с S
СЛ
4;:
to
СХ)
о:
26 по нагрузке, блок 10 звуковой сигнализации, блок 53 световой индикации. Причем выход датчика 1 частоты вращения подключен к тахометрическому блоку измерения частоты вращения, выход которого подключен к входу блока 5 пороговых ограничителей, выход которого соединен с входом блока 9 переключателя по нагрузке, выход которого соединен с входом блока 53 световой индикации. Выход датчика 26 по нагрузке механически соединен с блоком переключателя по нагрузке, один из входов блока звуковой сигнализации соединен
с выходом блока переключателя по нагрузке, второй вход соединен с выходом блока пороговых ограничителей, а выход - с входом блока световой индикации. Блок звуковой сигнализации снабжен генератором звукового сигнала, который имеет регулятор громкости, и излучателем звука. Световые индикаторы блока световой сигнализации снабжены регулятором их яркости. Блок звуковой сигнализации снабжен двухчастотным прерывателем, а генератор звукового сигнала - выходом для подключения головного телефона. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство обучения экономичному стилю вождения автомобиля | 1990 |
|
SU1734115A1 |
Устройство для регулирования подачи воздуха в двигатель внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1746016A1 |
СИСТЕМА ДЛЯ ОПОВЕЩЕНИЯ О ПРИБЛИЖЕНИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 1993 |
|
RU2070124C1 |
ПРИБОР ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ | 1996 |
|
RU2105325C1 |
Устройство для сигнализации загрузки дизеля | 1982 |
|
SU1040360A1 |
СПОСОБ ИНДИКАЦИИ ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2330770C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АКУПУНКТУРНЫЕ ТОЧКИ | 1992 |
|
RU2039551C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРЕДЕЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ ПЕРЕМЕННОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ | 1988 |
|
RU2022285C1 |
Измеритель сопротивления | 2021 |
|
RU2790045C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МНОГОКАНАЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2009 |
|
RU2406157C2 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано для различных транспортных средств. Цель изобретения - повышение эффективности путем облегчения управления транспортным средством с бензиновым двигателем или дизелем и экономичности транспортных средств. Экономометр содержит датчик 1 частоты вращения, тахометричес- кйй блок 2 с указателем 6 частоты вращения, блок 5 пороговых ограничителей, блок 9 переключателя по нагрузке, датчик
Изобретение относится к оборудованию д;1Я транспортных средств, в частности к оборудованию, обеспечивающему экономичное управление транспортным средством.
Цель изобретения - повыщение эф- (|)ективности путем облегчения управления транспортным средством с бензиновым двигателем или дизелем и повыщение экономичности.
На фиг. 1 представлена блок-схема эко- номометра; на фиг. 2 - электрическая принципиальная схема экономометра.
Экономометр содержит датчик 1 частоты вранхения (ДЧВ) коленчатого вала двигателя, предназначенный для подачи электрических импульсов с частотой, пропорциональной частоте вращения коленчатого вала двигателя, в тахометрический блок 2, который электрически связан с ДЧВ. В качестве ДЧВ могут быть использованы контакты прерывателя, индуктивные датчики на герконе и другие.
Тахометрический блок 2 предназначен для формирования поступающих от ДЧВ импульсов в П-образные импульсы с постоянной шириной и амплитудой, на которые влияют регулировка контактов прерывателя, помехи, кратные измеряемой частоте, и т.п. В тахо.метрическом блоке 2 применена схема моностабильного мультивибратора, выпол- ненного на транзисторах 3 и 4.
Выход блока 2 связан с блоком 5 пороговых ограничителей и с входом указателя 6 частоты вранхения, щкала которого нроградуирована в единицах частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Блок 5 пороговых ограничителей предназначен для управления эконотометром в экономичной скоростной зоне работы двигателя, ограниченной частотами п1 и п2 (при этом п2 п1) вращения коленчатого вала. Блок 5, работающий в релейном
режиме, представляет собой двухпороговый ограничитель, состоящий из двух двухрежим- ных цепей сравнения, выполненных на базе операционных усилителей (ОУ) 7 и 8 (фиг. 2).
Выход блока 5 соединен с блоком 9 переключателя по нагрузке и блоком 10 звуковой сигнализации.
Блок 9 (фиг. 2) предназначен для управления экономометром в зависимости от нагрузки двигателя. Блок 9 выполнен в виде
0 переключателя, который состоит из центральной контактной пластины (ЦКП) 11 с двумя участками и четырех радиусных контактных пластин 12-15, расположенных концентрично ЦКП, и центрального контак та 16. Длина каждой радиусной контактной пластины пропорциональна определенной величине нагрузки двигателя. Контакт 16 при повороте обеспечивает соединение одного из участков ЦКП 11 с одной из радиусных контактных пластин 12-15 переключателя.
