Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для обучения навыкам работы на клавиатурных аппаратах (телетайпах, пишущих машинах, информаторах и ДРо)о
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей с повьшением эффективности устройства за счет изменения скорости предъявления символов (знаков) в зависимости от качества воспроизведения информации всей группой, при одновременном контроле за каждым обучаемым
На фиГо изображена структура устройства; на фиг о 2 - функциональная схема узла сравнения; на фиГоЗ - блок памяти; на фиг,4 - регистратор ответов; на фиг,,5 - блок управления; на фиг о6 - счетчик времени о
Устройство для обучения содержит клавиатуры 1, выполненные на микровыключателях и представляющие блок ввода ответов (не показан), узлы 2 сравнения, входящие в блок сравнения (не доказан), счетчики 3, представляющие собой счетчик ошибок (не показан), блок 4 памяти, регистратор 5 ответов, блок 6 управления, счетчик 7 времени, блок 8 предъявле- -ния учебной информации (символов и сигнализации), генератор9, ключ 10, формирователь 1 1 синхроимпульсов, эл мент ИЛИ 12 и формирователь 13 им- пульсов пуска.
Узел 2 сравнения содержит элементы И 14, первый и второй элементе ИЛИ 15 и 16, одновибратор 17 (с задержкой на входе) и элемент 18 зал- ретао
Блок 4 содержит счетчик 19 и дешифратор 20 о
Регистратор 5 включает кольцевой сдвигающий регистр 21, счетчик 22, триггеры 23, элементы И 24, элемент 25 задержки и элементы ИЛИ 26 - 28.
Блок 6 содержит одновибратор 29, элемент 30 задержки, элемент 31 запрета, триггер 32 и счетчик 33 о
Счетчик 7 включает сдвигающий регистр 34, регулируемый одновибратор 35, элемент И 36, элементы 37 и 38 задержки и элементы ИЛИ 39 и 40„
Устройство работает следующим образом,
Включают питание о Нажимают кнопку Сброс (не показано), устанавливая счетчики 19,33 и регистр 34 в исходное положение Затем нажимают кноку Пуск формирователя 13. Импульс с ее выхода устанавливает триггер 32 в нулевое положение, запускает одно- вибратор 29 о Импульс с выхода одно- вибратора 29 поступает на вход элемента 30 и на информационный вход элемента 31, на запрещающий вход которого подается нулевой потенциал с выхода элемента 30, Импульс с выхода элемента 31 поступает на вход блока 8 и включает транспарант Внимание, предупреждая обучаемых о начале предъявления символов (знаков дпя воспроизведения на клавиатуре)о
Одновременно импульс с выхода формирователя 13 через элемент ИЛИ 12 поступает на вход блока 4, устанавливая счетчик 19 в первое положение и обеспечив появление на выходе дещифратора 20 сигнала, подаваемого на соответствующие входы узлов 2 и блока 8, на вход элемента 25, на входы триггеров 23, устанавливая последние в нулевое положение (на выходе нулевой потенциал), через элементы ИЛИ 27 и 28 на вход регистра 21 и на вход счетчика 22, устанавливая их в исходное состояние. Задержанный на короткое время импульс с выхода элемента 25 поступает на вход регистра 21 и записывает единицу в его первый разряд.
I
При появлении на выходе элемента
30 импульса транспарант Внимание гаснето Импульс с выхода элемента 30 поступает на вход элемента ИЛИ 39 и вход регистра 34, записав единицу, через элемент 38 в первьй разряд, и обеспечив появление на его выходе единичного потенциала,у- который подготавливает одновибратор 35 для формирования импульса максимальной длительности о
Импульс с выхода элемента ИЛИ 39 подается на вход запуска одновибрато ра 35, обеспечив появление на его выходе импульса длительностью 20 с„
Импульс с выхода одновибратора 35 подается на вход блока 8, обеспечив высвечивание символа (знака) на его табло, включенного символом с выхода дешифратора 20.
