Изобретение относится к электротехнике.
Целью изобретения является повышение устойчивости в синхронном режиме.
На фиг. 1 представлена принципиальная электрическая схема синхронного двигателя; на фиг. 2 - блок-схема блока режима работы; на фиг. 3 и 4 - регулировочная характеристика.
Синхронный электродвигатель содержит обмотку статора с фазами 1-3 (фиг. 1), соединенные в звезду посредством ключей 4 и 5, обмотку 6 возбуждения, расположенную на роторе и зашунтированную ключом 7. Обмотка 6 возбуждения подключена к обмотке статора электродвигателя через неуправляемый выпрямитель, выполненный на диодах 8-13, соединенных по мостовой схеме.
В электродвигатель введены управляемый выпрямитель, выполненный на тиристорах 14-19, соединенных по мостовой схеме, потенциометр 20, включенный последовательно в цепь обмотки 6 возбуждения, последовательно соединенные между собой блок 21 режима работы и блок 22 управления, выходы которого соединены с управляющими входами тиристоров 14-19 управляемого выпрямителя. Входы блока режима работы соединены с движком потенциометра 20 и с общей точкой потенциометра 20, и обмотки 6 возбуждения. Выводы постоянного тока управляемого выпрямителя замкнуты накоротко, а выводы переменного тока пофазно соединены с обмоткой статора 1-3.
Блок 21 режима работы (фиг. 2) составлен из источника 23 опорного напряжения и усилителя 24, один вход которого соединен с одним зажимом источника 23, а второй вход и второй зажим источника 23 образуют вход блока 15 режима работы, выходом которого является выход усилителя 24.
Блок 22 управления представляет собой систему импульсно-фазового управления тиристорами 14-19 управляемого выпрямителя.
Устройство работает следующим образом.
Перед пуском замыкаются ключи 4, 5 и обеспечивая соединение фаз обмотки 1-3 статора в звезду и закорачивание обмотки 6 возбуждения.
После достижения синхронным двигателем подсинхронной частоты вращения ключи 4, 5 и 7 размыкаются. Переменный ток поступает на вход неуправляемого и управляемого мостовых выпрямителей. С неуправляемого выпрямителя постоянный ток подается в обмотку 6 возбуждения и ротор синхронного электродвигателя втягивается в синхронизм.
При отсутствии постоянного тока в обмотке возбуждения тиристоры 14-19 управляемого моста заперты системой импульсно- фазового управления (СИФУ) 22. Регулирование угла отпирания тиристоров осущест вляется блоком 21 режима работы при до5
стижении током возбуждения определенной величины, соответствующей созф 1. В синхронном режиме работы одна часть статорного тока, выпрямленная при помощи диодов 8-13 неуправляемого мостового выпрямителя, протекает по обмотке 6 возбуждения, а другая, регулируемая при помощи управляемого мостового выпрямителя, протекает по закоротке, соединяющей его выход постоянного тока.
0 Постоянное напряжение, пропорциональное току возбуждения, снимается с потенциометра 20 и подается в блок 21.
Блок 21 служит для выработки сигнала постоянного тока U,,, величина которого
г должна быть обратно пропорциональной току возбуждения Ь, так как при увеличении тока возбуждения сверх допустимой величины требуется увеличить ток в закоротке управляемого выпрямительного моста, т.е. уменьшить угол а отпирания тиристоров в
0 соответствии с регулировочной характеристикой стандартных СИФУ.
Блок 21 работает следующим образом. На вход усилителя 24 подается напряжение UBX, равное разности напряжений опорного Uon и падения напряжения на последовательно включенном с обмоткой возбуждения потенциометра Un
UBX Uon-Un.
Величина Uon определяет крутизну регулировочной характеристики СИФУ и должна
0 быть больще Un при токе возбуждения, соответствующем созф 1, тем самым обеспечивая регулирование величины тока возбуждения только в правой части U-образных характеристик синхронного электродвигателя (фиг. 3).
Обратная регулировочная характеристика (фиг. 4) получена путем встречного включения опорного напряжения по отно- щению к падению напряжения Un на потенциометре 20.
