Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для определения сцепных свойст колеса с поверхностью дорожного
покрытия.
Цель изобретения - упрощение процесса эксплуатации.
На фиг, 1 изображено устройство, об щий вид на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Устройство для определения сцепных свойств колеса с дорожным покрытием содержит испытательное колесо
1,шарнирно закрепленное на стойке
2,регистрирующее приспособление в виде лентопротяжного механизма 3 со штоком 4, и узел тбрможения.. Колесо 1 установлено на перемещающейся тележке 5 и снабжено соосно установленными шкивами 6 с ограничителями
7 поворота и эксцентриком 8, взаимодействующим со штоком 4 регистрирующего приспособления, закрепленного на тележке 5. Узел торможения выполнен в виде регулируемой при помощи винта 9 пружины 10, соединяющей шкивы б с тележкой 5 посредством консоли 11. Тележки 5, консоль 11 и стойка 2 установлены на раме 12 с опорами 13 с возможностью перемещения по направляющим 14 и кинематически связаны с приводом 15, например механическим или электрическим. Ограничители 7 поворота выполнены в виде прорезей. Шкивы снабжены фик- . саторами 16 и 17, выполненными в виде, например, стержней. Фиксатор 16 установлен на ободе испытательно- .го колеса 1, а фиксатор 17 установлен на траверсе 18. Эксцентрик-8 с фиксатором 19 установлен соосно с испытательным колесом 1 и шкивами 6 На шкивах 6 закреплена одним концом пружина 10 Ч: помощью тросика 20, другим концом она закреплена с помощью тягового винта 9 на консоли 11. На тележке 5 установлено регистрирующее приспособление, выполнен- ное в виде лентопротяжного механизма 3 со штоком 4, который установлен с возможностью взаимодействия с эксцентриком 8. Вертикальную нагрузку создают грузы 21, установленные на оси колеса 1.
Работает устройство следующим образом.
Пружина 10 создает окружное тяговое усилие на колесе 1, стре- мясь повернуть его в направлении
действия силы пружины. При качении колеса на поверхности покрытия этому повороту препятствует сила трения ГУ P.q , где Р - вертикальная нагрузка на ось, ф - коэффициент сцепления колеса с покрытием. В том случае, если F F - колесо останется в заблокированном состоянии, если Fpp колесо провернется.
Таким образом, создав на пружине 10 соответствующее усилие, можно оценить, отвечает ли покрытие по своим сцепным свойствам требуемым. Если колесо проскальзывает, не отвечает, если
прокатывается, отвечает. Это позволяет определить на поверхности по- . крытия зоны, отвечающие требованиям по сцеплению.
В связи с тем, что в соответствии
t действующими требованиями на доро- тах допустимы три предельных величины коэффициента сцепления - для легких, затрудненных и опасных условий движения, в устройстве предусмотрена фиксация испытательного колеса соответственно в трех положениях, каждому из которых соответствует свое положение прзгжины.
Фиксатором 16 жестко прикрепляют щкивы 6 к колесу 1 и либо поворотом колеса 1, либо тяговым винтом 9 натягивают пружину 10 до усилия, обеспечивающего окружное тяговое усилие
пр 1 соответствующее при качении коле- са силе трения для коэффициента сцепления, допустимого по условиям движения. Затем фиксатор 17 вводят во взаимодействие с соответствуйщим ограничителем 7 хода. Эксцентрик 8 ставят в положение, при котором шток 4 упирается в выступ эксцентрика 8, и фиксируют эксцентрик стопором 19. После этого устройство устанавливают на покрытие дороги и с помощью привода 15 прокатывают тележку 5 по направляющим 14. При Е„р колесо провернется на угол, дoпycкae ый ограничителем
хода 7, при этом эксцентрик 8 повернется, шток 4 опустится и на ленте лентопротяжного механизма будет чер титься горизонтальная линия. В месте износа поверхности покрытия, где
величина коэффициента трения меньше допустимой, т.е. Етр FHO колесо 1 повернется в исходное положение вместе с эксцентриком 8. Шток 4, взаимодействуя с выступом эксцеятрика 8, поднимется вверх, и переход величины коэффициента сцепления от допустимой величины к недопустимой отразится на бумаге регистрирующего приспособления в виде ступеньки.
При переходе на участки дороги с другими условиями движения пружина 10 путем поворота колеса 1 либо с помощью тягового винта. 9 натягивается до нужного значения усилия FP , фиксатор 13 вновь вводят во взаимодействие с соответствующим ограничителем 7 хода, и определяют границы допустимых параметров сцепления колеса с дорожным покрытием.
Т.ак как в процессе работы протектор колеса истирается, то с целью получения параметров с требуемой точностью фиксаторы 16 освобождают, колесо 1 поворачивают относительно шкивов 6 на угол, при котором в нижней части оказывается неистертая часть протектора, и фиксируют его :со шкивами фиксатором 16.
Эффективность устройства заключается в упрощении .определения границ допустимых параметров сцепления. Кроме того, в процессе протаскивания колеса по поверхности покрытия и-за
наличия неровностей на дороге, вызван-30 новленных на оси колеса шкивов с
19604
одновременно фиксировать геометрические параметры колейности и обосновывать фракции щебня для устройства шероховатых слоев из щебней равной 5 крупности, укладьшаемых на изношенных полосах наката и прилегающих р ,ним зонам полосы движения. Предложенное устройство обеспечивает замеры сцепных свойств покрытий на по- tO лосах, прилегающих к обочинам.
Устройство может быть выполнено либо автономньм, либо устанавливаемым на транспортном средстве.
Формула изобретения
Устройство для определения сцепных свойств колеса с дорожным покрытием, содержащее раму, испытательное колесо с узлами: крепления его к раме, нагружения, торможения и регистрации параметров взаимодействия колеса с дорожным покрытием, отличающееся тем, что, с целью упрощения процесса эксплуатации, узел крепления вьтолнен в виде подвижной в горизонтальной плоскости и снабженной приводом перемещения тележки, узел регистрации параметров выполнен в виде соосно уста|НЫХ колейностью, т.е. износом слоя в процессе эксплуатации дороги, колесо. 1, а вместе с ник и шток 4 будут иметь соответствующие вертикальные перемещения, отражаемые на получае- j MOM с помощью регистрирующего приспособления 3-графике изменения коэффициента сцепления. Это позволяет
л-л
W
С Лыжова
1 S te в t9ti п г п
Put.t
Составитель М.Ляско Техред И.Попович
ограничителями поворота, эксцентрика и установленного на тележке регистрирующего приспособления с по- движньм вертикальным штоком для взаимодействия с эксцентриком, а узел торможения выполнен в виде регулируемой пружины, соединяющей шкивы с тележкой.
z
Корректор М.Шароши
Заказ 7256/39
Тираж 776Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Авторы
Даты
1987-01-07—Публикация
1985-01-29—Подача