н
аг.1
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при создании узкопрофильных грунтовых сооружений средствами гидромеха- низ ации,
Цель изобретения - повьшшние производительности гидромеханизированных работ при обеспечении охраны водной среды от загрязнения.
На фиг.1 изображено сооружение, возводимое предлагаемым способом, план; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1 на фиг.З - сооружение, продольный разрез по дамбам обвалования вне .прудка отстойника в начале намыва карт; на фиг.4 - то же, при последзто щем намьше.
Конструкция узкопрофильного намывного сооружения включает карьер- ную .выработку 1, расположенную в головной части прудка-отстойника 2, дамбу 3 обвалования карт намыва с водосбросным устройством 4.
Для обеспечения реализации пред- ложенного способа намыва используют земснаряд 5, плавучий пульпопровод 6, с запорными вентилями 7 и навесным патрубком 8 с вантовой .-опорой 9 установленной на вспомогательном понтоне 10, вспомогательное плав- средство 11, плавучее заграждение 12 и анкер 13.
Карьерная выработка )азраба- тьшаемая земснарядом 5, используетс для добычи грунта и создания необходимой емкости для образования прудка-отстойника 2 в ее Отработанной части.
Прудок-отстойник 2 служит для осаждения мелкодисперсных частиц Герунта и одновременно является транпортной артерией для перемещения плавучего пульпопровода 6, вспомогательного понтона 10 с навесным патрубко.м 8 и плавучего заграждения 12 вдоль карт намыва. Кроме того, прудок-отстойник 2 служит дреной для намьшного узкопрофильного сооружения, ..значительно улучшая условия для проведения подготовительных работ по намьгау (возведение дамб обвалования, установка водосбросных устройств), а также условия дли консолидации складируемого грунта.
Дамба 3 обвалования обеспечивает удержание намытого грунта в теле сооружения и представляет собой передвижную опалубку, вьшолненную в
виде ;з1еревянных щитов прямоугольной формы, плотно соединяемых торцами между собой.
Водосбросное устройство 4 представляет собой отрезок трубы с задвижкой на торце, уложенной поперек дамбы 3 обвалования и с выпускным отверстием, расположенным в прудке- отстойнике 2. При этом оно служит для отвода сбросных вод с карты намыва. На каждой карте устанавливают два водосбросных устройства 4 в про- тиврположнцх ее концах на разных высотных уровнях (фиг.З и 4). При этом, дальнее от карьерной выработки водосбросное устройство 4 устанавливают на более высоком уровне, а ближнее - на более низком. Это обеспечивает равномерное отложение грунта на карте при его намыве в тело со- орзгасения и предотвращает размьш дамбы, примыкающей непосредственно к водосбросному устройству 4, а также обеспечивает создание невысоких скоростей течения потока пульпы на откосе карты намыва, что повышает степень осветления сбросных вод.
Плавучий пульпопровод 6 представляет собой отдельные трубы,° уложенные на понтоны и соединенные между собой шаровым замком (вид соединения труб).
Запорный вентиль 7 вьшолняет функции задвижки и служит для переключения выпуска пульпы с карты намыва -в хвостовую часть плавучего пульпопровода 6. Например, в случае когда земснаряд проходит глинистую линзу с отсутствием песчаных фрикций, то такую пульпу пропускают транзитом через плавучий пульпопровод 6 и выпускают не на карту намыва, а в хвостовую часть прудка-отстойника 2.
Навесной патрубок 8 с вантовой опорой 9, установленной на вспомогательном понтоне 10, представляет собой изогнутый отрезок трубы Г-образной формы, соединенный с помощью вант с опорной стойкой, находящейся на вспомогательном понтоне 10. Навесной патрубок 8 служит для подачи пульпы на карту намыва непосредственно с плавучего пульпопровода 6 через оградительную дамбу 3.
Вантовая опора 9 представляет собой вертикальн; то стойку, жестко соединенную у основания с серединой вспомогательного понтона 10. Верхняя
5-
торцовая часть опоры 9 имеет шарнирное соединение с навесном патрубком 8. Для более устойчивого положения опорная стойка соединена тросовыми растяжками (вантами) с краями вспомогательного понтона 10, с краями понтонов плавучего пульпопровода 6 и с анкерами, закрепленными в береговых откосах прудка-остойника 2.
Вспомогательный понтон 10 служит для поддержки вантовой опоры 9 и навесного патрубка 8 на поверхности прудка-отстойника 2.
Вспомогательное плавсредство 11 - буксир, обеспечивает передвижение плавучего пульпопровода 6 и плавучего заграждения 12 вдоль прудка-отстойника 2 одновременно с передвижением земснаряда 5, что позволяет вести безостановочный намьш сооружения. Вспомогательное плавсредство 11 используется также как транспорт для перемещения передвижной опалубки - деревянных щитов дамбы 3 обвалования вдоль трассы сооружения с ранее намытых карт на вновь осваиваемые участки.
