Изобретение относится к автомобилестроению, тракторостроению, машиностроению, т.е. где требуется передача переменного момента и частоты вращения от ведущего вала к. выходному в алу.
Целью изобретения является повышение эффективности.путем увеличения КПД на низшей и заднего хода передачах и снижение весовых показателей.
На фиг. 1 представлена бесступенчатая коробка передач, продольный разрез; на фиг. 2 - узел прижатия конусного барабана; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 1 (конусный бараба со съемным элементом); на фиг. 4 - узел одного потока со стяжным болтом; на фиг. 5 - плоскость размещени шестерни первичного вала с шестернями потоков; на фиг. 6 - узел равномерного движения роликов (конечное положение ролика); на фиг, 7 - то же начальное положение ролика; на фиг.8 узел равномерного движения в сборе; на фиг. 9 - то же, вид сбоку.
Бесступенчатая коробка передач состоит из корпуса 1, выполненного со съемным элементом 2 с рабочей поверхностью 3. Поверхность конуса (фиг. 3) выполнена со шлицами зходя щими в шлицы съемного элемента 2. Ширина а и высота h шлица, боковые зазоры е и радиальный зазор е, , толщина е съемного элемента 2 вьшол- няются в зависимости от мощности назначения коробки. Основание конуса 1 оканчивается наружньм зубчатым венцом 4, а его вершина оканчивается солнечной шестерней 5 и выходным валом 6, на котором выполнены шлицевое кольцо 7 и гнездо 8. Конусный барабан 9 выполнен с рабочим элементом 10 с рабочей поверхностью 11 и кольцевой опорной поверхностью 12, а внутри него выполнен наружный зубчатый венец 13, имеется цилиндрический отросток 14, выполненный с шлицами 15. На шлицевой вал 16 насажены шестерня 17 первой передачи и подпружиненная шестреня 18 прямой передачи. Ролик 19 выполнен с рабочим элементом как конус 1 и с передним и задним кольцевыми выступами 20 и кольцевой выточкой 21. Левый конец шлицево го вала 16 оканчивается шлицевым отростком 22 и на него насажена шестерня 23 заднего хода. Передний конец шлицевого вала 16 оканчивается шес
F
0
5
е
терней 24, опорными шейками 25. В радиальных торцах крьшзки 26 выполнены цилиндрические гнезда с пазами, взаимодействующими с опорными шейками 25 (фиг. 4). В цилиндрические гнезда ставятся подпружиненные цилиндрические втулки 27 с отверстиями, взаимодействующими с опорными шейками 25. Цилиндрические гнезда закрываются крьш1ка- ми. Крышки 26 жестко закрепляются стяжными болтами 28, проходящими между роликами 19 и шестернями 24, 17 и 18.
Гидравлический цилиндр 29 имеет поршень 30 со штоком 31, на конце которого крепится вилка 32, входящая в кольцевую выточку 21 ролика 19. На левом конце первичного вала 33 крепят ся солнечная шестерня 34 и сцепление 35. На отросток 14 (фиг. 2) надета вилка 36, оканчивающаяся ручкой (вилка вращается вокруг оси О, фиг. 2) и имеющая эксцентрик 37.
Узел заднего хода содержит муфту 38 со шлицами, насаженную на выходной вал 6, оканчивающуюся трубкой. Между правьм концом трубки и шестерней 23 заднего хода имеется зазор. Вырез 0 ручки 39 входит со скользящей посадкой в кольцевой выступ муфты 38. Картер 40 с направляющей трубкой 41 размещен на валу 33.
Коробка имеет четыре ролика 19, 5 работающих около 30% времени при ускоренном движении автомобиля (за минусом работы шестерни 17 зубчатого венца 4), а шестерни 17 и 18 первой и прямой передач работают около 30% 0 времени и около 40% времени автомобиль движется накатом и торможением.
Узел синхронизации содержит ушко 42 с отверстием, соединительный болт 43, тягу 44 с плоскими концами, в 5 которых выполнены отверстия (фиг. 8), крестовину 45, трубку 46.
Ушко 42 с пазами крепится на вилке 32 и на конце крестовины 45, размещенной на трубке 46.
