а vl
со
01
Изобретение относится к светотехнике, а более конкретно к свет с европейским светораспределением.
Целью изобретения является упрощение конструкции.
На фиг. 1 изображена фара ближнего светаS фронтальный вид; на фиг.2 фара, сечение вертикально-проецирующей плоскостью (вид слева); на фиг. 3 - вид справа; на фиг. 4 - фара, сечение фронтально-проецирующей плоскостью, проходящей через тело накала; на фиг. 5 - эпюра заполнения светлой части светораспределения излучением, отраженным параболоидными элементами отражателя; на фиг. 6 - изображения тела накала на вертикальном экране после отражения элементами поверхности отражателя, формирующими светотеневую границу; на фиг.7 - фара с правым положением линии сопряжения наклонной части, сечение фронтально-проецирующей плоское тью; на фиг. 8 - эпюра заполнения светлой части светораспределения излучением, отраженным параболоидными элементами отражателя, в варианте конструкции с правым положением линии сопряжения наклонной части.
Фара транспортного средства (фиг. 1-4) содержит бифокальный отражатель 1, состоящий из двух частей 2 и 3 в виде параболоидных элементов с общей вершиной 4 и общей оптической осью 5. Обе части 2 и 3 отражателя усечены горизонтальными плоскостями 6 и 7. Фокальные точки 8 и 9 верхней 2 и нижней 3 частей отражателя 1 соответственно-находятся на общей оптической оси 5, при этом фокальная точка 8 находится ближе к вершине 4 отражателя 1, а фокальная точка 9 - дальще от вершины 4. Обе части 2 и 3 сопряжены так, что образуют границу 10 раздела, соответствующую по форме светоте теневой границе светораспределения, т.е. лежат в меридиональных плоскостях, ориентированных азимутальными углами , -75°; V .4) Фокусные расстояния параболоидных элементов частей 2 и 3 лежат в диа- пазоне 19...21 мм для верхней части 2 отражателя 1 и 28...30 мм для нижней части 3. Тело 11 накала источника 12 света размещено между фокаль- ньтй точками 8 и 9 с небольвшм зазором А-1,8 мм так, что его ось 13 лежит в плоскости YOZ параллельно и вьппе оптической оси 5 отражателя 1 на расстоянии, равном половине диа- е .метра (d) тела 11 накала.
Рассеиватель 14 расположен за от- ражате лем 1 по ходу лучей и содержит сектор 15, который находится в зоне формирования наклонной части
o светотеневой границы и содержит преломляющие призматические элементы 16. В варианте, показанном на фиг. 7, граница раздела между верхней 2 и нижней 3 частями бифокального отража5 теля 1 может лежать в меридиональных плоскостях, ориентированных азимутальными углами с, -90° , с +105°.
Отражатель 21 может быть выполнен
0 таким образом, что части 2 и 3 параболоидных элементов не имеют общей вершины 4. В этом, как и во всех других случаях, важно чтобы соблюдалось условие размещения тела 11 накала
5 относительно фокальных точек 8 и 9 частей 2 и 3 отражателя .
Фара транспортного средства, в частности фара ближнего света, работает следуюпдам образом.
0 Световой поток, излучаемый телом 11 накала, попадающий на верхнюю часть 12 от ражателя 1 в пределах телесного угла, ограниченного углом охвата ср и меридиональными углами
5 V( и tp2 J отражается от нее таким образом, что световые лучи пересекают оптическую ось 5 и идут расходящимся пучком во внешнее пространство. Если на достаточном удалении, например
0 25 м, поставить вертикальный экран, то световой пучок, сформированный верхней частью 2 отражателя 1, высветит на экране (фиг. 5) область 17,. имеющую характерное темное пятно в
с центре и границы, ориентированные азимутальными углами Ь, -105°; Ьг 90°.
Такой ход лучей обусловлен тем, что тело 11 накала расфокусировано относительно фокальной точки 8 верхней части 2 вперед вдоль оптической оси 5.
Световой поток, попадающий на нижнюю часть 3 отражателя 1, отражается от нее так, что световые лучи не пересекают оптическую ось 5 и также идут расходящимся пучком во внешнее .пространство. На контрольном экране световое пятно от нижней части 3
0
5
представляется областью 18 (фиг. 5) с темной зоной в центре и границами, op eнтиpoвaнными азимутальными углами h| -90°; hj 75°. Такой ход лучей обусловлен тем, что тело I1 на- кала расфокусировано относительно фокальной точки 9 нижней части 3 отражателя 1 назад вдоль, оптической оси 5.
Аналогично работает фара, в кото- Q рой линия сопряжения наклонной части находится справа (фиг. 7). В этом случае при работе верхней части 2 отражателя 1 на контрольном экране (фиг. 8) высвечивается область 17 с J5 границами, ориентированными азимутальными углами h, -90°; h; 75°, а при работе нижней части 3 отражате- на экране высвечивается область
ориентированными содержащая бифокальный отражатель, h, -105°; hi
ля 1
18 с границами мутальными углами 90°.
