и внутренними зубчатыми поверхностями. Колесо 1 зацепляется с ободом 3 в об1цей плоскости вращения, развернутой относительно плоскости вращения колеса 2 на угол /3 вокруг касательной Б-Б к зоне зацепления обода 3 с колесом 2. Зоны зацепления колес 1 и 2 с ободом 3 диаметрально противоположны. Обод 3 деформирован посредством нажимных роликов 4, установленных в корпусе 5 в плоскости вращения и симметрично колеса 1 с возможностью радиального и окружного перемещений в зоне углового сектора, определяемого соотношением arctg d/2a О ,47 ГГ, где if- угловая величина сектора окружного перемещения роликов 4; d - диаметр делительной окружности колеса 1; а - межосевое расстояние колес 1 и 2;Л 3,1415... Внутренние зубья колеса 2 выполнены в виде бочкообразных упругих элементов 14, взаимодействующих с ответными впадинами наружной зубчатой поверхности обода 3. Ролики
1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах.
Целью изобретения является повышение нагрузочной способности зубчатой передачи с гибкой связью и расширение ее кинематических возможностей за счет увеличения диапазона передаточных отношений.
Положительный эффект достигается за счет повьшюния коэффициента перекрытия в зацеплении и повьшгения податливости передаточного звена.
Увеличение диапазона передаточных отношений обеспечивается тем, что конструкция позволяет получить диапазон, находящийся в области между характерными диапазонами для одноступенчатых цилийдрических передач и волновых;.
На фиг. 1 изображена зубчатая передача с гибкой связью, разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - устройство для деформации обода в виде нажимного ролика.
80245
4 контактируют с ободом 3 по кольцевой канавке 15, глубина h которой равна наибольшему радиусу элементов 14. При работе зубчатой передачи обод 3 деформируется р оликами 4 таким образом, чтобы обеспечивался тре-. буемый зазор в зацеплении с колесом
1и максимальный коэффициент перекрытия. При вращении колеса 1 крутящий момент передается на обод 3
и через элементы 14 на колесо 2. Бочкообразность элементов 14 и их значительное, количество в зоне ) зацепления обода 3 и колеса 2 обеспечивают высокздо нагрузочную способность и долговечность передачи. Канавка 15 обеспечивает разворот частей обода 3 друг относительно друга в зоне зацепления у . Передачу рационально использовать в области передаточных отношений 40 ii i 120. Нижняя граница диапазона определяется необходимостью изгиба обода 3, а верхняя - габаритами передачи.
23.п. ф-лы, 3 ил.
o
5
0
5
Зубчатая передача с гибкой связью состоит из колеса 1 с наружными зубьями, колеса 2 с внутренними зубьями, гибкого деформированного обода 3 с наружной и внутренней зубчатыми поверхностями, зацепляющимися соответственно с колесами 2 и 1, и устройства для деформации обода, выполненного в виде двух нажимных роликов 4. Колесо 2 с внутренними зубьями установлено в корпусе 5 на телах 6 качения и зафиксировано в осевом направлении шайбой 7. Колесо 1 зацепляется с ободом 3 в общей плоскости вращения, развернутой относительно плоскости вращения колеса 2 на угол
Р (фиг. 2) вокруг общей касательной Б-Б к зоне зацепления обода 3 с колесом 2.
Зоны зацепления колес 1 и 2 с ободом 3 диаметрально противоположны.
Нажимные ролики 4 установлены в корпусе 5 в общей плоскости вращения колеса 1 и обода 3 симметрично колеса 1 с возможностью радиального и
окружного перемещений в зоне углового сектора, определяемого соотношением
2 а
ь
0,47fl,
uJ
где
f - угловая величина сектора окружного nepeMBi iBHHH роликов 4 (фиг, 1); d - диаметр делительной ок-
ружности колеса 1; - межосевое расстояние колес 1 и 2;
JT 3,1415
Ролики 4 установлены в конические радиально-упорные подшипники 8 (фиг. 3) и вилку 9, подпружиненную пружиной 10, усилие сжатия которой регулируется болтом 11, зафиксированным гайкой 12. Ориентация плоскости вращения роликов 4 обеспечивается шпонкой 13.
Внутренние зубья колеса 2 выполнены в виде бочкообразных упругих эле- ментов 14, взаимодействующих с ответными впадинами наружной зубчатой поверхности обода 3. На этой поверхности выполнена контактирующая с нажимными роликами 4 кольцевая канавка 15 глубина h которой равна наибольшему радиусу элементов 14.
При работе зубчатой передачи обод 3 деформируется роликами 4 таким образом, чтобы обеспечивался требуемый зазор в зацеплении с зубчатым колесом 1 и максимальный коэффициент перекрытия. При вращении колеса 1 крутящий момент передается на обод 3 и через упругие бочкообразные эле- менты 14 на колесо 2. Бочкообразност упругих соединительных элементов 14 И их значительное количество в зоне Y зацепления обода 3 и колеса 2 обеспечивают заданную долговечность, несмотря на разворот обода 3 относительно колеса 2 на угол р
Ролики 4 обеспечивают силовое замыкание обода 3 и колеса 2 в противоположной им зоне у зацепления с углом (фиг. 1). В сочетании с шайбой 7 они фиксируют обод 3 в осевом направлении. Возможность их контакта с ободом 3 по кольцевой канавке 15 обеспечивается разворотом плоскостей вращения обода 3 и колеса 2 на угол . Контактирующие с ободом 3 поверхности роликов 4 выполнены тороидальными с радиусом тора меньшим
радиуса канавки 15, что исключает перекос обода 3 при деформировании. Кольцевая канавка 15 позволяет частям В и Г обода 3 (фиг. 3) разворачваться друг относительно друга под нагрузкой в зоне у зацепления, обе печивкя снижение коэффициента неравномерности распределения нагрузки.