Коробка передач работает следующим образом.
До начала работы посредством механизма осевого перемещения ролики 19 шлицевых валов 16, воздействуя на подпружиненные шестерни 17 своими кольцевыми выступами 20, вводят их в зацепление с наружным зубчатым венцом 4 конуса 1, выполненного со съемным элементом 2. Затем конус 1 по0
10
31369928
средством солнечной шестерни 34 привода, взаимодействующей с шестернями 24 шлицевых валов 16, приводится во вращение, которое через наружный зубчатый венец 4, шестерни 17 передается выходному валу 6. Затем ролики 19 шлицевых валов 16 потоков при помощи механизма их осевого перемещения двигаются вдоль шлицевых валов 16 потоков и вступают во взаимодействие с рабочими поверхностями 3 и 11 съемных элементов 2 и 10 конуса 1 и конусного барабана 9. При этом шестерни 17 посредством пружин выводятся из зацепления с наружным зубчатым венцом 4, Прижатие роликов 19 к съемному элементу 2 конуса 1 осуществляется съемным элементом 10 конусного барабар1а 9 за счет осевого пе- 20 ремещения конусного барабана эксцентриком 37.
При дальнейшем перемещении роликов 19 вдоль шлицевых валов, кольцевые выступы 20 роликов 19 вступают во 25 взаимодействие с подпружиненными шестернями 18, которые вводятся в зацепление с солнечной шестерней 5 выходного вала 6, В это время ролики 19 выходят из фрикционного зацепления с рабочими поверхностями 3 и 1 Г съемных элементов 2 и 10, а крутящий момент на выходной вал 6 передается непосредственно солнечной шестерней 5, зацепленной с шестернями 18,
При необходимости изменения направления вращения выходного вала 6 посредством муфты 38 вводят в зацепление с внутренними шлицами муфты 38 шлицы 15 цилиндрического отростка 14 конусного барабана 9 и шлицы кольца 7 выходного вала 6, а конец трубки муфты 38 вводит в зацепление подпружиненные шестрени 26 с зубчатым венцом 13 конусного барабана 9. Тогда крутящий момент передается от шестерни 34 привода через шестерни 24, шлицевые валы 16, зубчатый венец 13, конусный барабан 9, цилиндрический отросток 14, его шлицы 15 и шлицы муфты 38, шлицевое кольцо 7 к выходному валу 6
входной вал, соосно ему размещенный выходной вал, по крайней мере один фрикционный ролик, установленный с возможностью осевого перемещения и введенный в контакт с внешней поверхностью конусного барабана прижимным устройством, по крайней мере один промежуточный вал с шестерней, зацепленной с шестерней выходного вала, механизм заднего хода, муфты сцепления и систему управления, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем увели- 15 чения КПД на низшей и заднего хода передачах и снижения весовых показателей, она снабжена дополнительными парами шестерен постоянного зацепления, ведуая одной пары из которых установлена на входном валу, а ведомая закреплена на промежуточном валу, на котором с возможностью осевого перемещения установлена подпружиненная ведущая шестерня другой пары шестерен постоянного зацепления, зацепленная с ведомой шестерней, смонтированной на конусном барабане со стороны его основан1тя, при этом конус- HbBi барабан размещен между входным и выходным валами и выполнен заодно с выходным валом, а указанный ролик расположен на шлицах на установленном параллельно образующей конусного барабана промежуточном валу.
2,Коробка передач по п,1, о т - личающаяся тем, что внешние поверхности конусного барабана
и ролика выполнены С7 емными.
3.Коробка передач по п.1, о т - личающаяся тем, что прижимное устройство выполнено в виде полого конуса с внутренней рабочей поверхностью, охватывающего ролики
с контактом рабочих поверхностей, и 45 кулачкового механизма для пр$гжима
внутренней поверхности конуса к ролику.
