Изобретение относится к электроснабжению электрифицированных железных дорог переменного тока и может быть использовано для обнаружения и снижения уравнительных токов в электротяговой сети.
Целью изобретения является снижение потерь энергии.
На фиг. 1 показана электрическая принципиальная схема устройства; на фиг. 2 (а, б) - векторные диаграммы, поясняющие влияние уравнительного тока на результирующий фазовый угол тяговых подстанций.
Устройство содержит датчики 1 и 2 тока и напряжения, входы которых через трансформаторы 3 и 4 тока и напряжения связаны с тяговой сетью и установлены на смежных тяговых подстанциях, а выходы датчиков 1 тока и одни выходы датчика 2 напряжения подключены к датчику 5 угла сдвига и между током и напряжением, а другие выходы датчиков 2 напряжения через один канал 6 связи подключены к блоку 7 сравнения модулей напряжения, связанному с блоком 8 регулирования напряжения под нагрузкой понижающих трансформаторов 9, установленных на смежных подстанциях, вольтодобавочный трансформатор 10, блок 11 сравнения фаз напряжения, блок 12 регулирования напряжения по фазе и блок 13 управления вольтодобавочным трансформатором 10, который вторичной обмоткой включен в контактную сеть 14, а первичной к источнику напряжения, сдвинутого на ±90 эл.град. по отношению к рабочему напряжению. Понижающие трансформаторы 9 связаны с рельсовой цепью 15.
Устройство работает следующим образом.
С измерительных трансформаторов 4 напряжения обеих подстанций сигналы поступают на входы датчиков 2 напряжения, где сравниваются с заданным уровнем напряжения. Сигналы с датчика 2 напряжения тяговой подстанции Б через канал 6 связи поступает на один из входов блока 7 сравнения модулей напряжения. На другой вход блока 7 поступает сигнал с датчика 1 напряжения тяговой подстанции А. В случае неравенства уровней напряжения на шинах тяговой сети подстанций А и Б на выходе блока 7 сравнения модулей напряжения появляется сигнал, который поступает на вход блока 8 регулирования напряжения трансформатора, с помощью которого регулируется абсолютная величина напряжения на шинах подстанции А.
При достижении равенства модулей напряжения на тяговых подстанциях производится сравнение фаз напряжений тяговых подстанций А и Б и в случае необходимости - регулирование напряжений по фазе Для этого сигналы с измерительных трансформаторов 3 тока поступают на входы датчиков 1 тока, соответственно на подстанции А и Б, с выходов которых они подаются на один из входов датчиков 5 фазы.
На другой вход датчиков 5 фазы подаются сигналы от соответствующих датчиков 2 напряжения. Сигнал с выходи датчика 5 фазы подстанции Б через канал 6 связи поступает
на блок 11 сравнения фаз, установленный на тяговой подстанции А. С выхода блока 11- на вход блока 12 регулирования напряжения по фазе в случае отличия напряжений подстанций А и Б по фазе, поступает сигнал о необходимости регулирования.
0 Регулирование напряжения по фазе производится вольтодобавочным трансформатором 10, в качестве которого может быть использован отсасывающий трансформатор. Если к низковольтной обмотке такого транс,г форматора подключить напряжение 0,4 кВ от трансформатора собственных нужд подстанции, то в зависимости от его фазы обеспечивается регулирование фазы напряжения в тяговой сети 27,5 кВ на 1-2 эл.град.
5
5
0 Решение задачи точного определения фазы напряжения на смежных тяговых подстанциях путем непосредственного измерения величины фазовых углов представляет собой существенные трудности, так как здесь необходимо измерять фазовые углы, отличающиеся на 0,5-2 эл.град, что требует применения высокоточной телеизмерительной системы с очень высокой разрешающей способностью и, как следствие, передачи очень большого объема телеизмерительной Q информации. Необходима также разработка системы опорных сигналов для сравнения фаз, что представляет собой весьма сложную задачу вследствие временного запаздывания, а также несинусоидальности напряжений. Решение этой задачи существенно упростится, если в качестве датчиков 5 несовпадения фазы напряжения смежных подстанций А и Б использовать датчики коэффициентов мощности тяговых подстанций. Это решение принято на основании того, что уравнительный ток при равенстве напряжений на подстанциях по приводит к значительному изменению коэффициентов мощности тяговых подстанций, причем на одной из смежных подстанций он снижается, а на другой подстанции повышается. Это обстоятельство поясняется векторными диаграммами фиг. 2 (а,б), иллюстрирующими влияние одного и того же уравнительного тока на результирующий фазовый угол тяговых подстанций. На фиг. 2 (а и б) приняты следующие обозначения: Q UA и ОБ-напряжения на шинах смежных
подстанций А и Б;
Ь -уравнительный ток в тяговой сети, вызванный неравенством фаз напряжений смежных подстанций; 1вАи1яБ-величины токов нагрузки подстанций А и Б;
Ьи Ь- реальные токи подстанций, фАИфЕ-результирующие фазовые углы тяговых подстанций.
