1
Изобретение относится к теплоэнергетике, в частности к оптимальному управлению процессом сжигания топлива с минимальными избытками воздуха.
Цель изобретения - повьшение надежности и точности оптимизации подачи воздуха при статических и переменных режимах работы котла.
На чертеже представлена функциональная схема системы автоматической оптимизации сжигания топлива, реализующей предлагаемый способ,
Система состоит из микропроцессорной электронно-вычислительной машины (ЭВМ) 1 , к которой подключены датчики 2-5 соответственно расхода топлива, расхода воздуха, нагрузки и времени суток и датчик 6 со- .става дымовых газов, вьщающий сигналы недожога - количества Н и избыточного азота (pN,), модуль 7 связи и привод 8 направл яю- щего аппарата 9 дутьевого вентилятора.
Способ осуществляется следующим образом.
В микропроцессорной ЭВМ 1 предварительно записывают программу вычисления управляющих и корректирующих
Y(n-1)t:PT +UYJIT ;
z
AYJIT (IV (n)-V;iK) при|, ,
На
,pNj1;
-(IV (n) Иг
uY IT 0
Y|,(t) К/р-у)ГТ + 52:(B-V)i
при ,(pN2) ( при (pN, X, pNj.-.
где и - код заданного содержания
2 водорода в пробе для беспоисковой
оптимизации задание устанавливают в пределах 0,003-0,005%
и (п) - код содержания водорода в текущей пробе;
К - коэффициент преобразования аналого-цифрового преобразователя и интегратора, предназначенных для вычисления и вывода корректирующего сигнала;
Y- зона нечувствительности системы по информационному сигналу неджога (водорода);
з13123262
сигналов по информации, поступающей от датчиков 2-4 и 6, и программы вычисления корреляционной функции нагрузки на соответствующем интервале времени, задаваемом датчиком 5 времени суток,и вычисления периодичности следования анализов дымовых газов т.
IT.
fO
Алгоритм определения управляющего
сигнала Y (t) :
КйТ
Y,,(t)K fB-V+Y,) i;(B-V-Y XiTl
т„
15
при tT t CE+DT,
10
5
0
V где В - сигнал датчика расхода топлива;
сигнал датчика расхода воздуха}
коэффициент усиления и время интегрирования в ПИ алгоритме;
величина корректирующего сигнала, вычисленного на п-м marej
время цикла вычисления управляющего сигнала в микро-ЭВМ. Алгоритм вычисления корректирующего сигнала;
VH
Y IT Т и (lO-u О
z
, ,
;iK) при|, ,
5
|K)
0
5
На
и (п)-и О н
(п)
2 и J
(pN2),(pN,)
(pN) , (pN g) - предельные ограничения I, II по количеству избыточного азота соответственно.
При выполнении условия«О -, где а) - частота самой высокочастотной составляющей изменения расходов топлива и воздуха, система управления подачей воздуха с применением микро- ЭВМ может рассматриваться как непре- рьшная, тем более, что для современных микропроцессоров ,02 с. В то же время корректирующий сигнал , учитывая динамическое свойство цепи измерения состава газов, должен рассматриваться как дискретно изменяемое задание регулятору подачи воздуха, которое на интервале времени определения управляющего воздействия остается постоянным, однако может изменяться от анализа к анализу дымовых газов, при этом 1 2000-3000.
Анализы газов при включении оптимизирующей системы первоначально производятся с периодом времениItT, величина которого определяется длительностью идентификации Н и pN в текущей пробе газов на хроматографе, а также динамикой объекта управления и хранится в памяти микро-ЭВМ. С этой периодичностью система определяет по результатам каждого анализа величину корректирующего сигнала по приведенному алгоритму и устанавлива ет оптимальное соотношение топливо- воздух на соответствующей нагрузке путем воздействия управляющего сигнала через модуль 7 на привод 8 направляющих аппаратов 9.