Одновременно импульс с выхода одновибратора 35 поступает на управляющий вход ключа 10, обеспечив поступление импульсов с выхода гене 3
ратора 9 на вход регистра 21, и
на вход формирователя 11, осуществ
при прохождении его заднего фронта
формирование на выходе короткого
импульса
Обучаемые, восприняв зрительно вол, высвеченный на табло блока 8, определяют мысленно моторную харакристику движения, Тое„ какой рукой каким пальцем и в каком направлени произвести движение, и ударяют по соответствующей клавише клавиатуры На одном из выходов клавиатуры 1 л явится импульс, который поступает на один из входов узла 2 о
Если обучаемый правильно воспро
извел символ, то на выходе узла 2 появится импульс, который поступит на вход соответствующего триггера 23, обеспечив появление на его выходе единичного потенциала, который прикладывается ко входу соответствующего элемента И 24. Импульсы с выхода генератора 9, поступающие на вход регистра 21, продвигают единицу по разрядам, соединенным с входами соответствующих элементов И 24 Единичные потенциалы, снимаемые с выхода элементов И 24, через элемент ИЛИ 26 подаются на вход счетчика 22, в котором фиксируются правильные ответы
Если во время действия импульса с выхода одновибратора 35 в одном из обходов кольцевого регистра 21, 90% обучаемых воспроизведут символ, предъявленный на табло блока 8, правильно, то на выходе счетчика 22 появится импульс (переполнения), который через элемент ИЛИ 27 возвратит регистр 21 в исходное (нулевое состояние, через один вход элемента И 36, на другом входе которого имеется единичный потенциал с выхода од- новибратора 35, поступит через элемент 40 на вход регистра 34 и передвинет единицу на выход второго разряда, подготовив одновибратор 35 для формирования импульса меньшей длительности (на 0,5 с). Импульс с выхода счетчика 7 пройдет на вход блока 6, установив счетчик 33 в исходное состояние о
После прохождения импульса с выхода одновибратора 35 символ на табло блока 8 гаснет. Подача тактовых импульсов с выхода генератора 9 через ключ 10 на вход регистратора 5
5
прекращается. Короткий импульс, сформированный формирователем 11 за счет заднего фронта импульса с выхода одновибратора 35, поступает через элемент ИЛИ 12 на вход блока 4, обеспечив появление сигнапа на выходе дешифратора 20, на вход регистратора 5, установив триггеры 23 в нулевое состояние, регистр 21 и счетчик 22 - в исходное состояние, а затем импульсом с выхода элемента 25, записав .единицу в регистр 21, на второй вход счетчика 33, зафиксировав очередное предъявление символа на табло блока 8, и на вход элемента 37 (задержка необходима для разделения высвечивания символов на табло блока 8). Импульс с выхода
0 элемента 37 через элемент ИШi 39 поступает на вход одновибратора 35, запустив последний и высветив на табло блока 8 очередной стимул Если обучаемый неправильно вос5 произвел символ, то на вьпсоде узла 2 появится импульс, который поступает в счетчик 3 (данного оператора) и зафиксирует ошибку (неправильный ответ)о
0 Если в цикле менее 90% обучаемых дали правильные ответы (воспроизвели правильно знак) , то н а выходе счетчика 22 импульса не будет, регистр 34 останется в прежнем положении о Время экспонирования следующес
го символа на табло блока 8 не изме нится. I
Если в каждом из четырех циклов,
следующих один за другим, число пра0 вильных ответов будет меньше 90%, то на выходе счетчика 33 появится импульс (переполнения), который перебросит триггер 32 и обеспечит подачу с его выхода единичного потен5 циала на вход блока 8„ На блоке 8 засветится транспарант Стоп и высветится градация времени экспонирования (скорости передачи), которой достигли обучаемые в процессе трени-
Q ровки.
Если операторами во время занятий не будет допущено снижение правильных ответов (ниже 90%) более трех раз подряд, то по окончании тренировки
g на табло блока 8 высветится транспарант Конец и заданная конечная скорость передачи, позволяющие сделать заключение руководителю занятий об успешности тренажа группы в целом.
Число ошибок, зафиксированное счетчиками 3, дает возможность судить о степени тренируемости, приобре- тании навыка работы на клавиатуре телеграфного аппарата каждым обучаемым с
Использование предлагаемого изобретения при обучении работе на кпа- виатурных аппаратах, в частности телетайпах, повышает эффективность устройства за счет автоматического постепенного перехода (через 0,5 с) к более высокой скорости передачи при успешном освоении большей частью группы операторов- программы обучения (свыше 90% обучаемых правильно воспризводят знаки на заданной скорости), при одновременном контроле за всей группой в целом с, При этом выявляются обучаемые, которые не справляются с программой тренажа. Это дает возможность преподавателю (руководителю занятий) проводить дополнительно тренажи с отстающими по индивидуальной программе, подтягивая их до уровня обучаемых группы, успешно справляющихся с заданием Постоянный контроль за работой (передачей) каждого обучаемого в группе позволяет своеврменно определить и устранить недостатки в передаче каждого учащегося, сократить время на подготовку операторов, работающих на клавиатурнь1х аппаратах.
