Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, а именно к реверсивным магнитно-тепловым двигателям с электрическим нагревом и охлаждением термомагнитного элемента и может быть использовано в качестве электрогидравлического исполнительного механизма.
Целью изобретения является упрощение конструкции путем использовани для реверса двигателя нагрева и охлаждения одного и того же элемента одним и тем же средством,
На фиг. 1 представлена конструктивная схема предлагаемого двигателя; на фиг. 2 - зависимость остаточной намагниченности его термомагнитного элемента, изготовленного из интерметаллического соединения туллия и кобальта , от температуры.
Двигатель содержит корпус в виде фланца 1, закрепленный на нем термо- магнитньш элемент в виде инверсионного постоянного магнита 2, а также подвижно установленные относительно последнего прикрепленные друг к другу силовые постоянные магниты 3 и 4 обращенные к инверсионному магниту 2 одноименными полюсами и соединенные через зубчатую реечную передачу 5 с звеном 6 отбора мощности, например с -регулирующим клапаном. Магнит 2 расположен между магнитами 3 и 4. Инверсионный постоянный магнит 2 выполнен например, из сплава интерметаллического соединения туллия и кобальта Тт.Со.,, имеющего свойство изменять направление намагниченности на противоположное при достижении температу- ры Т.. компенсации магнитных моментов
г
подрешеток ферромагнетика, причем инверсия магнитного поля в различных сплавах происходит в широком диапа
зоне температур: 20-300 К. На внешней g магнит 3 отталкивается от инверсионповерхности инверсионного магнита 2 закреплено средство нагрева и охлаждения в виде полупроводниковой термоэлектрической батареи 7, подключенной через двухполюсньш переключатель 8 и переменный резистор 9 к источнику 10 постоянного электрического тока. Термоэлектрическая батарея 7 соединена с инверсионным магнитом 2 для обеспечения теплового контакта между ними теплопроводными пластинами 11, выполненными, например, из меди.
Между инверсионным магнитом 2 и силовыми магнитами 3 и 4 размещены
50
55
ного магнита 2, перемещая рейку передачи 5, которая, в свою очередь, вращает шестерню звена 6 отбора мощности. Перемещение магнитов 3 и 4 относительно фланца 1 вызывает уменьшение объема камеры 12 и увеличение объема камеры 13, сопровождающееся перетеканием жидкости 14 из камеры 12 в камеру 13 по трубопроводу 15 до момента выравнивания давления жидкости 14 в камерах 12 и 13, При охлаждении инверсионного магнита 2 до температуры-Т, происходит изменение направления его намагниченности на
0
15
20
03402
соосные камеры 12 и 13, заполненные жидкостью 14 например антифризом. .Камеры 12 и 13 гидравлически сообщены между собой посредством трубопровода 15, пропущенного через отверстие фланца 1 и инверсионного магнита 2, Боковые стенки камер 12 и 13 выполнены гофрированными из ферромагнитных, например железных пластинок 16, соединенных между собой эластичным материалом 17, например резиной. Наружные торцы камер 12 и 13 прикреплены к силовым магнитам 3 и 4 соответственно. Инверсионньй магнит 2 термоизолирован от камер 12 и 13 прокладками 18, выполненными из пенопласта.
Двигатель работает следугацим обг- разом.
В исходном положении, когда температура инверсионного постоянного магнита 2 равна Tj, величина его оста
точной намагниченности равна нулю (фиг. 2), при этом объемы камер 12 и 13 равны, и силовые магниты 3 и 4 находятся в нейтральном положении. При нагреве инверсионного магнита 2 тер- моэлектрИ ческой батареей 7 через
пластины 11 до температуры Т„ происходит увеличение его остаточной намагниченности до значения I,
В ре
зультате этого происходит силовое магнитное взаимодействие между инверсионным магнитом 2 и силовыми магнитами 3 и 4 через магнитопровод, образованный ферромагнитными пластинками 16 камер 12 и 13. фи этом направление магнитного поля магнита 2 совпадает с направлением магнитного поля магнита 4 и направлено встречно с магнитным полем магнита 3. Вследствие этого 4 притягивается, а
магнит 3 отталкивается от инверсион
ного магнита 2, перемещая рейку передачи 5, которая, в свою очередь, вращает шестерню звена 6 отбора мощности. Перемещение магнитов 3 и 4 относительно фланца 1 вызывает уменьшение объема камеры 12 и увеличение объема камеры 13, сопровождающееся перетеканием жидкости 14 из камеры 12 в камеру 13 по трубопроводу 15 до момента выравнивания давления жидкости 14 в камерах 12 и 13, При охлаждении инверсионного магнита 2 до температуры-Т, происходит изменение направления его намагниченности на
противоположное до величины 1, (фиг. 2). При этом указанные выше процессы протекают в противоположном напр авлении. Быстрому нагреву и ох- лаждению инверсионного магнита 2 способствуют термоизоляционные прокладки 18, препятствующие передаче тепла (холода) жидкости 14 и уменьшающие таким образом тепловую инер Цию двигателя.. .