0 Контактная пластина 12 соединена с диодом 17 блока 10 и с красным свето- диодом 18, а контактная пластина 13 - только с зеленым светодиодом 19. Контактная пластина 14 соединена с диодом 20
блока 10 и желтым светодиодом 21, а контактная пластина 15 - только с массой блока 10.
Первый участок ЦКП 11 соединен с коллектором транзисторного ключа 22 (первый порог) блока 5, а второй участок ЦКП 11
Q через диод 23 - с базой этого же ключа и через диод 24 с коллектором транзисторного ключа 25 блока 5.
Блок 26, являющийся датчиком по нагрузке двигателя, механически связан с блоком 9 и осуществляет в нем поворот под вижного контакта.
Блок 10 звуковой сигнализации предназначен для выработки звукового сигнала различной тональности и частоты прерыва
ния и состоит из двух мультивибраторов, выполненных на интегральной микросхеме (ИМС), содержащей четыре элемента 2И-НЕ 27-30.
Первый мультивибратор, выполненный на элементах 2И-НЕ 27 и 28, управляет работой другого. Генерируемая частота мультивибраторов определяется величинами емкостей конденсаторов 31-34 и сопротивлениями резисторов 35-.40, входящих в их схему.
Работа блока 10 возможна на трех ка- налах.
Первый канал - высокая частота прерывания и высокая частота генерирования звука. Включены резисторы 35, 37 и 39, 40. Второй канал - низкая частота прерывания и низкая частота генерирования звука. Параллельно резисторам 35 и 38 подключены соответственно резисторы 36 и 39. Третий канал - низкая частота прерывания и высокая частота генерирования звука. Параллельно рез.1стору 35 подключен резне- тор 36.
Для управления каналами блока 10 в его цепи включены диоды 17, 20, 41-44.
Для усиления звуковой частоты применен усилительный каскад, состоящий из транзистора 45, конденсатора 46 и резистора 47. Выход элемента 2И-НЕ 30 через потенциометр 48 с выключателем соединен с входом усилительного каскада, а выход последнего - с гнездом 49 головного телефона и звукоизлучателем 50. Потенциометр 48 слу- жит для регулирования громкости звука.
Выход блока 10, идущий от элементов 2И-НЕ 27 и 28, соединен с красным светодиодом 51 через ограничительный резистор 52. При работе прерывателя, который включается транзисторным ключом 25, светодиод 51 включается с частотой прерывателя.
Блок 53 предназначен для подачи водителю световой индикации в зависимости от режима работы двигателя. Блок световой индикации выполнен в виде лицевой панели экономометра, на тыльной стороне которой выполнена печатная плата для электрической схемы этого блока.
На панели размещены указатель 6 частоты вращения, светодиоды 21, 19, 18 и 5. Для регулирования их яркости свечения они через, потенциометр 54 с выключателем и ограничительный резистор 55 соединены с выключателем 56, который предназначен для включения эконЪмометра в работу. В эту же цепь включен диод 57, предохраняющий электрическую схему при неправильном ее включении. К выключателю 56 через ограничительный резистор 58 подключен зеленый светодиод 59, предназначенный для индикации включения экономометра.
Один из контактов выключателя 56 ка- белем с разъемом 60 присоединяется к замку 61 зажигания, который подключен к аккумулятору транспортного средства.
5
5
0
о
0
5
5
5
0
Экономометр paGoTiiOi смодчющим oi i разом.
В основу работы по. ю/кепа опродо.:я1 мая экспериментально ii. in рассчитьиик-- мая теоретическим путем экономичная ;u)ini работы двигателя, ограпнченнля ч;к тото1 | вращения коленчатого ва. ьч дг.нг лте.чя ill п2, разряжением во внускпом гпубонроподо двигателя ARhl - APi,2 для бензинового aiui гателя или положением peiiKii TOH. iHiuioi o насоса высокого дав.чения ЛЕ1 l2 д. 1Я ди зеля.
Исходя из параметров экономичной работы двигателя, экономометр обеспечивает выдачу звуковой сигнализации и светово индикации на следующих диапазонах.
Первый диапазон. Экономометр, подк. ио- ченный к бортовой сети трансно|ггного средства, кнопочным выключателем 56 ик. ио- чается в работу. При этом загорается зеленый светодиод 59, который свидсччмь- стБует, что экономометр вк.1ючен на воех ;iiO( ти диапазонах.