0
5
Различие фаз напряжений всего на 1 эл. град вызывает несовпадение фазовых углов между током и напряжением не менее, чем на 10-15 эл.град. Это позволяет резко повысить чувствительность устройства к наличию разности фаз напряжений смежных тяговых подстанций и избежать тем самым необходимости разработки и применения высокоточных телеизмерительных систем. В результате оказывается возможным использование для этой цели обычных систем телемеханики, применяемых на электрифицированных железных дорогах, например систему телемеханики «Лисна.
Формула изобретения
Устройство снижения уравнительных токов в тяговой сети электрифицированных железных дорог переменного тока, содержащее датчики тока и напряжения, входы которых через трансформаторы тока и напряжения связаны с тяговой сетью и установлены на смежных тяговых подстанциях, а выходы датчиков тока и одни выходы датчика на0
5
0
пряжения подключены к датчику угла сдвига между током и напряжением, а другие выходы датчиков напряжения - через один канал связи подключены к блоку сравнения модулей напряжения, связанному с блоками регулирования напряжения под нагрузкой понижающих трансформаторов, установленных на смежных подстанциях, вольто- добавочный трансформатор, одна о бмотка которого включена в контактную сеть тяговой сети одной из подстанций, отличающееся тем, что, с целью снижения потерь энергии, оно снабжено блоком сравнения фаз напряжений смежных подстанций, блоком регулирования напряжения по фазе и блоком управления вольтодобавочного трансформатора, подключенным выходами к другой обмотке указанного трансформатора, а входом - через блок регулирования напряжения по фазе к выходу блока сравнения фаз напряжений смежных подстанций, входы которого связаны через другой канал связи с выходами датчиков угла сдвига фаз между током и напряжением.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ определения составляющих уравнительного тока и устройство для его реализации | 2020 |
|
RU2752992C1 |
УСТРОЙСТВО ВЫРАВНИВАНИЯ НАПРЯЖЕНИЙ НА ШИНАХ 27,5 кВ СМЕЖНЫХ ТЯГОВЫХ ПОДСТАНЦИЙ | 2020 |
|
RU2741158C1 |
Способ определения величины управляющего воздействия при автоматическом снижении уравнительного тока в тяговой сети 25 кВ | 2022 |
|
RU2788251C1 |
Устройство для электроснабжения железных дорог переменного тока | 1989 |
|
SU1710384A1 |
Устройство электроснабжения электрофицированных железных дорог переменного тока | 1989 |
|
SU1654056A1 |
Устройство для электроснабжения железных дорог переменного тока | 1989 |
|
SU1710383A1 |
ТРАНСФОРМАТОРНЫЙ АГРЕГАТ С РЕГУЛИРОВАНИЕМ НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 2006 |
|
RU2321092C1 |
Способ определения повышенных значений уравнительного тока в тяговой сети переменного тока | 2017 |
|
RU2669245C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ УРАВНИТЕЛЬНЫХ ТОКОВ И ОГРАНИЧЕНИЯ ТОКОВ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ | 1997 |
|
RU2137623C1 |
Устройство для электроснабжения тяговой сети переменного тока | 1987 |
|
SU1549814A1 |
Изобретение относится к электроснабжению электрифицированных железных дорог переменного тока и обеспечивает снижение потерь энергии. Устройство содержит датчики тока и напряжения, связанные с тяговой сетью и установленные на смежных тяговых подстанциях. Выходы датчиков подключены к датчику угла сдвига между током и напряжением и через канал связи к блоку сравнения модулей напряжения, связанному с блоком регулирования напряжения под нагрузкой понижающих трансформаторов, установленных на смежных подстанциях. Устройство содержит вольтодобавочный трансформатор, подключенный вторичной обмоткой в контактную сеть, а первичной - к источнику напряжения, напряжение которого сдвинуто на ±90 эл.град. по отношению к рабочему напряжению. 2 ил. (Л 00 ел 01 сд
а
.
1/6
НА
fA
V,
нв
фиг.г
Составитель В. Кочетков
Редактор А. ДолиничТехред И. ВересКорректор О. Кравцова
Заказ 5466/19Тираж 590Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Исследования, расчеты и совершенствование элементов систем энергоснабжения электрических железных дорог | |||
Ручная тележка для грузов, превращаемая в сани | 1920 |
|
SU238A1 |
Способ изготовления звездочек для французской бороны-катка | 1922 |
|
SU46A1 |
Авторы
Даты
1987-11-30—Публикация
1983-12-05—Подача