Плавучее заграждение 12 представляет собой невод, выполненный в виде полотнища из высокопрочного искусственного материала, позволяющий оградить часть прудка-отстойника 2 вдоль трассы сооружения от поверхности до дна. Материал полотнища пропускает воду, но препятствует прохождению мелкодисперсных частиц взвещенного в воде грунта. Один конец такого полотнища по всей длине закреплен поплавками у поверхности прудка-отстойника 2, а другой снабжен грузилами, закрепленными также как и поплавки на- равном расстоянии друг от друга по всей длине полотнища, и лежит на дне. Назначение плавучего заграждения 12 - обеспечить использование всей площади прудка-отстойника 2 для осветления сбросных вод карт намыва, а также создать благоприятные условия для равномерного осаждения взвеси по всей длине прудка-остойника 2 и препятствовать образованию пробок из осаждаемого грунта, затрудняющих передвижение плавучего пульпопровода 6 и вспомогательного плавсредства 11.
Способ осуществляют следуннцим образом.
988826
Первоначально образуют карьерную выработку 1, в отработанной части которой устраивают прудок-отстойник
с 2 вдоль продольного профиля сооружения. Извлекаемый из карьерной выработки 1 грунт используют для уст- ройства начальных дамб 3 обвалования карт намыва. В дальнейшем при
0 разработке карьерной выработки 1 весь грунт используют для намыва сооружения, а дамбы 3 обвалования устраивают из последовательно соеди- ненньпс между собой деревянных щитов.
15 Одновременно обваловывают вдоль трассы сооружения не менее трех карт, из которых одна должна находиться под намьшом, а на двух других выполняют подготовительные работы (уста20 новка водосбросных устройств, выкорчевка пней и др.).
В начале и в конце каждой карты устраивают водосбросные устройства 4 на разных уровнях с выпусками,
25 направленными в прудок-отстойник 2.д;
Затем выполняют монтаж в прудке- отстойнике 2 плавучего пульпопровода 6 с навесным патрубком 8, установленным на вспомогательном понтоне
30 10, и соединяют его с земснарядом 5. На навесном патрубке 8 и в хвостовой части плавучего пульпопровода 6 выполняют монтаж запорных вентилей 7.
Далее в прудке-отстойнике 2 вдоль профиля сооружения устанавливают плавучее заграждение 12, разматывая его с катушки-барабана, находящейся на вспомогательном плавсредстве 11. Плавучее заграждение 12 располагают
JQ в вертикальной плоскости от поверхности до дна прудка-отстойника. Торцовый край плавучего за1раждения 12 в головной части прудка-отстойника 2 закрепляют у бровки карьерной выдс работки 1, прилегающей к карте намыва, анкерами 13. Это предотвращает попадание недостаточно осветленных сбросных вод карты намыва непосредственно в карьерную выработку 1 и обеспечивает эффективное использование
35
50
55
всей площади прудка-отстойника 2.
По окончании подготовительно-монтажных работ выполняют разработку, гидространспорт и намыв грунта в тело узкопрофильного сооружения. Намьш грунта начинают с дальней от карьерной выработки 1 карты и по мере ее заполнения грунтом переходят на намьш последующих карт, ближних к карьерной выработке 1.
Поток пульпы с карты намыва поступает через водосбросное устройство 4 в огражденную часть прудка-отстойника 2 и направляется для осветления IB его хвостовую часть, огибает сво- |бодный конец плавучего заграждения 112, а затем движется к карьерной вы- работке 1. При этом из потока пульпы на карте намыва, где скорость движения пульпы значительно выше, чем в прудке-отстойнике 2, отлагаются пес- |чаШ)1е фракции грунта, а пылеватые |и глинистые частицы взвеси осаждаются в прудке-отстойнике 2. Осветленная вода используется повторно для I разработки и гидротранспорта грунта, Поступающего из карьерной вьфаботки jl в тело узкопрофильного сооружения. Земснаряд 5 с плавучим пульпопроводом 6 и плавучим заграждением 12 по мере заполнения карт намыва грунтом безостановочно перемещают в I прудке-отстойнике 2 вдоль трассы узкопрофильного сооружения со скоростью, равной скорости разработки карьерной выработки 1. Это обеспечивает реализацию ряда факторов, определяющих повьшение производительности труда и охрану водной среды от загрязнения.
С начала намьюа карты работает лишь одно дальнее от выпуска водосбросное устройство 4, расположенное на более низком уровне (фиг.З). При перемещении выпуска вдоль трассы за середину карты, наоборот, закрьгоают дальнее водосбросное устройство и открывают водосброс в начале карты, расположенный на более высоком уровне (фиг.4).. Этим достигается равномерный намьш грунта на пляже, более эффективное его осаждение в теле сооружения и предотвращает размыв дамбы 3 обвалования на участках, примыкающих непосредственно к водосбросному устройству 4.