Двухпредельные ограничения по сиг налу избыточного азота (pN) и (pN записывают в оперативную память микро-ЭВМ, исходя из максимального зна
чения сигнала pN при оптимальном со
(отношении топливо-воздух. При этом учитывают, что сигнал pN слабо чув- .ствителен к случайным флуктуациям фа , кела при режимах сжигания с минималь ными избытками воздуха, уменьшение сигнала pN при одновременном присутствии недожога оповещает о локальных нарушениях в организации горения (рапределение воздуха между горелками, разрушение горелки и т.д.). При работе в зоне, близкой к оптимальным о(. , это становится очевилным при изменении избытков воздуза на 10-15%, что определяет (pN) 0,85(pN)(, Если система работает согласно приве денному алгоритму, она, изменяя величину корректирующего сигнала, устраняет недожог, что, однако, приводит к дальнейшему уменьшению сигнала
pN . При исчезновении недожога воздействие в сторону уменьгения подачи воздуха прекращается. В случае локальных нарушений на. любой из горелок оптимизация режима в целом по обеим составляющим целевой функции недостижима, поиск оптимума системой прекращается, корректирующий сигнал оставляю1Т без изменений, причем во избежание случайных оценок при фпук- туациях факела в топке задается интервал (pNjj) - (pN),05(pN,),
g b axc
Дальнейшее.уменьшение сигнала
(Р№)тек
(pN) может быть вызвано
как значительным разрушением горелки или уплотнения топки котла, так и нарушениями работы анализатора, однако вследствие того, ,что при
(pNj)5 (P /jVeK P i система осуществляет оповещение эксплуатационного персонала и он готов принять соответствующие меры,- первое менее вероятно, чем второе, анализатор переводят в режим внутренней диагностики, в процессе которой микро-ЭВМ опрашивает основные параметры анализатора и при норме таковых вьщает информацию о разгерметизации газовой схемы, корректирующий сигнал не вычисляется, а управления подачей воздуха осуществляется по соотношению топливо-воздух с запасом по воздуху.
В первые сутки после включения анализатор работает с постоянным и минимальным временем следования анализов Тд IT, при этом в соответствующей области памяти микро-ЭВМ
25
30 с40 о
35
происходит формирование массива данных изменения нагрузки, определение {Согласно сигналам датчика времени суток квазистационарных участков суточного графика нагрузки, определение для этих участков интервалов чре- мени следования анализов и вычисления корректирующих сигналов. Вычисленные интервалы времени заносятся в ОЗУ мик ро-ЭВМ, и их используют для изменения времени следования анализов и корректирующих сигналов на каждом квазистационарном участке суточного графика во все последующие сутки ра- боты оптимизации, при этом ежесуточпроизводится автоматическая коррекция периодичности оптимизации на последующие сутки по результатам вычисления Т за сутки предьщущие. Такой алгоритм работы системы оптимизации с переменным интервалом времени позволяет резко сократить число анализов и коррекций, свести к минимуму колебательные режимы в системе оптимизации, увеличить точность и на50 дежность оптимизации благодаря щадящему режиму работы анализатора. -Так, если в первые сутки анализы и вычисления корректирующих воздействий производят через каждые 90 с, то
55 в последующее время средние значения интервалов возрастают до 600- 700 с, а в ночное время при статическом характере нагрузки до 3600 с, это значение интервала времени уста45
513
новлено как максимальное для проведения анализов и диагностики системы оптимизации при неизменном значении нагрузки. Такие режимы работы характерны для крупных энергоблоков, где внедрение данного способа оптимизации может дать значительную экономию топлива и сократить выбросы в окружающую среду.
При случайном отклонении расхода топлива В от текущего значения на величину, превышающую 0.1 от В . проMQKC
исходит инициализация программы Btii- полнения анализов и вычисления корректирующих воздействий через минимальные интервалы времени IT, которые после достижения оптимального режима опять заменяются на времена, соответствующие данному участку суточ ного графика нагрузки. Это позволяет избежать режимов с недожогом и большими избытками воздуха при переменных нагрузках на объекте управления.
