Изобретение относится к электротехнике, может быть использовано в погружных мас- лозаполненных электродвигателях, пред- назначеьшых для привода скважинных насосов, и предназначено для предотвращения попадания пластовой жидкости в полость электродвигателя.
Известно устройство для гидравлической защиты маслонаполненного погружного электродвигателя, содержащее вал, торцовые уплотнения и корпус. Корпус и торцовые уплотнения образуют три последовательно расположенные вдоль вала камеры, сообщающиеся между собой с помощью трубок. Нижняя и средняя камеры заполнены рабочей ЖИДКОСТЬЮ электродвигателя, а верхняя заполнена барьерной жидкостью.
Недостатком известного устройства является низкая надежность, обусловленная расходным принципом гидрозатвора.
Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя, содержащее вал, опирающийся на подшипники, сообщающиеся между собой камеры, расположенные в осевом направлении вдоль вала, из которых одна сообпл,ена с затруб- ным пространством и заполнена пластовой жидкостью, а другая заполнена барьерной жидкостью, торцовое уплотнение, установленное на границе раздела сред пластовая- барьерная жидкость, вращающееся кольцо которого находится со стороны камеры, сообщающейся с затрубным пространством, и цилиндр, установленный на валу в камере, заполненной барьерной жидкостью, имеющий отверстие в нижней своей части и образующий с валом кольцевой канал.
Недостатком данного устройства является невысокая надежность работы торцового уплотнения, расположенного на границе сред барьерная-пластовая жидкость, и, как следствие, ненадежность работы гидрозащиты электродвигателя в целом. Указанный , недостаток обусловлен тем, что в процессе работы торцовое уплотнение перекачивает жидкость как от центра к периферии, так и от периферии к центру. При перекачивании жидкости от центра к периферии торцовое уплотнение захватывает барьерную жидкость и подает ее в камеру с пластовой жидкостью. Такой процесс перекачки только улучщает работу торцового уплотнения, поскольку смазывающие свойства барьерной жидкости превосходят смазывающие свойства лучших сортов масел.
При перекачивании жидкости от периферии к центру уплотнение захватывает пластовую жидкость и подает ее в зону действия подшипника и .кольцевой канал. В этом случае пластовая жидкость, содержа
0
5
0
5
0
5
0
5
щая абразивные частицы, разрушает уплотнение, подшипник и по валу может попасть в полость электродвигателя.
Цель изобретения - повышение надежности гидрозащиты электродвигателя путем исключения перекачивания торцовым уплотнением жидкости от периферии к центру.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя, содержащем вал, опирающийся на подшипники, сообщающиеся между собой камеры, расположенные в осевом направлении вдоль вала, из которых одна сообщена с затрубным пространством и заполнена пластовой жидкостью, а другая заполнена барьерной жидкостью, торцовое уплотнение, установленное на границе раздела сред пластовая - барьерная жидкость, вращающееся кольцо которого находится со стороны камеры, сообщающейся с затрубным пространством, и цилиндр, установленный на валу в камере, заполненной барьерной жидкостью, имеющий отверстие в нижней своей части и образующий с валом кольцевой канал, во вращающемся кольце торцового уплотнения выполнен по крайней мере один радиальный канал, соединяющий кольцевой канал с камерой, сообщающейся с затрубным пространством, при этом на одном из концов упомянутого канала установлен клапан, а в кольцевом канале на поверхности преимущественно цилиндра выполнена винтовая нарезка.
Кроме того, в устройстве упомянутый клапан может быть выполнен в виде конической щайбы, установленной с возможностью осевого перемещения на вращающемся кольце торцового уплотнения, охватывающей вращающееся кольцо и закрывающей радиальный канал.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, продольный разрез; на фиг. 2 - выполнение клапана в виде конической шайбы.
Устройство 1 для гидравлической защиты устанавливается между электродвигателем 2 и насосом 3. Вал 4 вращается в подшипниках 5 скольжения. Вдоль вала, 4 последовательно расположены камеры 6 и 7. Камера 6 сообщается с затрубным пространством посредством отверстия 8 и образована корпусом 9 и торцовым уплотнением 10, установленным на валу 4. Камера 7 образована корпусом 9 и торцовыми уплотнениями 10 и 11. Камера 6 сообщается с камерой 7 посредством канала 12. Камера
6заполнена пластовой жидкостью, камера
7- тяжелой барьерной жидкостью. По мере расхода барьерной жидкости из камеры 7 в нее может поступать пластовая жидкость из камеры 6. Для спокойного контакта пластовой и барьерной жидкости в камере 7 установлен цилиндр 13 с отверстием 14 в нижней его части для прохода барьерной жидкости. Цилиндр 13 вместе с валом 4 образует кольцевой канал 15, по которому барьерная жидкость поступает в зону подшипника 5 скольжения и торцового уплотнения 10. Для увеличения гидродинамического давления барьерной жидкости, подаваемой в зону подшипника 5 и торцового уплотнения 10, на внутренней поверхности цилиндра 13 выполнена вин- Ю товая нарезка 16. Последнюю можно выполнить на валу. Камера 6 сообщается с кольцевым каналом 15 посредством канала 17, выполненного во вращаюш.емся кольце
ся по окружности кольца. Для уменьшения гидравлических потерь при циркуляции барьерной жидкости каналы целесообразно выполнять под острым углом к вертикальной оси вала. Клапан в канале должен быть установлен таким образом, чтобы пропускать барьерную жидкость и препятствовать проходу пластовой жидкости, т.е. действовать в сторону камеры, сообщающейся с затрубным пространством.
