Изобретение относится к электро- . ашиностроению, в частности к крепению обмоток электрических машин.
Целью изобретения является повыение надежности электрической маины.
На фиг.1 показана лобовая часть стержневой обмотки статора (или ротора) электрической машины на фиг.2 и 3 - варианты конструкций изоляционных прокладок (в аксонометрии); на фиг.4 - пара прокладок, соединенных между собой (в аксонометрии) .
Электрическая машина (фиг.1) сос- тоит из магнитопровода (статора или ротора) 1, стержневой обмотки 2,уложенной в пазы 3, лобовая часть обмотки состоит из нижнего Д и верхнего 5 слоев, между которыми в месте первого и последнего взаимных пересечений прямых участков стержней установлены изоляционные прокладки 6,
Изоляционная прокладка (фиг.2-4) имеет основание 7 и отгибы 8 для взаимодействия с боковыми сторонами стержня нижнего слоя и отгибы 9 для взаимодействия с боковыми сторонами стержня верхнего слоя обмотки.
Две прокладки (фиг.4) основаниями 7 соединены одна с другой. В процессе работы электрической машины из-за динамических электромагнитных усилий, возникающих от пусковых токов или от бросков тока при резких изменениях нагрузки, лобовые части обмотки . В местах соприкосновения верхних и нижних стержней (сторон) лобовой части, обмотки происходит перетирание изоляции, приводящее к аварии (пробою, напряжения между обмотками). Для устранения этрго явления установлена прокладка (фиг . поз. 6; фиг. 2, 3 и 4). Прокладка устанавливается в месте первого и последнего пересечений прямого участка лобовой части (фиг. 1, поз.6) между верхними и нижними стержнями (сторонами) лобовой части обмотки в процессе укладки самой обмотки. Чтобы прокладка не сползла с обмотки в процессе установки и в процессе работы, она име ет отгибы по краям (фиг. 2, 3, поз, 8, 9), которые соприкасаются с боковыми сторонами прямого участка лобовой части обмотки. Благодаря нали
5
0
5
0
35
40
45
50
55
чию этих прокладок гарантированно обеспечивается воздушный зазор между верхним и нижним стержнями лобовых частей обмотки, и они не будут соприкасаться один- с другим при работе электрической машины, а следовательно, исключаются перетирания изоляции и пробои напряжения между обмотками.
Бели воздушного промежутка между слоями лобовых частей обмотки недостаточно, для обеспечения надежной работы электрической машины может быть применена прокладка, выполненная по фиг.4.
Согласно фиг.4 две прокладки, лежаш;ие на одном участке лобовой части, соединены между -собой полоской определенной толщины, близкой к толщине зазора между верхней и нижней сторонами прямого участка лобовой части обмотки. Воздушный зазор заполнен при применении прокладки по фиг.4 изоляционным материалом. Верхняя и нижняя части лобовой части обмоток соприкасаются с этой прокладкой, которая является дополнительным слоем изоляции между ними, препятствует перетиранию основной изоляции и, тем самым, повышает надежность электрической машины.
Таким образом, при установке прокладок (по фиг.2, 3) каждый стержень верхнего слоя лобовой части обмотки имеет две опоры через изоляционные прокладки с нижним слоем лобовой части (точки А и Б). В точках взаимного пересечения (точки В, Г, Д, Е, Л, И) этого же стержня верхнего слоя со стержнями нижнего слоя обеспечен воздушный зазор, величина которого равна толщине основания прокладки.
При установке прокладки (по фиг.4) каждый стержень верхнего слоя лобовой части обмотки имеет опоры через изоляционные прокладки с нижним слоем лобовой части во всех точках взаимного пересечения прямого участка эт ого стержня со стержнями нижнего слоя.
Изоляционные прокладки могут быть изготовлены из материала с низким коэффициентом трения, например фторопласта, методом прессования.
После установки стержней нижнего слоя обмотки устанавливаются прокладки, затем стержни верхнего слоя
31
обмотки. На фиг.З представлена наиболее простая конструкция прокладки.
При применении изоляционных прокладок несколько возрастают трудоемкость изготовления и себестоимость электрической машины, но они значительно компенсируются повышением ее надежности.
Предлагаемое решение приемлемо как для низковольтных двигателей со стержневой обмоткой статора мощностью до 160 кВт, так и для двигателей с фазным ротором, а также высоковольтных двигателей и дано в совокупности с короногасящими элементами.
6
Формула изобретения
1.Электрическая машина, содержащая магнитопровод, стержневую обмотку из жестких секций, расположенную
в его пазах, и изоляционные прокладки с отгибами, установленные в лобовых частях между верхним и нижним слоями обмотки, отличающая- с я тем, что, с целью повьш1ения надежности, изоляционные прокладки установлены в месте первого и последнего взаимного пересечения прямых участков нижнего и верхнего слоев обмотки.
2.Машина по п. 1, отличающаяся тем, что каждая пара прокладок соединена между собой вдоль прямого участка лобовой части стержня нижнего слоя обмотки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Статор многофазной высоковольтной электрической машины | 1982 |
|
SU1035730A1 |
КАТУШКА МАГНИТНОЙ СИСТЕМЫ СТАТОРА ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2006 |
|
RU2306655C1 |
Устройство для крепления лобовых частей стержневой обмотки статора электрической машины | 1981 |
|
SU1072183A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1994 |
|
RU2088025C1 |
Двухслойная стержневая обмотка статора электрической машины | 1978 |
|
SU974503A1 |
КАТУШКА МАГНИТНОЙ СИСТЕМЫ СТАТОРА ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2005 |
|
RU2296408C1 |
Способ отгиба лобовых частей катушек обмотки статора | 1988 |
|
SU1669053A1 |
БЕСПАЗОВЫЙ СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1997 |
|
RU2120172C1 |
Статор электрической машины | 1982 |
|
SU1081743A2 |
СТАТОР ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2020692C1 |
Изобретение относится к области электромашиностроения. Цель изобретения - повышение надежности электрической машины. Машина состоит из магнитопровода 1, стержневой обмотки 2. Между нижним 4 и верхним 5 слоями лобовой части обмотки в месте первого и последнего взаимного пересечения прямых участков стержней размещены изоляционные прокладки 6. Прокладка имеет основание и отгибы для взаимодействия со стержнями. Две прокладки своими основаниями соединены одна с другой. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. а SS сл ел 00 э 35 риг.1
Статор многофазной высоковольтной электрической машины | 1982 |
|
SU1035730A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ ОБМОТКИ СТАТОРА | 1972 |
|
SU428499A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1989-01-15—Публикация
1987-01-09—Подача