И; обретение относится к горному делу, а именно к морскому пробоотбору на июль- фе, и прелназначено для иснользования нри инженерно-геологических исследованиях и гео. юго-разведочных работах.
11е;1ью изобретения является повышение качества опробования путем фиксации глубины погружения колонковой трубы.
На фи1. 1 изображен нодводный нробо- отборник, общий вид; на фиг. 2 то же, продольное сечение но метке и поплавку.
Подводный пробоотборник состоит из по- 1ружате,1Я 1 и соединенной с ним колонковой труб1 1 2. Колонковая труба 2 расположена с зазором в обойме 3. на которой HiapHHpiio и1креплен1)1 откидные .лапы 4, соединенные г|)осами 5 с нот ружателем 1. Подьемный 1 рос ( одним концом закреплен на .лебедке, расположенной на борту судна |не ноказаны), а другим через стро- новук) подвеску 7на погружателе 1.
Г, погружателем 1 в случае его выполнения гидроударным соединен также П1ланг 8. На тросе I расположена метка 9, удерж.и- ваемая на тросе, например, с помощью плоских н)ужин 10. Под меткой 9 размеп1ен Hdii.ianoK II с осевым отверстием 12, через KOTOfinc с (азором нроходиг подьемный т)ос В. lloinaBoK 11 связан гибким поводком 13 с ()6oitMoii 3, |ричем нов(д()к 13 проходит через одну из скоб 14, расно.ложенных на но1 |1 жатс.и 1. Длина поводка 13 до.лжна бьгП) сI 101 о фиксированной. Наибо,лее удобной ян.ляегся такая длина, в исходном положении пробоотборника 11е)ед буре- пис м поволок 13 натянут, а поп.лавок 11 размшпен вилогную к уз,лу соединения но- д| емного троса Н со строшмшй подвеской 7.
Поводок 13 может быть д,ля удобства HCHo.ib (ования размеп1ен па кагушке (не ю- казана), расно.ложенпой на обойме 3 или на пон,лавкс I 1.
11одводны11 пробоотборник работает еле- дукмним оГ)|)азом.
llepiM спуском пробоогборника пон,ла- вок I 1 под ,1ейстнием собственно1з) веса находился и;| уз.ле соединения под 1)емного гроса ( ; строновой нодвески 7. 9 распо.laraeri H вплотную к поплавку I 1 и удерживается на тросе подьемником 6 с |||)) п.юских пружин И). При утом (взаимное положение колонкового набора 2 с по1 ) жа ге.лем 1 и обоймы 3 может быт1) .1К). а поводок 13 может быть свободным 11.1П намотанным на катушку, расно- .ложенпун) на обойме 5 или 11он,лавке 11.
()с 1пестн,лнют спуск с обоймой 3 пробо- )тборпика с борта судна на тросе 6. Нри том обойма 3 под собственным весом нере- меп1аегся относительно ко.лонковой трубы 2. lIIapHHpiio зак)епленн1)1е на обойме 3 .лапы 4 ;ia счет тросов Г), соединяю- П1ИХ .лапы 4 с погружате.чем I, раздви- гаюлся. 1 (ТОМ 1(),ложении п)обоотб()рник оп ч ка1чся ia днг), а поводок 1. под дейст0
5
0
5
0
5
0
5
11 вытягивается на полную
вием поплавка длину.
Включают погружатель 1, например, подавая через гиланг 8 воду, и колонковая труба 2 под действием погружателя 1 внедряется в грунт, перемещаясь относительно обоймы 3. Цри этом ноплавок 11 и метка 9 остаются на м еете относительно обоймы 3, подьемный грос 6 проходит вниз через отверстие 12 в поплавке и метку, по мере углубления преодолевая трение пружин 10 метки 9. Подъемная сила поплавка II при этом больше силы трения поплавка 9 о подьемный трос 6.
Величина перемещения подъемного троса 6 относительно метки 9 соответствует величине углубления колонковой трубы 2 относительно обоймы 3. Так как поводок 13 проходит через скобу 14, на величину пере- меик ния метки 9 не влияет угол наклона подъемного троса 6 относительно оси погружателя 1, образующийся при смещениях судна.
По окончании рейса производят подъем пробоотборника. При этом подъемный трос 6 после извлечения колонковой трубы 2 из грунта занимает прежнее положение относительно поплавка 11, но метка 9 остается на нем в том месте, куда ее сдвинул поплавок 11, т. е. на расстоянии от верхнего края поплавка, равном длине рейса. Эту длину измеряют, когда метка 9 выйдет на уровень борта и вьппе борта. Пзмерение можно вести как инструментально, так и по разметке на 1одъе.мн(м тросе 6, которую можно сделать в нижней его части.
После из.мерения длины рейса метку 9 возврап1ают в исходное ноложение, т. е. до упора в поплавок 11, выполняют операции но подвеске обоймы 3 на борту судна, переносу погружателя 1 и ко;1онковой трубы 2 на палубу и извлечению пробы (керна), длина которой также измеряется.
Отношение длины пробы к длине рейса в процентах дает величину выхода керна.
Нснользование предлагаемого подводного пробоотборника позволит улучшить качество опробования по сравнению с пробоотборниками без системы измерения длины рейса. Кроме того, устройство просто по конструкции и автономно, т. е. не требует связи с бортом судна.
Формула изобретения
Подводный пробоотборник, включающий погружатель, колонковую трубу, подвижную относительно колонковой трубы обойму с шарнирно закрепленными на ней откидными лапами и подъемный трос, закрепленный одним концом на погружателе, отличающийся тем, что, с целью повышения качества опробования путем фиксации глубины ногружения колонковой трубы относительно обоймы, нробоотборник снабжен меткои и поплавком, установленными с возможностью перемещения на подъемном тросе, причем метка снабжена плоскими пружинами, контактирующими с под ьемиым тросом.
и имеет отрицательную н,тавучесть, а поплавок снабжен )1м с обоймой гиб КИМ поводком фиксированной д, и ст;|- новлен под меткой.
1Z
Фаг..
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подводный пробоотборник | 1984 |
|
SU1218067A1 |
Автономный пробоотборник | 1979 |
|
SU845051A1 |
Пробоотборник | 1985 |
|
SU1293318A1 |
Пробоотборник | 1988 |
|
SU1578310A1 |
Пробоотборник | 1990 |
|
SU1730425A1 |
Установка для отбора донных проб | 1989 |
|
SU1682522A1 |
Самовсплывающий пробоотборник донного грунта | 1980 |
|
SU947681A1 |
Автономный пробоотборник | 1979 |
|
SU905693A1 |
Подводный пробоотборник | 1987 |
|
SU1518673A1 |
Автономный пробоотборник | 1979 |
|
SU851164A1 |
Авторы
Даты
1987-10-23—Публикация
1985-07-16—Подача