При разработке карьерной выработ- ки 1 для намыва узкопрофильного сооружения используют грунты различног
0 5 О
5
.
0
5
гранулометрического состава, нередко со значительным содержанием глинистых фракций. Однако, при намьше такого грунта на карты с относительно коротким пляжем (длиной до 50-60 м), на нем полностью отлагаются песчаные фракции, содержание которых даже в составе глинистых грунтов превышает 20%, что вполне достаточно для качественного намыва таких сооружений.
Форм у л а изобретения
1.Способ намыва узкопрофильного сооружения, вьшолненного из грунтового материала, включающий подачу пульпы на обвалованную с двух сторон карту намыва с водосбросными устройствами и с прудом-отстойником, перемещаемым вдоль трассы намыва, отличающийся тем, что, с целью повышения производительности гидромеханизированных работ при обеспечении охраны водной среды от загрязнения, устраивают прудок-отстойник с внешней сторо;ны дамбы обвалования вдоль продольного профиля сооружения с карьерной выработкой в головной части прудка-отстойника,
в котором устанавливают плавучее заграждение и производят вьшуск сбросных вод с карты намыва в огражденную част прудка-отстойника, прилегающего к внешнему откосу сооружения, а карьерную вьфаботку перемещают вдоль профиля сооружения со скоростью, равной скорости продвижения карты намьгеа.
2.Способ поп.1,отлича- ю щ и и с я тем, что водосбросные устройства устанавливают в противоположных концах карты намьша на разных уровнях, при этом намыв карты начинают при работающем дальнем от выпуска водосбросном устройстве, установленном на нижнем уровне, а при перемещении выпуска вдоль трассы намыва на середину карты, закрывают дальнее водосбросное устройство и открывают водосбросное устройство в начале карты намыва, расположенное на более высоком уровне.,
П
3 .J.{ fe. . ..
S
Фаз.Ч
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ НАМЫВНОГО СООРУЖЕНИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО УЗКОПРОФИЛЬНОГО | 2004 |
|
RU2276704C1 |
Способ намыва гидротехнического сооружения | 1989 |
|
SU1671763A1 |
СПОСОБ НАМЫВА ОДНОРОДНЫХ ОСНОВАНИЙ ИЗ НЕОДНОРОДНЫХ КАРЬЕРНЫХ ГРУНТОВ | 1991 |
|
RU2010086C1 |
Способ намыва напорного сооружения из местных материалов | 1986 |
|
SU1428789A1 |
Способ намыва грунтового сооружения | 1988 |
|
SU1585445A1 |
Способ подготовки промысловой площадки для лова рыбы и промысловая площадка для лова рыбы | 1989 |
|
SU1743525A1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ПОДВОДНОГО ЯРУСА НАМЫВНОГО СООРУЖЕНИЯ | 1993 |
|
RU2016163C1 |
НАМЫВНОЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ | 1991 |
|
RU2039151C1 |
Способ намыва искусственного песчаного пляжа из связных материалов | 1986 |
|
SU1393867A1 |
Способ разработки мелкодисперсных грунтов | 1978 |
|
SU705074A1 |
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при создании узкопрофильных грунтовых сооружений средствами гидромеханизации. Цель изобретения - повышение производительности гидромеханизированных работ и обеспечение охраны водной среды от загрязнения. Для этого устраивают прудок-отстойник 2 с внешней стороны дамбы обвалования вдоль продольного профиля сооружения с карьерной выработкой в головной части прудка-отстойника 2. Устанавливают в прудок-отстойник 2 плавучее заграждение 12 и выпускают сбросные воды с карты намыва в огражденную часть прудка-отстойника, прилегающего к внешнему откосу сооружения, а карьерную выработку перемещают вдоль профиля сооружения со скоростью, равной скорости продвижения карты намыва. Кроме того, водосбросные устройства устанавливают в противоположных концах карты намыва на разных уровнях. Намыв карты начинают при работающем дальнем от выпуска водосбросном устройстве, установленном на нижнем уровне. При перемещении выпуска вдоль трассы за середину карты намыва закрывают дальнее водосбросное устройство 4 и открывают водосбросное устройство в начале карты намыва, расположенное на более высоком уровне. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.
Редактор И.Дербак
Составитель С.Лобарев
Техред Л.Сердюкова Корректор С.Черни
Заказ 4526/24
Тираж 589
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г.Ужгород, ул. Гагарина,101
Подписное
Биткин Г.В., Горин М.А., Вавилов Н.Г | |||
Гидромеханизация на транспортном строительстве | |||
- М.: Транспорт, 1970, с.132 и t33 | |||
0 |
|
SU160108A1 | |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1989-08-07—Публикация
1987-12-16—Подача