Фор Мула изобретения
1, Устройство для обучения, со- держащее блок ввода ответов, выходы которого подключены к соответствующим входам первой группы блока сравнения, входы второй группы которого соединены с соответствующими выходам блока памяти, а выходы первой группы с соответствующими входами счетчика ошибок, блок предъявления учебной информации, информационные входы первой группы которого подключены JC соответствующим выходам блока памяти а информационные входы второй груп- гры - к соответствующим информацион- ным выходам счетчика времени, генератор, выход которого соединен с ин- формационным входом ключа, и блок управления, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в
него введены формирователь синхроимпульсов, элемент ИЛИ, формирователь импульсов пуска и регистратор ответов, информационные входы которого подключены к соответствующим выходам второй группы блока сравнения, установочный вход - к выходу элемента ИЛИ, синхронизируюшд й вход - к выходу ключа, а выход - к информационному входу счетчика времени, первый и второй синхронизирующие входы которого соединены соответственно с первым выходом блока управления и выходом формирователя синхроимпульсов, первый синхронизирующий выход - с установочньш входом блока управления, а второй синхронизирующий выход - с входом формирователя синхроимпульсов, управляющим входом ключа и первым сигнапьным входом блока предъявления учебной информации, второй и третий сигнальные входы которого подключены соответственно к второму и третьему выходам блока управления, вход запуска блока управления соединен с выходом формирователя импульсов пуска, а информационный вход - с выходом формирователя синхроимпульсов, подключенным к первому входу элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом формирователя импульсов пуска, а выход - с Ёходом блока памяти, 2. Устройство поп,1,отлич а ю щ е е с я тем, что регистратор ответов содержит триггеры, S-входы которых являются соответствующими информационными входами регистратора, R-входы - установочным входом- регистратора, а выходы подключены к первым входам соответствующих элементов И, вторые входы которых соединены с соответствующими выходами сдвигающего регистра, а выходы - с соответствующими входами первого элемента ИЛИ, выход которого подключен к информационному входу счетчика, выход которого является выходом регистратора и соединен с первым входом второго элемента ИЛИ,а установоный вход - с выходом третьего элемента ИЛИ, первый вход третьего элемента ИЛИ подключен к последнему выходу сдвигающего регистра, а второй вход к установочному входу регистратора, соединенному с входом элемента задержки и вторым входом второго элемента ИЛИ, выход которого подключен к первому установочному входу сдвигающего регистра, второй установочный вход которого соединен с выходом элемента задержки, а информационный вход является счетным входом регистратора
3, Устройство по По1, отличающееся тем, что счетчик времени содержит первый и второй элементы задержки, входы которых являются вторым и первым синхронизирующими входами счетчика,- а выходы подключены соответственно к первому и второму входам первого элемента ИЛИ, выход которого соединен с информационным входом однбвибратора, выход которого является вторым син- хронизирукицим выходом блока и подключен к первому входу элемента И, а управляющие входы являются соответствующими информационными выходами счетчика и соединены с соответствующими выходами сдвигающего регистра, второй вход элемента И является ин- формационным входом счетчика, а выход - первым синхронизирующим выходом счетчика и подключен к первому входу второго элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с входом второго элемента задержки, а выход - с информационным входом сдвигающего регистра, установочный вход которого подключен к выходу второго элемента задержки,
4. Устройство поп,1,отлича ю щ е е с я тем, что,в нем блок уп- равлеШ1я содержит триггер, выход ко- ;торого является третьим выходом блока, S-вход подключен к выходу счетчика, а R-вход является входом запуска блока, соединенным с входом одновибратора, выход которого подключен к информационному входу элемента запрета и входу элемента задержки, выход которого является первым выходом блока и соединен с запрещающим входом элемента запрета, выход которого является вторым выходом блока, информационный и установочный входы которого являются соответствующими вхор,амк блока о
Фиг.2
Фиг.5
Фиг.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Обучающее устройство | 1986 |
|
SU1328836A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПЕРАТОРОВ | 1991 |
|
RU2020599C1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1986 |
|
SU1336082A1 |
Тренажер радиооператоров | 1984 |
|
SU1280429A2 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов | 1989 |
|
SU1714647A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ ОПЕРАТОРА | 1991 |
|
RU2020606C1 |
Устройство для обучения операторов | 1986 |
|
SU1399801A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПЕРАТОРА | 1991 |
|
RU2020603C1 |
Устройство для обучения операторов | 1991 |
|
SU1785026A1 |
Тренажер оператора | 1990 |
|
SU1748167A1 |
Изобретение относится к области обучающих устройств и может быть использовано, например, при тренировке группы операторов клавиатурных аппаратов . Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства с повьшением эффективности обучения за счет увеличения скорости предъявления законов, обеспечиваемой счетчиком 7 времени по результатам сбора правильных ответов регистратором 5 от каждого оператора при успешном усвоении задания, определяемого блоком 4 памяти. При этом, окончание цикла времени на ответ обучаемого обеспечивается импульсом с выхода формирователя 11, При наличии ошибок, превышающих заданный уровень (10%) несколько раз подряд (четыре в предлагаемом устройстве), блок 6 управления предлагает руководителю .(обучаемым) прекратить тренировку и проанализировать данные, зафиксированные счетчиками 3. На табло блока 8 предъявления символов указывается скорость передачи, которой достигли обучаемые в процессе тренировки, 3 з.По ф, 6 ил. СО с со 4 1 фие.1
Авторское свидетельство СССР № 1179418, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Устройство для группового обученияОпЕРАТОРОВ КлАВиАТуРНыХ АппАРАТОВ | 1979 |
|
SU801034A1 |
Авторы
Даты
1987-10-15—Публикация
1986-04-21—Подача