Изобретение относится к области контроля ядерных материалов и предназначено для осуществления контрол и учета делящтсся материалов в долгвременных хранилищах отработавшего топлива, в частности для идентификации и регистрации количества транспортных чех/юв с отработавшию те- пловыделяю1дими сборниками при их перемещении по транспортно гу коридору из транспортного контейнера в басейн хранения.
Цель изобретения - повьшенив досверности идентификации и регистраци количества перемещаемых транспортны чехлов.
На фиг. 1 показано расположение блоков дefeктиpoвaния участков регистрации гаьгма-излучения и транспортного чехла в вертикальной плоскости транспортного коридора; на -,. фиг. 2 - расположение участков регистрации в горизонтальной плоскост транспортного коридора; на фиг. 3 - структурная схема устройства, реализующего пpeдлaгae ый способ; на фиг
4- временные диаграммы сигналов в различных точках устройства при перемещениях транспортного чехла в прямом (t, tf) и обратном ( t,4 ) направлениях.
При перемещении транспортного чела 1 с обработавшими тепловыделяюпц1 сборниками по транспортному коридору производят регистрацию гамма-излучения с первого 3, второго А, третьег
5и чет-йертого 6 участков, например с помощью четырех детекторов 7-10 гамма-излучения с коллиматорами.
.Первый 3 и второй 4 участки регистрации располагают по оси коридора 2 с промежутком, превьппающим максималный поперечный размеру тепловыделяющей сборки, но не большим, чем поперечный размер транспортного чехла 1 Третий 5 и четвертый 6 участки регистрации располагают по разные стороны от оси коридора 2 на линии, перпендикулярной ей и пересекающей ее между первым 3 и вторым А участками, причем промежуток меж,цу третьим 5 и четвертым 6 участками ре- гистрацш выбирают не большим длины транспортного чехла 1. При прохождении транспортного чехла 1 последовательно регистрируют гамма-излучние сначала с первого участка 3, потом со всех четырех участков од
2
0
0
5
5
нонременно, а затем с второго участка А и при наличии регистрации гамма- излучения с участков в указанной последовательности устанавливают факт перемещения транспортного чехла 1. Предложенный способ может быть реализован, например, с помощью устройства (фиг. 3), содержащего первый 7, второй 8, третий 9 и четвертый 10 детекторы гамма-излучения с коллиматорами, формирующими соответствующие участки регистрации, первый 11 и второй 12 элементы НЕ, шесть элементов И 13-18, элемент ИЛИ 19, первый 20 и второй 21 RS-триггеры и суммирующий счетчик 22.
Устройство работает следующим образом.
Факт перемещения чехла 1 устанавливается при перемещении со стороны зоны чувствительности первого детектора 1.
В исходном состоянии, при отсутствии чехла в зоне чувствительности., детекторов, сигналы на выходах детекторов 7-10 отсутствуют (фиг. А), триггер 20 находится в нулевом состоянии. Это его единственно возможное устойчивое состояние. Триггер 21 мо жет находиться как в нулевом, так и в единичном состоянии. В счетчике 22 хранится число ранее перемещенных чехлов.
При появлении чехла 1 в зоне чувствительности первого детектора 7 на его выходе в момент времени t появ.г1яется сигнал, который через элемент И 1А устанавливает в нулевое состояние триггер 21, и на его инверсном выходе появляется сигнал логической единицы. Б моменты времени соответственно t, tj, t срабатывают детекторы 9, 10, 8 и сигнал логической единицы появляется на выходе элемента И 13, который переводит триггер 20 через элемент И 15 в единичное состоят1ие. В момент t окончания импульса с выхода детекто- ра 7 триггер 21 переходит в единичное состояние. Сигнал на выходе элемента И 18 появляется после момента времени t- . До -1омента времени ty на перг вом входе элемента И 18 присутствует 5 напряжение логической единицы, начиная с момента времени tf, а на втором входе - напряжение логического нуля. Б момент времени t окончания иьшульса с выхода детектора 8 на вы0
5
0
5
0
ходе элемента НЕ 12 пояпллетсл сигна логической единицы, который поступае на пторой зкод элемента II 18. При этом на выходе элемента И 18 формируется короткий импульс, который поступает на вход суммирующего счетчика 22. Длительность этого импульса определлстся временем задержки срабатывания триггера 20 через элемент ИЛИ 19.
Таким образом устанавливается фак перемещения чехла. Одновременно этот импульс поступает через элемент HJTIi 19 на триггер 20 и переводит его в нулевое (исходное) состояние.
При переноси чехла в обратном (противоположном) напраьлении (промежуток времени tg - t, ) сначала срабатывает детектор 8 и переводит триггер 21 в единичное состояние. Нулевой сигнал с его инверсного выхода блокирует элемент И 15, сигнал с выхда элемента И 13 в момент tj не проходит на вход триггера 20, и он остается в нулевом состоянии. Таким образом, сигнал на входе суммирующего счетчика 22 в момент времени t не появляется и факт регистрации не устаиавливается.
При изменении направления дпиже- ния чехла внутри зоны чувствительности устройства, например, в момент времет и tf сигнал с выхода элемента И 14 через элемент ИЛИ 19 переводит триггер 20 в нулевое (исходное) состояние и сигнал на входе суммирующего счетчика не появляется.
Таким образом, ни при перемещении чехла в обратном направлении, ни при изменении направления движения сигналы на входе суммирующего счетчика не появляются.
