i (Л
00
00 00
со
и 11, образующие СВ 8,9 рабочие камеры 12,13. Глубина СК 10,11 и высота СВ 8,9 плавно возрастают в направлении от периферии к центру в соответствии с зависимостью h «()/(kirv), где (); ( + ); полярный угол спирали; h, - минимальная глубина СК (высота СВ), соответствую1373873
щая наибольшему полярному углу gj спирали; толщина стенки СК; шаг спирали. Выполнение СК и СВ в соответствии с вышеприведенной зависимостью обеспечивает постоянство объема рабочих камер нагнетателя при их перемещении к центру спирали. 2 ил.
Изобретение м.б. использовано в системах наддува двигателей внутреннего сгорания и позволяет снизить расход энергии на привод нагнетателя путем устранения его внутреннего сжатия. На торцовых поверхностях ротора 5, установленного на валу 6 с эксцентриком, вьтолнены спиральные выступы (СВ) 8 и 9. В крышке 2 и корпусе I на поверхностях, примыкающих к торцовым поверхностям ротора, выполнены спиральные канавки (СК) 10
1
Изобретение относится к машиностроению, в частности к компрессоро- строению, и может быть использовано в системах наддува двигателей внутреннего сгорания .
Целью изобретения является снижение расхода энергии на привод нагнетателя путем устранения его внутреннего сжатия.
На фиг. 1 показан предлагаемый нагнетатель, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Объемный нагнетатель содержит корпус 1, крышку 2 с всасывающим патрубком 3 и нагнетательными окнами 4 и ротор 5, установленный на валу 6 с эксцентриком 7. На торцовых поверхностях ротора 5 выполнены спиральные выступы 8 и 9, а в корпусе и крышке 2 на поверхностях, примыкающих к торцовым поверхностям ротора 5, выполнены спиральные канавки 10 и 11, образуюш 1е с выступами 8 и 9 рабочие камеры 12 и 13. Кроме того, устройство снабжено валом 14 синхронизации движения всех участков ротора 5, причем вал 14 и вал 6 связаны клиноременной передачей 15. На конце вала 14 выполнен эксцентриковый палец 16. Для обеспечения регулировки осевого зазора между рабочими торцами ротора 5, корпуса 1 и крьшки 2 нагнетатель снабжен пакетом регулировочных прокладок 17. Глубина канавок 10 и 11 в корпусе 1 и в 2, а также высота выступов 8 и 9 ротора 5 плавно возрастают в направлении от периферии к центру спирали по следующей зависимости:
, . h,. - i L----, ° k . у - V
где k 2(1- ); ,
V (З-Вс/ /е + 4c/Vt); - полярный угол спирали; h - минимальная глубина канавки (высота выступа), соответствующая наибольшему полярному углу ( спирали; - толщина стенки спиральной канавки;
t - шаг спирали. Выполнение канавок и выступов в соответствии с вышеприведенной формулой обеспечивает постоянство объе- ма рабочих камер нагнетателя при их перемещении к центру спирали.
20
Устройство работает следующим образом.
При синхронном вращении валов 6 и 14, достигаемом с помощью клиноременной передачи 15, взаимодействие ведущего эксцентрика 7 и эксцентрикового пальца 16 с ротором 5 обусловливает его круговое плоско- параллельное движение, обеспечивающее захват воздуха из всасывающего
патрубка 3 и перемещение его к центру спиралей в замкнутых рабочих камерах 12 и 13, образованных стенками спиральных канавок 10 и 11, выполненных в корпусе 1 и крышке 2, и стенками выступов 8 и 9 ротора.
Из центральной части спиралей воздух через нагнетательные окна 4 подается потребителю.
Необходимый осевой зазор между рабочими торцами ротора 5, корпуса 1 и крышки 2 обеспечивается подбором толщины пакета регулировочных прокладок 1 7.
Г5
-/J
Enmenthal Klaus-Dieter, Muller Glaus, Schafer Otto | |||
Verdrangerla- der fiir Volkswagen-Motor | |||
MTZ: Mo- tortechnische Zeitschrift, 46, 1985, № 9. |
Авторы
Даты
1988-02-15—Публикация
1986-07-29—Подача