Формула изобретения
1. Способ управления подачей воздуха в топку котла путем измерения расходов топлива, воздуха, нагрузки и формировани я по последним управляющих сигналов на направляющие аппараты дутьевых вентиляторов и корректирующего сигнала по параметрам, характеризующим оптимальнос ть соотношения топливо-воздух, отличающий- с я тем, что, с целью повьшения надежности и точности оптимизации подачи воздуха при статическом и переменном режимах работы котла, дискретно измеряют с помощью одного датчика (хроматографического анализатора) количество водорода и избыток азота в уходящих газах, устанавливают для избытка азота два предельных значения сравнивают с ними измеренное значеРедактор И, Николайчук
Составитель М. Лазутов
Техред Л.Олийнык Корректор Г. Решетник
Заказ 1954/35Тираж 495 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
6 6
ние избытка азота и при значении последнего выше первого предельного значения и при отсутствии или количестве водорода меньше заданного используют его в качестве параметра, характеризующего оптимальность соотношения топливо-воздух, и формируют корректирующий сигнал на уменьшение подачи воздуха через интервалы времени, величины которых изменяют по сигналу от датчика времени суток и определяют в зависимости от частотной характеристики соответствующего участка суточного графика нагрузки,
вычисленной по ее корреляционной функции, при значении избытка азота мень-г- ше первого и вьш1е второго предельных значений приостанавливают изменение корректирующего сигнала в сторону
уменьшения, а при избытке азота ниже второго предельного значения осуществляют диагностику анализатора и объекта управления.
2.Способ по п. 1, отличаю- щ и и с я тем, что при случайном
быстром изменении расход топлива на величину, большую 10% от расхода топлива при максимальной нагрузке, измеряют количество водорода и избыток азота и формируют корректирующие сигналы через минимальные интервалы времени, необходимые для идентификации измеряемых параметров, а в момент достижения оптимального соотношения восстанавливают интервал времени, определенньй в зависимости от частотной характеристики нагрузки.
3.Способ по п. 1, отличающийся тем, что при переменном
ежиме и увеличении расхода топлива, в интервалах времени между измерениями количества водорода и избытка азота, формируют корректирующий сигнал на увеличение подачи воздуха до заданного избытка.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ регулирования процесса горения | 1989 |
|
SU1698582A1 |
Способ автоматического регулирования процесса горения | 1985 |
|
SU1322016A1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ГОРЕНИЯ В ТОПКЕ БАРАБАННОГО ПАРОВОГО КОТЛА | 2009 |
|
RU2425290C2 |
Способ и система автоматического управления подачей воздуха в топку котла | 1988 |
|
SU1627787A1 |
Система управления процессом сжигания отработанного щелока сульфат-целлюлозного производства | 1983 |
|
SU1233098A1 |
Способ сжигания пылевидного топлива | 1990 |
|
SU1749616A1 |
Способ автоматической оптимизации процесса горения в котле | 1976 |
|
SU735869A1 |
Вычислительное устройство автоматической системы управления процессом горения в котлоагрегате | 1980 |
|
SU939870A1 |
Способ автоматического регулирования подачи пара на распыл жидкого топлива | 1979 |
|
SU775529A1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ГОРЕНИЯ В ТЕПЛОВОМ АГРЕГАТЕ | 2012 |
|
RU2499192C1 |
Изобретение относится к области теплоэнергетики и позволяет повысить надежность и точность оптимизации подачи воздуха при статических и переменных режимах работы котла. Управление Подачей воздуха в топку котла производится с помощью микропроцессорной электронно-вычислительной машины. В последнюю предварительно записывают программу вычисления управляющих и корректирующих сигналов по информации, поступающей от датчиков 2 расхода топлива, 3 расхода воздуха, 4 нагрузки и 6 состава дымовых газов, и программу вычисления корреляционной функции нагрузки на соответствующем интервале времени. Количество водорода и избыток азота в уходящих газах измеряют с помощью одного датчика.Двухпредельные ограничения по сигналу избыточного азота записывают в оперативную память машины. При избытке азота выше или ниже предельных значений приостанавливают изменение корректирующего сигна ла в сторону уменьшения. При избытке азота ниже второго предельного значения осуществляют диагностику анали затора и объекта управления. 2 з.п. ф-лы, 1 ил. - & (Л Дымовые газы BoedijKj топку
Automatic Control ups heater combustion efficiency | |||
- Process Eng., 1982, 10, № 3, 7, 30, 41. |
Авторы
Даты
1987-05-23—Публикация
1985-02-22—Подача