Предметом изобретения является электропривод насоса для перекачкн электропроводящих жидкостей, например расплавленных металлов, с двигателем по типу униполярной машины, имеющей жидкостный токоподвод к ротору.
Особенность предлагаемого привода, обеспечивающая упрощение привода и повышение его надежности путем отказа от уплотняющих устройств, заключается в том, что в качестве подшипникового щита двигателя использована стенка корпуса пасоса, а жидкостный контакт осуществлен перекачиваемой жидкостью.
На чертеже -изображена конструктивная схема электропривода.
Предлагаемый электропривод насоса для перекачки электропроводящих жидкостей выполнен в виде униполярной машины.
Сплощной ротор /, выполняемый как одно целое с валом или отдельно от него, изготавливается из магнитомягкого материала, например, из стали Лрмко, надежно работающей при высоких температурах в среде жидкого натрия, лития и т. п.
Из такого же материала выполняются детали 2 и 3 статора, который разделяется на две половины покрытием 4.
Покрытие 4 служит для устранения утечек тока по статору между его двумя половинами, имеющими разный потенциал, и выполняется из изоляционного материала, например, AljOs, ВеО и т. п., способного выдерживать высокие температуры в среде перекачиваемого металла.
Возбуждение двигателя может осуществляться по любой схеме. Обмотка возбуждения может быть спроектирована маловитковой (низковольтной) с больши.м сечением каждого витка. Это позволяет выполнить ее без витковой изоляции с установкой на твердых теплостойких изоляторах (типа керамики) или, с заполнением окна обмотки теплостойкой изоляционной массой с последующим затвердеванием. Такая изоляция дает возможность поднять температуру перекачиваемого металла до
№ 144093- 2 -величины, пра которой еще сохраняются достаточные магнр тные свойства материала ротора и статора (т. е. ниже точки Кюри).
Места установки обмоток 5 возбуждения закрываются от жидкого металла 6 экранами 7 из нержавеющих сталей, которые по той же причине кренятся изолированно от деталей статора; изоляция 5 и 5 может быть выполнена но типу покрытия 4.
Для улучшения- работы машины аналогичные покрытия минимальной толщины могут быть осуществлены между деталями 2 и 5 статора. Детали статора стягиваются болтами или шпильками 10, устанавливаемыми на изолированных прокладках 1L
Токонодвод в предлагаемом двигателе осуществляется с помощью находящегося в воздушном зазоре машины жидкого электропроводного металла, выполняющего роль контактной ж-идкости. Такое выполнение делает предлагаемый электропривод практически бесконтактным.
Подводящие щины 12 изолированно вводятся в окна обмоток возбуждения и привариваются к экранам 7, которые через жидкий металл 6 3 зазоре передают ток в ротор.
Со стороны, противоположной насосу, двигатель наглухо закрывается подшипниковым щитом 13. Подшипниковый щит 14 одновременно образует внутреннюю нолость насоса без каких-либо специальных уплотняющих устройств между насосом и двигателем. Из-за затруднс-, НИИ, возникающих при работе подшипников качения в жидких металлах, подщинниковые узлы 1-5 выполнены в виде гидростатических или гидродинамических подшипников, смазочным, элементом которых является перекачиваемый жидкий металл.
Расчеты показали, что при мощности в несколько десятков кет униполярный двигатель может иметь удельный вес не выще 2 кг1квт (не включая вес подщипниковых узлов и систему охлаждения) при к.п.д. двигателя не ниже 80% (скорость вращения порядка 20000 о61мин).
Предлагаемый электропривод может быть выполнен практически с любой скоростью вращения.
Предмет изобретения
Электропривод насоса для перекачки электропроводящих ж-идкостей (например, расплавленных металлов) с двигателем по тину униполярной мащины, имеющей жидкостный токоподвод к ротору, отличающийся тем, что, с целью упрощения привода и повышении его надежности путем отказа от уплотняющих устройств, в качестве подшипникового щита двигателя использована стенка корпуса насоса, а жидкостный контакт осЗществлен перекачиваемой жидкостью.
19
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электромашинный агрегат | 1976 |
|
SU748703A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1996 |
|
RU2096896C1 |
АСИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1996 |
|
RU2096894C1 |
АСИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1996 |
|
RU2096895C1 |
Электромеханический агрегат | 1977 |
|
SU692019A1 |
ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ АГРЕГАТ | 1993 |
|
RU2072615C1 |
ЭЛЕКТРОМАШИННЫЙ АГРЕГАТ | 1993 |
|
RU2066913C1 |
МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА И.Г.СКИБИЦКОГО | 1994 |
|
RU2091966C1 |
Электромашинный агрегат | 1982 |
|
SU1064386A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА | 2018 |
|
RU2687560C1 |
Авторы
Даты
1962-01-01—Публикация
1961-03-23—Подача