При перемещении отработавших теплвыделяющих сборок, имеющих значительно меньшие габариты, происходит сначала срабатывание и отпускание детектора 7, затем детекторов 9, 10 и потом срабатывание и отпускание детектора В. Таким образом, происходит перекрывание во времени только сигналов с выходов детекторов 9, 10, а сигналы с детекторов 7 и 8 появляются только раздельно во времени. При этом последовательность регистрациП детекторов 7-10 но времени не соответствует предлагаемому и сигнал на вход суммируюа1его счетчика
22 не поступает.
При имитации чехла гамма-источником сигналы могут появляться на гы- ходах детекторов только раздельно во времени и факт регистрации при
0 этом не устанавливается.
Таким образом, предлагаемый способ исключает возможность имитаций перено са транспортного чехла с помощью отработавшей сборки или гамма5 источника и обеспечивает повьппение достоверности идентификации и регистрации количества перемещаемых транспортных чехлов с тепловыделяющими сборками.
Формула изобрет ения
Способ идентификации и регистрации количества транспортных чехлов с отработавшими тепловыделяющими
В сборками, заключающийся в том, что при перемещении транспортных чехлов в транспортном коридоре производят регистрацию гамма-излучения продуктов деления с четырех участков, рас0 положенных вдоль линии перемещения
транспортных чехлов, о т л и ч а - I ю щ и и с я тем, что, с целью повы- . шения достоверггости идентификации и регистрации количества перемещаемых транспортных чехлов, первый и второй участки выбирают но оси коридора с промежутком, большим максимального поперечного размера тепловыделяющей сборки и равным или меньшим поперечного размера чехла, третий и четвертый участки выбирают по разные стороны от оси на линии, перпендикулярной ей и пересекающей ее между первым и вторым участками, с промежутком, равным или меньшим длины транспортного чехла, и при прохождении транспортного чехла со сборками последовательно регистрируют гамма-излучения сначала с первого участка, потом со всех четырех участков одновременно, а затем с второго участка и при наличии регистрации гамма-излучения с участков в указанной последовательности устанавливают факт перемещения транспортного чехла.
5
0
0
Обратное
Лрямое
в
напров гбние
10
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫГОРАНИЯ ОТРАБОТАВШЕГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2328043C2 |
СПОСОБ ПЕРЕГРУЗКИ ТОПЛИВА АТОМНОЙ СТАНЦИИ ДЛЯ ДОЖИГАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2323493C1 |
СПОСОБ НЕРАЗРУШАЮЩЕГО ДИСТАНЦИОННОГО КОНТРОЛЯ ОБЛУЧЕННОГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА | 2006 |
|
RU2315378C1 |
СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТОПЛИВНОГО ЦИКЛА ЯДЕРНОГО КАНАЛЬНОГО РЕАКТОРА | 2009 |
|
RU2403637C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТОПЛИВНОГО СТОЛБА ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2483373C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕГРУЗКИ ТОПЛИВА РЕАКТОРОВ АТОМНОЙ СТАНЦИИ | 1996 |
|
RU2180764C2 |
ЛИНИЯ КОНТРОЛЯ И РАЗБРАКОВКИ ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ | 2002 |
|
RU2242297C2 |
УСТРОЙСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ДМ В ОТВС | 2018 |
|
RU2737636C2 |
Способ автоматического контроля наличия комплектующих в твэлах и сплошности топливного столба и устройство для его реализации | 2022 |
|
RU2792704C1 |
Устройство для вычисления параметров диаграмм разрежения индикаторов при исследовании сердечно-сосудистой системы | 1982 |
|
SU1157547A1 |
Изобретение относится к области контроля ядерных материалов и пред- н азначеио для осуществления контроля и учета делящихся материалов, в частности для цдбнтификации и регистрации количества транспортных чех лов (ТЧ) с отработавшими тепловыделяющими сборками (ТВС) при и переме- .щеиии по транспортному коридору в бассейн выдержки, Цепь изобретения - повышение достоверности идентификации Т &С г;п;Гк Г 1 I r iii;i ;;; П . . , f . f I rM -iBr;:-:: : , и регистрации количества перемещаемых транспортных чехлов. Регистрацию гамма-излучения производят с четырех участков, причем промежуток меящу первым и вторьсм учаг.ткйми выбирают больше, чем максимальный поперечный размер ТВС, но не бопьгое, чем поперечный размер ТЧ. Третий и четвертый участки регистрации распо- лагают по разные стороны oi оси коридора между первым и вторым участками, причем промежуток между третьим и четвертым участками выбирают ие большим длины ТЧ. Такое располо- жение участког регистрации исключает возможность имитации переноса ТЧ с помощью отработавшей ТВС или raftMa- источнйка, что обеспечивает повышение надежности идентификации и регистрации количества перемещаемых ТЧ с ТВС. Факт перемещения ТЧ устанавливают по наличию регистрации гамма-излученил сначала с первого участка, потом со всех четырех участков, а затем с второго участка регистрации. 4 ил. § сл е со И Nj bo Сл5
Фиг. г
Ил
Ъ
I1
лп
о
ю
Редактор Г, КельскаяСсстаоитель О. Боженков
Техред iMTcnoBifq Корректор М. Демчик
Заказ 997Тираж 348Подписное
ВПИИГМ Госудагственнот о комитета СССР
по кзобрете -:ий ч открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская на5., д. i/S
Пронзволственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная,
Авторское свидетельство СССР 1079085 кл | |||
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторское свидетельство СССР 1225406, кл | |||
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1990-03-23—Публикация
1985-10-03—Подача