30
35
40
50
4. Коробка передач по п.1, о т - личающаяся тем, что система управления включает в сеПя гго числу роликов тяги, одними концами связанные с вилками, размещенHi.ir.ni в пазах роликов, а другими - шарнкрио с ося- 1. Бесступенчатая коробка передач, gg ми крестовины, свободно установленФормула изобретения
0
5
входной вал, соосно ему размещенный выходной вал, по крайней мере один фрикционный ролик, установленный с возможностью осевого перемещения и введенный в контакт с внешней поверхностью конусного барабана прижимным устройством, по крайней мере один промежуточный вал с шестерней, зацепленной с шестерней выходного вала, механизм заднего хода, муфты сцепления и систему управления, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем увели- 5 чения КПД на низшей и заднего хода передачах и снижения весовых показателей, она снабжена дополнительными парами шестерен постоянного зацепления, ведуая одной пары из которых установлена на входном валу, а ведомая закреплена на промежуточном валу, на котором с возможностью осевого перемещения установлена подпружиненная ведущая шестерня другой пары шестерен постоянного зацепления, зацепленная с ведомой шестерней, смонтированной на конусном барабане со стороны его основан1тя, при этом конус- HbBi барабан размещен между входным и выходным валами и выполнен заодно с выходным валом, а указанный ролик расположен на шлицах на установленном параллельно образующей конусного барабана промежуточном валу.
2,Коробка передач по п,1, о т - личающаяся тем, что внешние поверхности конусного барабана
и ролика выполнены С7 емными.
3.Коробка передач по п.1, о т - личающаяся тем, что прижимное устройство выполнено в виде полого конуса с внутренней рабочей поверхностью, охватывающего ролики
с контактом рабочих поверхностей, и 5 кулачкового механизма для пр$гжима
внутренней поверхности конуса к ролику.
0
5
0
50
gg
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Многопоточный фрикционно-зубчатый вариатор | 1985 |
|
SU1320570A1 |
Многопоточный фрикционно-зубчатый вариатор | 1985 |
|
SU1364794A1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ | 1992 |
|
RU2026208C1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1995 |
|
RU2097215C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 2011 |
|
RU2479444C2 |
Синхронизированная зубчатая муфта | 1988 |
|
SU1643210A1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2011 |
|
RU2479445C1 |
МЕЖОСЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2011 |
|
RU2479443C2 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1992 |
|
RU2068516C1 |
ТРАНСМИССИЯ ПЛАВАЮЩЕГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2243109C2 |
Изобретение относится к автомо- либестроению. Цель изобретения - повышение эффективности путем увеличения КПД на низшей и заднего хода передачах и снижение весовых показателей. Бесступенчатая коробка передач состоит из конуса 1, выполненного со съемным элементом 2 с рабочей поверхностью 3. Основание корпуса 1 оканчивается наружным зубчатым венцом 4, а его вершина - солнечной шестерней 5 и выходным валом 6, на котором выполнены шлицевое кольцо 7 и J9H Фие. f гнездо 8. Конусный барабан 9 выполнен с рабочим элементом 10 с рабочей поверхностью 11 и кольцевой опорной поверхностью, а внутри него выполнены наружный зубчатьЕЙ венец 13, а также цилиндрический отросток 14 с шлицами 15. На шлицевой вал 16 насажены шестерня 17 первой передачи и подпружиненная шестерня 18 прямой передачи. Ролик 19 выполнен с рабочим элементом и передним и задним кольцевыми выступами 20 и кольцевой выточкой 21. Левый конец шлицевого вала 16 оканчивается шлицевым отростком 22 и на него насажена шестерня 23 заднего хода. Передний конец шлицевого вала 16 оканчивается шестерней 24 н опорными гайками 25. В радиальных торцах крышки 26 выполнены цилиндрические гнезда с пазами, взаимодействующими с опорными шейками 25. 3 з.п. ф-лы, 9 ил. 17 г /L с (Л
содержащая установленные в корпусе
ной на входном валу.
фиг. 2
27
ui
IB
3 pz
Ц
li
jT
Ж
.«.
20
-7
25
.
23
2ilA
CDwe. J
30
29
pz
li
.«.
25
7777
27 26
Фиг. 5
9 Л
J/
52
UZ
.4f4f
фиг. 8
фиг 7
2
(jffuaS
Патент Германии № 189065, кл | |||
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1988-01-30—Публикация
1986-03-07—Подача