Изменением направления электрического тока в полупроводниковой, термоэлектрической батарее 7 посредством двухполюсного переключателя 8 и величины тока посредством переменного резистора 9 достигается изменение направления и величины поступательных перемещений силовых магнитов 3 и 4, а также углового перемещения, соединенного с ними через передачу 5 звена 6 отбора мощности. Упрощение конструкции двигателя при этом достигается использованием для его реверса нагрева и охлаждения единственного термомагнитного элемента - инверсионного магнита 2 (вместо двух различных элементов в прототипе,один из которых приобретает магнитные свойства при нагреве и теряет их при охлаждении, а второй, наоборот,. приобретает магнитные свойства при охлаждении и теряет их при нагрепричем и для нагрева,.
е),
для охлаждения в предлагаемом Двигателе используется одно и то же средство - термоэлектрическая батарея (вместо раэных средств - электронагревателя и поддона с охлаждающей жидкостью в прототипе).
g 10
30340
Формула изобретения
1. Реверсивный магнитно-тепловой двигатель, содержащий корпус, подвижно установленные друг относительно друга термомагнитный элемент и силовой постоянньй магнит, а также источник электрического тока, средства нагрева и охлаждения элемента и звено отбора мощности, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции путем использования для реверса двигателя нагрева и охлаждения одного и того же элемента одним и тем же средством, он снабжен допо Анительным силовым постоянным магнитом, элемент вьшолнен в виде инверсионного постоянного магнита и закреплен на корпусе между силовыми магнитами, последние прикреплены друг к другу, соединены с эвеном отбора мощности и обращены к элементу
15
20
одноименными полюсами, а средство нагрева и охлаждения вьтолнено в виде полупроводниковой т моэлектри- ческой батареи, закрепленной на внешней поверхности инверсионного магнита и подключенной через дополнительно установленные двухполюсный переключатель и переменньй резистор к источнику постоянного тока.
2. Двигатель поп.1, отличающийся тем, что он снабжен двумя размещенными между элементом и
силовыми магнитами соосными камерами, заполненными жидкостью и гидравлически сообщенными между собой, причем боковые стенки камер выполнены гофрированными из ферромагнитных пластинок, соединенных между собой эластичным материалом.
Т
Фи.г
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Магнитно-тепловой двигатель | 1988 |
|
SU1617186A1 |
Магнитно-тепловой двигатель | 1982 |
|
SU1032499A1 |
Поворотный переключатель | 1987 |
|
SU1432628A1 |
Термореле | 1981 |
|
SU993353A1 |
Устройство для преобразования тепловой энергии в электрическую и/или механическую, тепловая труба. | 2019 |
|
RU2737181C1 |
ТАКТОВЫЙ ТЕРМОМАГНИТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1992 |
|
RU2067213C1 |
Тепловой двигатель шпади | 1976 |
|
SU649877A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ В МЕХАНИЧЕСКУЮ | 2002 |
|
RU2215167C1 |
ТЕРМОМАГНИТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1992 |
|
RU2044159C1 |
РАДИАЦИОННО-МАГНИТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ШПАДИ | 1979 |
|
SU776432A1 |
Изобретение м.б. использовано в качестве электрогидр авлического исполнительного механизма. Цель - упрощение конструкции. Термомагнитный элемент вьшолнен в виде инверсионного магнита 2, закрепленного на корпусе 1 между силовыми магнитами 3 и 4,обт ращенными к элементу одноименными полюсами. Заполненные жидкостью соос- ные камеры 12 и 13 размещены между элементом и магнитами 3 и 4 и гидравлически сообщены между собой. Боковые стенки камер 12 и 13 выполнены гофрированными из ферромагнитных пластинок 16, соединенных между .собой эластичным материалом 17. Средство нагрева и охлаждения вьтолнено в виде полупроводниковой термоэлектрической батареи 7, закрепленной на поверхности магнита 2 и подключенной к источнику 10 постоянного тока. При таком выполнении для реверса двигателя нагрева и охлаждения используется единственный термомагнитньй элемент - магнит 2, причем и для нагрева, и для охлаждения используется одно и то же средство - батарея 7. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. Ф (Л 00 со о со (fuel
Устройство для преобразования электрической энергии в механическую | 1982 |
|
SU1087684A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Магнитно-тепловой двигатель | 1983 |
|
SU1134774A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Авторы
Даты
1987-08-15—Публикация
1986-03-04—Подача