Как видно из зпюр (фиг. 5 и 8), в обоих конструктивных вариантах достигается форма светотеневой границы, предусмотренная требованиями, предъявленными к режиму ближний свет.
В непосредственном формировании светотеневой границы светораспреде- .. ления участвуют элементы отражающих поверхностей 2 и 3, прилегающие к границе 10 раздела. Поэтому для достижения контрастной светотеневой границы тела 11 накала поперечно расфокусировано на величину равную половине диаметра (d) тела I1 накала, так как в этом случае следы элементарных отображений (фиг. 6) тела 11 накала, создаваемых активными точками зеркальной поверхности , прилегающими к границе 10 раздела верхней
и нижней частей 2 и 3 отражателя 1 выстаиваются, касаясь снизу следа формируемой светотеневой границы.
Рассеиватель 14 корректирует св товой пучоК отражателя 1, заполняя за счет преломления излучения на п ломпяющих элементах 16 сектора 15 темную зону в центре светораспреде ния, создаваемого отражателем 1, расширяет световой пучок в горизон тальных направлениях, концентрируе световой поток по необходимым напр лениям средствами, используемыми в традиционных конструкциях фар.
Формула изобретени 1. Фара транспортного средства,
25
за
рассеиватель с преломляющими элеме тами в секторе, расположенном в зо формирования наклонной части свето теневой границы светораспределения источник света с цилиндрическим св тящим телом, установленным между ф кальными точками отражателя, от личающаяся тем, что, с ц лью упрощения конструкции, ось све тящего тела источника света расположена выще оптической оси фары, при этом оптическая ось фары распол жена по касательной к цилиндрическо му светящему телу, а граница раздел обеих частей отражателя соответствует форме светотеневой границы.
2. Фара по п. 1 отличаю щаяся тем, что обе части бифо-
,„ кального отражателя имеют общую вер 40 шину.
35
и нижней частей 2 и 3 отражателя 1, выстаиваются, касаясь снизу следа формируемой светотеневой границы.
Рассеиватель 14 корректирует световой пучоК отражателя 1, заполняя за счет преломления излучения на пре- ломпяющих элементах 16 сектора 15 темную зону в центре светораспределе- ния, создаваемого отражателем 1, расширяет световой пучок в горизонтальных направлениях, концентрирует световой поток по необходимым направлениям средствами, используемыми в традиционных конструкциях фар.
Формула изобретения 1. Фара транспортного средства,
содержащая бифокальный отражатель,
рассеиватель с преломляющими элементами в секторе, расположенном в зоне формирования наклонной части светотеневой границы светораспределения, источник света с цилиндрическим светящим телом, установленным между фокальными точками отражателя, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, ось светящего тела источника света расположена выще оптической оси фары, при этом оптическая ось фары расположена по касательной к цилиндрическому светящему телу, а граница раздела обеих частей отражателя соответствует форме светотеневой границы.
2. Фара по п. 1 отличающаяся тем, что обе части бифо-
кального отражателя имеют общую вер- шину.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фара ближнего света | 1987 |
|
SU1520962A1 |
ФАРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2035005C1 |
ФАРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1987 |
|
SU1600459A1 |
ФАРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРОЕКТНОГО ТИПА | 1994 |
|
RU2094255C1 |
Автомобильная противотуманная фара | 1984 |
|
SU1217037A1 |
Противотуманная фара | 1986 |
|
SU1415846A1 |
Фара ближнего света | 1987 |
|
SU1542425A3 |
УСТРОЙСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЕТОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2283986C2 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ СВЕТОВОГО ПУЧКА ФАРЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2289754C1 |
Фара транспортного средства | 1987 |
|
SU1461102A1 |
Изобретение относится к области светотехники, а именно к фарам ближнего света с европейским светораспре- делением, и позволяет упростить конструкцию. Фара транспортного средства содержит бифокальный отражатель, состоящий из двух частей - верхней и нижней, выполненных в виде параболо- идных элементов, рассеив-тель с пре- домляющими элементами в секторе, расположенном в зоне формирования наклонной части светотеневой границы светорасПределения, источник света, установленный между фокальньши точками отражателя, при этом ось тела накала источника света расположена выше оптической оси фары так, чтобы последняя занимала положение касательной к -Образующей цилиндра.тела накала, граница раздела обеих частей и отражателя соответствует форме светотеневой границы, создаваемой фарой. 8 ил. «е (Л
фае. 2
фигЛ
w j
срааЗ
,-75
КЛЛАДДДАХЗ Д;ц.||,ХУ Vy VVWyy
г,-30
r-n
-(f/ (f/
уг7
Фиел
f ffff
pitг. 5
S
i -105
Фиг. 7
18
фиг. 8
Фара № 0301202003,- Каталог фирмы BOSCH, с | |||
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1988-08-15—Публикация
1986-10-17—Подача