива. Затем скважины заполняют ЕВ и взрывают. А затем по проектно плоскости откоса нижележащего горизонта забуривают ряд скважин 10, формирующих откос уступа, заряжают их и взрывают.
Пример.
На карьере ЮГОКа откосы нерабочих уступов в проектном положении вьшол- няют под углом 47°, а расстояние между рядами скважин 7 м. Величина перебура колеблется от О до 5 м. При использовании предлагаемой схемы в аналогичных условиях принимаем bj 2,1 м, м, 2,5 м {по результатам наблюдений при взрывных работах на карьере ЮГОКа), м, м, ,2 м, угол откоса уступов принимаем °, тогда
(2,5+0),1 -cos 65° sin 65°
6
15 20 25 Q 50 55
45
2,5+2,1 0,423
-3,7 м.
0,906
Определенная по расчетным данным величина составляет:
а 2,2 + 1 3,2 м, тогда Вр 3,7м+3,,9м.
По расчетам видно, что для получения устойчивого откоса при oL 65° расстояние между скважинами составляет 6,9 м. Следовательно, не требуется .никаких дополнительных мер для того , чтобы обеспечить получение устойчивого откоса. Таким образом, расстояние между всеми рядами скважин берем рав- Hbw 7 м при условии, что первым бурят ряд скважин 4, расположенный перед верхней бровкой нижележащего уступа на расчетном расстоянии, а в корректировании параметров сетки, перебура, величины зарядов нет необходимости.
Для получения проектных откоса уступа рабочего борта карьера и величины ЛСПП поступают аналогичным образом
Основным техническим преимуществом предлагаемого способа является то, что при его реализации обеспечивается
значительное увеличение угла откоса уступов и становится возможным управление величинами ЛСПП путем повышения устойчивости их бортов. Это стаРедактор К, Волощук
Составитель В. Тычина
Техред М.Моргентал Корректор Л. Патай
Заказ 4698/36
Тираж 470Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
новится возможным за счет расчетного размещения рядов скважин при взрывании отрабатьгоаемого уступа, прилегающих к бровке нижележащего .уступа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЗАОТКОСКИ УСТУПОВ | 1991 |
|
RU2068094C1 |
СПОСОБ ЗАОТКОСКИ ВЫСОКИХ УСТУПОВ НА КОНТУРЕ КАРЬЕРА | 2003 |
|
RU2255304C2 |
СПОСОБ ОТБОЙКИ ГОРНЫХ ПОРОД НА КАРЬЕРЕ | 1992 |
|
RU2044998C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ ВЗРЫВОВ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ БЕРМЫ УСТУПА В КАРЬЕРЕ | 1991 |
|
RU2023159C1 |
Способ взрывного разрушения горных пород на косогоре | 1990 |
|
SU1818522A1 |
Способ укрепления бермы уступа | 2023 |
|
RU2810374C1 |
СПОСОБ ЗАОТКОСКИ ВЫСОКИХ УСТУПОВ НА ПРЕДЕЛЬНОМ КОНТУРЕ КАРЬЕРА | 2000 |
|
RU2178079C1 |
СПОСОБ ВЗРЫВНОЙ ОТБОЙКИ ГОРНЫХ ПОРОД НА ОТКРЫТЫХ РАЗРАБОТКАХ (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2244252C1 |
СПОСОБ ОТРАБОТКИ КАРЬЕРА | 1996 |
|
RU2098627C1 |
Способ заоткоски высоких уступов на контуре карьера | 2002 |
|
RU2224110C1 |
Куц B.C | |||
Исследование действия взрыва заряда в перебуре скважины | |||
Автореф | |||
дне | |||
Днепропетровск, ИГТМ АН УССР, 1972 | |||
Переславский Л.Г | |||
и др | |||
Рациональный способ взрывания уступов нерабочих бортов карьеров, Днепропетровск, ИГТМ -АН УССР, 1980 |
Авторы
Даты
1986-08-30—Публикация
1985-04-04—Подача