Особенностями данного устройства являются: перемещения тиглем вдоль поверхности обрабатываемого селеном листа (одноразового заполнения, т. е. загружаемых селеном в количестве, необходимом для его испарения при одном цикле движения тигля), автоматизации процесса испарения, цри котором процесс испарения начинается только после достижения заданного вакуума в рабочей камере и прекращается после испарения селена.
Использование предлагаемого устройства в массовом производстве селеновых выпрямителей может дать значительный экономический эффект.
На фиг. 1 изображен эскиз тиглей-испарителей одноразового nanoj;пенпя; на фиг. 2 - изображена принципиальная схема полуавтомата для нанесения селена в вакууме.
В вакуумных камерах вместо массивных тиглей предлагается устанавливать тигли-испарители одноразового наполнения из нержавеющей стали, установленные на тележке, перемещающей их из отдельного от камеры пространства через камеру и обратно (фиг. 1).
Нагрев селена производится пропусканием тока через корпус тиглей., испарителей.
Работа полуавтомата для нанесения селена в вакууме осуществляегся следующим образом (фиг. 2): нажатием кнопки «пуск К осуществляется включение главного пускателя П, который блокируется через свои контакты и подает напряжение на сборные . Одновре,тенно включается мотор гальванометра МГ и электромагнит сцепления реле времени.
№ 135540- 2 Нажатие1М кнопки «пуск К включается пускатель П форвакуумного насоса через контакты реле Р. Э.д.с. от лампы ЛТ-2 через тумблер Т подается на чувствительный гальванометр.
При достижении заданного вакуума стрелка гальванометра защелкивается рычажным механизмом и замыкаются контакты Г гальванометра. При этом включается магнитный пускатель Яз нагрева испарителя через контакты реле РЗ, РЗ, кнопку /О„, контакты реле времени РВ, контакты гальванометра Г, контакты пускателя Яд форвакуумного насо са и блокируются своими контактами.
Одновременно включается мотор реле времени МРВ через контакты переключателя вида работ ПВР, служаи1,его для обеспечения возможности автоматической и ручной работы.
Включившись, пускатель Яз включает реле PI через контакты реле РЧ, кнопку «стоп , контакты Яз, контак- ы ПВР и кнопку Ко.
Контакты реле Р замыкаются и включают пускатель П двигателя постоянного тока через контакты пускателя ЯБ и путевые контакты «реверс.
Каретка с испарителем начинает свое движение из конечного пункта. При достижении кареткой крайнего положения переклЕочается и включается пускатель П.
Происходит реверсирование электродвигателя, и каретка с испарителем 11ачинает свое движение в сторону конечного пункта, при этом контакт «реверс возвращается в исходное положение. В положении каретки «конечный пункт напаривания размыкаются контакты Г. напар, пускатель П отключается, и включается пускатель П и т. д.
По истечении времени напаривания замыкается контакт РВ реле времени и реле Р2, включившись через тумблер Т, блокируется своими контактами. При этом отключается магнитный пускатель П форвакуумного насоса, включается электромагнит вакуумного крана для впуска атмосферы, отключается пускатель Яз нагрева испарителя, реле Р и пускатель П, а включается звуковой сигнал окончания цикла напаривания. Одновременно включается пускатель П через контакты пускателя Яз, реле PZ, реле РЬ путевые контакты Г.К,, и контакты пускателя Пз, и каретка направляется в конечный пункт.
В конечном пункте размыкаются путевые контакты Г.К.., двигатель отключается, и каретка останавливается.
Тумблетом Г выключается звуковой сигнал и блокируются контакты реле PZ, включающего электромагнит вакуумного крана. При этом отключается сцепление реле времени. После впуска атмосферы тумблер Г; возвращается в исходное положение, и схема готова к новому циклу.
Блок срыва шпонки служит для автоматического отключения нагрева испарителя и подачи звукового сигнала в случае срыва шпонки в редукторе, что предотвращает местное перепаривание заготовок.
Блок работает следующим образом. При нормальной работе электродвигателя, т. е., когда двигатель периодически реверсируется электромагнит срыва шпонки также периодически срабатывает в момент переключения пускателей Я4 и П, и контакт срыва шпонки КСШ не замыкается, так как диск, замыкающий контакты, периодически возвращается в исходное положение при срыве шпонки путевые контакты «реверс и /. напар. не размыкаются, и реверса не происходит, вследствие чего ЭСШ не срабатывает и диск блока, вращаемый через зубчатую передачу мотором срыва шпонки, замыкает контакты срыва щпонки КСШ.
В результате замыкания контактов КСШ срабатывает реле РЗ через
контакты реле PI и кнопки /Сз и К сяк.лючает магнитный пускатель натрева испарителя Яз мотор реле времени и включает звуковой сигнал.
Нажатием кнопки «стоп /(4 д производится выключение звукового сигнала, реле Р и пускателя П или П и остановка двигателя каретки.
-После установки шпонки нажатием кнопки пуск Кз включается пускатель нагрева испарителя /7з, который, в свою очередь, включает реле PI и пускатель П мотора перемещения каретки.
Одновременно с включением пускателя Яз включается мотор реле времени. Время напаривания, таким образом, не изменяется, и цикл работы остается прежним.
Сигнализация включения главного пускателя осуществляется вольтметром переменного тока и неоновой лампой t/Zj, а пускателей форвакуумного насоса и нагрева испарителя неоновыми лампами Л2 и Л.
Контроль режима испарителя осуществляется при помощи амперметра А.
Предмет изобретения
Устройство для нанесения селена на листовые заготовки селеновых выпрямительных элементов, испарением селена в вакуумной рабочей камере из тигля одноразового заполнения, установленного на тележке, перемещающей его из отделенного от камеры пространства через камеру и обратно, и обогреваемого электрическим нагревателем, отличающееся тем, что, с целью повыщения производительности и улучшения условий труда, применены: контактный гальванометр, включающий электронагреватель тигля в момент достижения требуемого вакуума в камере, и реле времени, отключающее по истечении заданного промежуткавремени, определяемоговеличиной навески селена в тигле и скоростью перемещения последнего, указанный электронагреватель и форвакуумный насос и включающий электромагнит крана, сообщающего рабочую .камеру с атмосферой.
название | год | авторы | номер документа |
---|
Авторы
Даты
1961-01-01—Публикация
1960-05-10—Подача