В конструкции реализовано обычное эвольвентное зацепление, передача движения в котором осутцествля- ется посредством качения и относительно небольшого скольжения взаимодействующих поверхностей зубьев. Это обеспечивает в сочетании с повьш енным коэффициентом перекрытия повышенную долговечность. Необходимость изгиба обода 3 определяет нижнюю границу диапазона передаточных отношений передачи i , 40, так как при меньших передаточных отношениях жесткость обода 3 существенно возрастает и его прогиб оказывается малоэффективным средством повышения коэффициента торцового перекрытия. При возрастании передаточного отношения более i , 120 растут габаритные размеры передачи и при этих передаточных отношениях оказывается более рациональным использование волновых передач.
Таким образом, оптимальным диапазоном передаточных отношений передачи являются 40 . i i 120, что заполняет нерациональньй для обычных цилиндрических одноступенчатых (i 40) и волновых (i 120) передач диапазон.
Регулирование коэффициента перекрытия и зазоров в зубчатом зацеплении осуществляется окружными смещениями роликов в секторе if
Повьшзенный коэффициент перекры- .тия увеличивает количество одновременно взаимодействуюищх зубьев, снижая контактные давления, что в сочетании с уменьшенными зазорами и повышенной податливостью позволяет снизить коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контактной линии, динамическую составляющую нагрузки и виброактивность и на основе этого повысить нагрузочную способность и долговечность передачи в целом.
,fc о p М
..
.1 связью
ула изобретения
убчатая передача с т ибкой
содержап1ая колеса с наружными зуабьЗлми, колесо с внутренними зубкями, гибкий деформированный обод
, с наружной и внутренней зубчатыми
JfiЙ зepxнbcтями, зацепляющимися соот- е Е.С сненно с внутренними и наружными зубьями колес, и устройство для деформации обода, отличающая- с я тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и расширения кинематических возможностей за счет увеличения диапазона передаточных от ношений, обод взаимодействует с колесами диаметрально противоположными зубьями, в осевом сечении общая ось симметрии колеса с наружными зубья ми и обода расположена иод углом к оси симметрии колеса с внутренними
- зубьями таким образом, что веришна угла размещена в зоне зацепления последнего с ободом, а устройство для деформации обода выполнено в виде двух нажимных роликов, установленных в общей плоскости вращения обода и колеса с наружными зубьями
-
симметрично последнему с возможностью радиального и окружного перемещений в зоне углового сектора, определяемого соотношением
JO
15
где
arctg -г- и Ч 0,,
и)
у - угловая величина сектора окружного перемещения роликов; d - диаметр делительной окружности зубчатого колеса с наружными зубьями;
d - межосевое расстояние зубчатых колес; 7Г 3,1415.
2. Зубчатая передача по п. 1, о тренние зубья выполнены в виде бочкообразных упругих элементов, взаимо20 действующих с ответными впадинами наружной зубчатой поверхности обода,
3. Зубчатая передача по п. 2., о т- личающаяся тем, что на наружной зубчатой поверхности обода
выполнена контактирующая с нажимными роликами кольцевая канавка, глубина которой равна наибольшему радиусу бочкообразных упругих элементов.
А-А
Фиг. г
12
Ю
В
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Волновая зубчатая передача | 2017 |
|
RU2665977C1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ВНУТРЕННЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2051299C1 |
ЗУБЧАТАЯ ШАРНИРНО-РОЛИКОВАЯ ПЕРЕДАЧА | 1999 |
|
RU2177090C2 |
Зубчатая передача | 1984 |
|
SU1240977A1 |
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНЫЙ ВАРИАТОР | 1998 |
|
RU2175415C2 |
СДВОЕННАЯ ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2015 |
|
RU2668455C2 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2023 |
|
RU2821404C1 |
ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ТОРЦЕВАЯ ПЕРЕДАЧА | 1990 |
|
RU2019760C1 |
СДВОЕННАЯ ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2015 |
|
RU2659276C1 |
СДВОЕННАЯ ВОЛНОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2015 |
|
RU2655578C1 |
Изобретение относится к машиностроению. Целью изобретения является повьшение нагрузочной способности зубчатой передачи с гибкой связью и расширение ее кинематических возможностей за счет увеличения диапазона передаточных отношений. Увеличение диапазона передаточных отношений обеспечивается тем, что конструкция позволяет получить диапазон, находяп 1Йся в области между характерными диапазонами для одноступенчатых цилиндрических пе)едач и волновых. Колесо 1 с наружными зубьями и колесо 2 с внутренними зубьями связаны передаточным звеном в виде гибкого деформированного обода 3 с наружными И (Л 15 to СХ) о 1C 4: сл
ВНИИПИ Заказ 7041/35 Тираж 880
Произв.-полигр. пр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Подписное
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ КОАРКТАЦИИ АОРТЫ В СОЧЕТАНИИ С ГИПОПЛАЗИЕЙ ДУГИ АОРТЫ | 2014 |
|
RU2547382C1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-12-30—Публикация
1984-12-30—Подача