Регулирование реактивной мощности и
0 максимального момента происходит следующим образом: изменяя положение ползунка потенциометра 20, задаем величину и„, тем самым задавая уровень напряжений и„ на усилитель 24 и Uy на СИФУ 22. Это приводит к изменению угла отпирания тиристо ра а и величины тока в обмотке 6 возбуждения.
Изменение тока возбуждения приводит к изменению величины реактивной мощности и максимального момента.
Причем регулирование тока возбуждения осуществляется с момента, когда выполняется условие Un Uon, так как только при этом на выходе усилителя 24 появляется напряжение Jy по величине пропорциональное значению Un- Uon. Таким образом при
5 возрастании сверхзаданного значения тока возбуждения возрастают Un-Uon и U,, уменьщается а и увеличивается часть статорного тока, протекающая через закоротку,
5
что и обеспечивает заданный закон регулирования. При уменьшении тока возбуждения ниже заданного значения, например, соответствующего номинальной величине коэффициента мощности Un «CUo, ц а, 180°, тиристоры 14-19 заперты, и весь ток статора подается в обмотку 6 возбуждения, автоматически обеспечивая устойчивость синхронного двигателя.
Формула изобретения
Синхронный электродвигатель, содержащий обмотку статора и обмотку возбужуправляемый выпрямитель, ключ, подключенный параллельно обмотке возбуждения, отличающийся тем, что, с целью повышения устойчивости в синхронном режиме, введены управляемый выпрямитель, выводы постоянного тока которого замкнуты, а выводы переменного тока соединены с обмоткой статора, потенциометр, включенный последовательно в цепь обмотки возбуждения, последовательно соединенные между собой блок управления и блок режима работы, входные выводы которого соединены с движком потенциометра и общей точкой потенциометра и обмотки возбуждения, а выход блока управления подключен к управ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электропривод переменного тока | 1984 |
|
SU1252891A1 |
Устройство для возбуждения бесщеточных электрических машин | 1976 |
|
SU692052A1 |
Устройство для автоматического регулирования возбуждения бесщеточных синхронных машин | 1977 |
|
SU736330A1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОКА ВОЗБУЖДЕНИЯ ТОРМОЗЯЩИХ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ТЕПЛОВОЗА | 2011 |
|
RU2475375C1 |
Вентильный электродвигатель | 1984 |
|
SU1257770A1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОКА ВОЗБУЖДЕНИЯ ТОРМОЗЯЩИХ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ ТЕПЛОВОЗА | 2009 |
|
RU2394700C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ | 1969 |
|
SU235148A1 |
СТЕНД ДЛЯ НАГРУЖЕНИЯ СИНХРОННЫХ МАШИН ПРИ ИСПЫТАНИЯХ | 1991 |
|
SU1818984A1 |
Вентильный электродвигатель | 1985 |
|
SU1336186A1 |
СУДОВАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 1999 |
|
RU2146209C1 |
Изобретение относится к электротехни ке. Целью изобретения является повыше ние устойчивости в синхронном режиме. Ука занная цель достигается тем, что в синхронный электродвигатель введены управляемый мостовой выпрямитель на тиристорах 14-19, потенциометр 20 в цепи ки 6 возбуждения синхронного электрод гателя и последовательно соединенные блек 21 режима работы и блок 22 управле.- - : тиристорами 14-19. В результате обеспечивается регулирование тока возбуждения за счет изменения величины статорного тока, протекающего по закоротке управляемого выпрямителя. Регулируется реактивная мощность, а следовательно, и момент. 4 ил. о сл оо ас О1 со
дения, расположенную на роторе и под- ляющим входам управляемого выпрямите- ключенную к обмотке статора через не- ля.
с1
cpuz.3
вас
УН
и,,
catpy
24
Фаг.г
oL
(/и
фигЛ
Устройство для автоматического асинхронного пуска синхронного двигателя | 1959 |
|
SU125601A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Устройство для самовозбуждения многофазного синхронного двигателя | 1950 |
|
SU93189A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1988-04-07—Публикация
1986-05-20—Подача