Устройство работает следующим образом.
После пуска установки в работу лищ- ний объем масла, образовавщийся в резуль18 торцового уплотнения 10. Кольцо 18 под- ., тате его разогрева и расширения, уходит
пружинено упругим элементом 19. Для пре-в скважину через камеру 21, трубку 22 и
дотвращения проникновения пластовой
жидкости из камеры 6 в кольцевой канал
15 в процессе разгона и торможения вала
4 на конце канала 17 установлен обратный
клапан 20. Камера 7 сообщается с распо- 20 шипника 5 и далее в зону действия торцоложенной вдоль вала нижележащей каме-вого уплотнения 10. При этом давление потока барьерной жидкости усиливается за счет увеличения скорости потока жидкости, движущейся по винтовой нарезке 16. Попадая в зону действия торцового уплотнения 10, барьерная жидкость устремляется
канал 12. Барьерная жидкость из камеры 7 через отверстие 14 поступает в кольцевой канал 15. Вращением вала 4 барьерная жидкость подается в зону действия подрой 21, заполненной рабочей жидкостью электродвигателя, посредством трубки 22, оканчивающейся в нижней части упомянутой камеры 21. Клапан 20 при выполнении нескольких радиальных каналов 17 может быть выполнен в виде конической шайбы 23, установленной на вращающемся кольце 18 так, что закрывает канал 17. Шайба 23 установлена с возможностью осевого
25
по каналу 17. Клапан 20 пропускает барьерную жидкость в камеру 6 и препятствует проходу пластовой жидкости в кольцевой канал 15. Радиальный канал 17 усиливает
перемещения. На упругом элементе 19 ус- зо насосный эффект торцового уплотнения.
тановлен ограничитель 24 осевого перемещения шайбы 23. Для усиления циркуляции барьерной жидкости каналов в кольце уплотнения может быть выполнено несколько. Диаметр радиальных каналов должен
Барьерная жидкость, попадающая в камеру 6, возвращается в камеру 7 через канал 12.
Наличие винтовой нарезки в кольцевом канале и радиальных каналов во вращаюбыть таким, чтобы их суммарная пропуск- 35 щемся кольце торцового уплотнения созданая способность была не выше пропускной способности канала, сообщающего камеру с пластовой жидкостью с камерой с барьерной жидкостью. При выполнении нескольких каналов они равномерно располагаютет интенсивный направленный поток барьерной жидкости, препятствующий проникновению пластовой жидкости в зону действия подшипника и кольцевой канал и дополнительно улучшающий смазку подшипников.
ся по окружности кольца. Для уменьшения гидравлических потерь при циркуляции барьерной жидкости каналы целесообразно выполнять под острым углом к вертикальной оси вала. Клапан в канале должен быть установлен таким образом, чтобы пропускать барьерную жидкость и препятствовать проходу пластовой жидкости, т.е. действовать в сторону камеры, сообщающейся с затрубным пространством.
Устройство работает следующим образом.
в скважину через камеру 21, трубку 22 и
канал 12. Барьерная жидкость из камеры 7 через отверстие 14 поступает в кольцевой канал 15. Вращением вала 4 барьерная жидкость подается в зону действия под25
по каналу 17. Клапан 20 пропускает барьерную жидкость в камеру 6 и препятствует проходу пластовой жидкости в кольцевой канал 15. Радиальный канал 17 усиливает
Барьерная жидкость, попадающая в камеру 6, возвращается в камеру 7 через канал 12.
Наличие винтовой нарезки в кольцевом канале и радиальных каналов во вращаюет интенсивный направленный поток барьерной жидкости, препятствующий проникновению пластовой жидкости в зону действия подшипника и кольцевой канал и дополнительно улучшающий смазку подшипников.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство гидравлической защиты электродвигателя для погружных установок поддержания пластового давления (варианты) | 2018 |
|
RU2695394C1 |
КОМПЕНСАТОР ПОГРУЖНОГО ЛИНЕЙНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2562906C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2609899C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2394332C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2017 |
|
RU2645106C1 |
Устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя | 1978 |
|
SU792492A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 1994 |
|
RU2099844C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 2017 |
|
RU2670291C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2194349C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ СКВАЖИННОГО, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО, ЦЕНТРОБЕЖНОГО НАСОСА (ВАРИАНТЫ) | 2013 |
|
RU2513546C1 |
Патент США № 3854064, кл | |||
Приспособление для съемки жилетно-карманным фотографическим аппаратом со штатива | 1921 |
|
SU310A1 |
Устройство для гидравлической защиты погружного маслозаполненного электродвигателя | 1978 |
|
SU792492A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1987-05-15—Публикация
1983-03-29—Подача