При работе /шигателя нп XCXIOCTOM :
ду ( п 1, мни ) пмпу. И.сы ДЧВ :;.;
ступают на вход тахометричсск()1Ч) б.кжл L . который в сущности является нреобра. те;1ем частота - напряжение. По.и чонког аналоговое напряжение постунает в б. юк 5 пороговых ограничителей, работаюпи1Й в релейном режиме. В блоке 5 пороговых (гр;ь ничителей аналоговое напряжение ноступас к входам ОУ 7 и 8. Это напряжение регулируется с помопд.ью делителей напряжений, собранных на соответствуюни1Х резисторах. Если входные напряжения в ОУ совпадают, то они включают транзисторные ключи 22 и 25. Включение первого 7 п второго 8 порогов ОУ регулируется с помощью резисторов так, что входные напряжения в ОУ равны напряжениям, пропорциональным частотам врап1ения ill и п2 соответственно. Так как частота врап1.епия на этом диапазоне не более п, то напряжение на входе ОУ 7 недостаточно для его включения. Тогда транзистор 22 заперт, т.е. первый порог выключен, следовательно, отсоединена от массы центральная пластина и отключены электрические цепи блоков 9 п 10, т.е. эти блоки выключены, звуковая и световая сигнализации выключены.
Второй диапазон. Частота вращения коленчатого вала двигателя уве.чичивается до п2, . В этом 1щтервале частот экономометр работает на третьем, четвертом и пятом диапазонах.
Возрастает апалоговос нанряжешю и б.ю- ке 2 и поступает в блок 5, в KOTOJIOM оно включает ОУ 7, а он, в свою o lciuMb. транзисторный ключ 22. б.чагодаря чему ЦКП (первый участок) присоединеп к массе в блоке 5. При разряжении ио впускшш трубопроводе бензинового дпига1с.1я и.и. перемещении рейки TOH/IHBIIOIX) насоса выси кого давления дизеля на пе,ъ1чии, сомг
ветствующую второму диапазону (дР« 0,..., АРк1, кПа, ДС О,..., ДС1, мм), в переключателе блока 9 центральный контакт 16 соединяет контактную пластину 12 с массой через транзисторный ключ 22. Тогда включается красный светодиод 18 и звукоиз- лучате. 1Ь 50 блока 10 излучает звук высокой частоты с высокой частотой прерывания.
Третий дианазон. При достижении Рк в бензиновом двигателе и в дизеле величины, соответствующей третьему диапазону
(uFk APKl дРк 2, кПа, , ...,
д12 мм), в переключателе блока 9 центральный контакт соединяет контактную пластину с первым участком ЦКП. Включается зеленый светодиод 19, светодиод 18 выключается. Б.юк 7 выклю чен, также отключен звукоизлучатель 50. Светящийс светодиод 19 инфор.мирует водителя о работе двигателя в экономичном режиме.
Четвертый дианазон. При достижении Рк в бензиновом двигателе и Д. в дизеле величины, соответствующей четвертому диапазону ЛРк ЛРк2 ,..., АРкЗ, кПа, At -- ЛЕ.2,...,ЛЕЗ, мм), в нереключателе блока 9 центральный контакт соединяет контактную пластину 14 с первым участком ЦКП. Включается желтый светодиод 21, зеленый светодиод 19 отключается. Включается блок 10, одновременно через диоды 43 и 44 соответственно параллельно резисторам 35 и 38 подключаются резисторы 36 и 39, благодаря чему изменяется частота звукового генератора. Блок 53 переключается на работу по iiTt)poMy каналу. Звукоизлучатель 50 излучает звук низкого тона с низкой частотой прерывания.
ilpii включении пятого диапазона (АРк
ЛРкЗ,..:, 1,0, ,АЕ Af3,..., М, мм) (куковая сигнализация и световая индикация автоматически выключаются, так как в переключателе блока 9 центральный контакт соединяет контактную пластину с вторым участком 1ДКП.
При включении шестого диапазона (п - п2. ) первый участок ЦКП отключен 01 массы. Тогда при любо.м положении ueiri pa.;ibnoro контакта све/одиоды 18-20 не ()ыть включены. Транзисторный ключ
0
5
0
5
0
5
0
25 включает блок 53 для работы на третьем канале. Звукоизлучатель 50 излучает звук высокого тона с низкой частотой прерывания. Транзисторный ключ 25 включает на массу красный светодиод 51, который включается прерывисто с низкой частотой включения.
Формула изобретения
LA
53
10
Патент США № 4354173, кл | |||
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Авторы
Даты
1988-10-07—Публикация
1986-04-07—Подача