Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для оценки износостойкости материалов шарнирных резьбовых, шпице- вых соединений и установления влияния фреттйнг-коррозии на сопротивляемость деталей усталостному разрушению.
Цель изобретения - расширение видов напряженного состояния соедине- НИИ и приближения условий испытания к условиям эксплуатации соединений шатунов.
На фиг.1 показана схема стенда; на фиг.2 - вид на сечение крепления испытуемой детали.
Стенд содержит основание 1, размещенные на нем с помощью пружин 2 параллельно одна другой две траверсы 3 и 4, соединенные между собой рей- кой 5, шарнирные соединения 6 и 7 которой установлены параллельно шарнирным захватам 7 и 8, т.е. на равном от них расстоянии, предназначен- Hi;iM для крепления испытуемой детали, например шатуна 9. Устройство снабхсе- но закрепленными на противоположных рейке 5 концах траверс 3 и 4 возбудителями 10 и П изгибных и крутильных колебаний. Верхняя головка шату- на 9 закреплена поршневым пальцем 12, а нижняя - конусной втулкой 13 и конусным шкворнем 14 с помощью гаек 15 до необходимого для задач испытания усилия.
Стенд работает следующим образом.
Траверсы 3 и 4 соединяют рейкой 5 с необходимым усилием в шарнирных соединениях 6 и 7. В качестве рейки 5 может быть использован шатун с анало- гичными шарнирными соединениями (фиг. 1). После установки и закрепления испытуемой деталм - шатуна 9 включают, например, электропривод возбудителя 10 изгибных колеба- НИИ. В результате подпружиненна часть устройства входит в колебательный режим, возбуждая в поперечных сечениях шатунов нормальные напряжения сжатия и растяжения и дополнительное знакопеременное напряжение изгиба, которые достигают максимальных значений при резонансной частоте колебательной системы. При этом для создания в поперечных сечениях испытуемых деталей напряжений, вызывающих усталостное разрушение, нет необхоДимос
5
0 5 О
Q 5 Q
5
ти в жестком креплении шарнирных соединений, что позволяет инициировать в них фреттинг-коррозию. Время испытания определяется усталостной долговечностью одного из испытуемых шатунов. С возникновением и развитием трещины в испытьюаемой детали увеличивается податливость колебательной системы, что пр;иводит к сдвигу резонансной частоты и снижению числа оборотов электродвигателя. Это позволяет фиксировать начало и кинетику разрушения.
При инициировании изгибакхцих и крутящих моментов возбудителями 10 и 11 в стержне шатуна возникают растягивающие, изгибающие напряжения и чистый сдвиг, а в шарнирах микроперемещения вдоль шатуна, вокруг поршневого пальца и конусной втулки. Регистрация деформации шатуна и микроперемещения его головок в шарнирах осуществляется одним из известных способов. Путем регулирования нормальных и изгибающих напряжений в наиболее опасных сечениях шатуна достигается такой характер его разрушения, который возникает в процессе эксплуатации.
Формула изобретения
Стенд для испытания шарнирных соединений на усталость при фреттйнг- коррозии, содержащий основание, две размещенные на нем параллельно одна другой подпружиненные траверсы с жестко установленными захватами для крепления испытуемого соединения, возбудитель изгибных колебаний на одном конце одной траверсы и возбудитель крутильных колебаний на одноименном конце другой траверсы в плоскости, перпендикулярной плоскости крепления возбудителя изгибных колебаний, отличающийся тем, что, с целью расширения видов напряженного состояния соединений и приближения условий испытания к условиям эксплуатации соединений шатунов, стенд снабжен рейкой, шарнирно закрепленной на противоположных возбудителям концах траверс, а каждый захват установлен между центром масс траверсы и рейкой на одинаковом расстоянии от места ее крепления.
f
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стенд для испытания валов при фреттинг-коррозии на усталость | 1984 |
|
SU1255897A1 |
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ НА УСТАЛОСТЬ ВАЛОВ ПРИ ФРЕТТИНГ-КОРРОЗИИ | 1991 |
|
RU2063016C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ИЗДЕЛИЙ НА ФРЕТТИНГ | 2006 |
|
RU2303250C1 |
Способ усталостных испытаний лопастей воздушного винта и установка для его осуществления | 2021 |
|
RU2767594C1 |
СТЕНД ДЛЯ УСТАЛОСТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ОБРАЗЦОВ ЛОПАСТЕЙ ВОЗДУШНОГО ВИНТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1999 |
|
RU2163714C1 |
Способ испытания торсионных валов на усталость и стенд для его осуществления | 1989 |
|
SU1735734A1 |
СТЕНД ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ ВОЗДУШНОГО ВИНТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1996 |
|
RU2102713C1 |
Стенд для усталостных испытаний | 1987 |
|
SU1608474A1 |
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ ГИБКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ЗУБЬЕВ ВОЛНОВЫХ ПЕРЕДАЧ | 1990 |
|
RU2017110C1 |
СПОСОБ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАПРЯЖЕННЫХ ИЗГИБАЕМЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2036462C1 |
Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для оценки износостойкости подвижных соединений и влияния фрет тинг-коррозии на сопротивление детали усталостному разрушению. Цель изобретения - расширение видов напряженного состояния соединений и приближение условий испытания к условиям эксплуатации шатунов. На основании стенда размещено плоскопараллельное подвижное соединение, состоящее из двух подпружиненных траверс 3,4 связанных шарнирно рейкой 5 и шатуном 9, и возбудителей 10,11 изгиб- нь:х и крутильных колебаний. При инициировании нагрузок возбудителями 10, И в шатуне возникают растягиваняцие, изгибающие напряжения и чистый сдвиг, а также фреттинг-коррозия шарнирных соединений, регулируя которые, достигают характера разрушений, подобного наблюдаемым при эксплуатации. 2 ил. с $ (Л Й1 4iib Од СП со «si
Редактор Л.Зайцева
Составитель К.Афанасьев
Техред Л.Олийнык Корректор М.Демчик
Заказ 6742/49
Тираж 847
ВИИИПИ Государственного конитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Фиг. г
Подписное
Стенд для испытания валов при фреттинг-коррозии на усталость | 1984 |
|
SU1255897A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1988-12-23—Публикация
1987-05-08—Подача