сд
о
4i
О 00
tc
KJ
Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам управления гайковертом, и может быть использовано в любой отрасли промьииленности фи механизации процесса затяжки резьбовых соединений.
Цель изобретения - повын ение эффективности за счет регулирования скорости возрастания величины крутящего момента. На чертеже представлена функциональная схема системы управления гайковертом. Система управления гайковертом содержит электродвигатель 1, электромагнитную порошковую муфту 2 с катушкой 3 возбуждения, датчик 4 крутящего момента, размещенный на шпинделе 5 гайковерта, узел 6 контроля крутящего момента, связанный с датчиком 4 крутящего момента и содержащий блок 7 питания, первый 8, второй 9 и третий 10 компараторы, первый 11 и второй 12 триггеры, логический элемент И 13, генератор 14 пилообразного напряжения, усилитель 15, первый и второй развязываю- П1ие элементы (например диоды) 1Н и 17 и транзисторный ключ 18, эмиттером подключенный к одному из выводов блока 7 нипа- ния, ii коллектором - к аноду второго развязывающего элемента 17.
Первые входы компараторов 8-10 подключены к выходу датчика 4 крутяп1его момента. Выход первого компаратора 8 подключен к установочному входу первого григгера 11. Выход второго компаратора 9 подключен к установочному входу второго триггера, выходом подключенного к первому входу элемента И 13, связанного втсфым входом с инверсным выходом первого триггера, а выходом - с входом генератора 14 гщлообразного напряжения, выхо- дом соединенного с вторым входом третьего компаратора 10, подключенного выходом к входу усилителя 15, соединенного выходом с анодом нервого развязывающего элемента 16, нодключенного катодом к катоду второго развязывающего элемента 17 и одному выводу катушки 3 возбуждения электромагнитной муфты 2. Катушка 3 возбуждения электромагнитной муфты 2 вторым выводом подключена к второму выводу блока 7 питания.
Система управления гайковертом работает следующим образом.
Рабочую головку н)пинделя 5 устанавливают на гайку резьбового соединения (не показана). Включают электродвнгатель 1 и узел 6 контроля, предварительно установленный в исходное состояние (не показано).
После включения узла 6 контроля второй триггер 12 находится в нулевом состоянии, на его инверсном выходеианря- жение «1. Транзисторный ключ 18 открыт и через второй развязывающий элемент 17 катушка 3 возбуждения электромагнитной муфты 2 нодключается к блоку 7 питания.
5
0 5
О 5 5
0
5
0
Муфта 2 включается и передает вращение двигателя 1 на рабочую головку щпин- деля 5. При этом происходит свободное навинчивание гайки.
После соприкосновения торца гайки с опорной поверхностью детали собираемого узла начинается затяжка резьбового соединения. При этом начинает возрастать крутящий момент на шпинделе 5 гайковерта, а следовательно, начинает возрастать напряжение, снимаемое с датчика 4 момента.
При достижении моментом величины первоначальной затяжки l, которая выбирается в пределах 0,6-0,75 величины окончательной затяжки Мн, срабатывает второй компаратор 9. Па его выходе появляется напряжение «I. Второй триггер 12 устанавливается в единичное состояние, на его инверсном выходе напряжение «1 пропадает. Транзисторный ключ 18 закрывается и отключает блок 7 питания от катушки 3 возбуждения электромагнитной порошковой муфты 2. Муфта 2 отключается. Первона- чаль} ая затяжка заканчивается.
При срабатывании второго триггера 12 начинает выполняться условие совпадения для элемента И 13. На его выходе появляется напряжение «Ь, что приводит к запуску генератора 14 пилообразного напряжения. Па его выходе появляется плавно возрастаю- niee напряжение, которое поступает на второй вход третьего компаратора 10, на первый вход которого поступает напряжение с выхода датчика 4 крутящего момента.
При этом на выходе компаратора 10 гклшляется напряжение «1, которое через усилитель 15 управляет током, протекающим через развязываюпшй элемент 16 и ка- тун1ку 3 возбуждения электромагьп1тной муфты 2 таким образом, что крутящий момент на шпинделе 5 во.зрастает согласно возрастанию напряжения на выходе генератора 14 пилообразного напряжения, и начинается плавная дотяжка резьбового соединения.
При достижении кругяпхим моменто.м требуемой величины ЛАн срабатывает первый компаратор В. Па его выходе появляется напряжение «1. Триггер 11 срабатывает. Условие совпадения для элемента И 13 нерестает выполняться, чем осуществляется сброс пнлообразнс)Ч) напряжения генератора 14. Ток через катушку 3 возбуждения П Н кращается. Затяжка заканчивается.
Отключают электродвигатель 1 и гайковерт снимают с затянутой гайки. Так как скорость возрастания крутящего момента при дотяжке определяется только скоростью возрастания напряжения на выходе генератора 14 пилообразного напряжения и не зависит от параметров электромагнитной муфты 2, электродвигателя 1 и параметров резьбового соединения, то повышается точность контроля крутящего момента затяжки.
Регулировкой скорости возрастания пилообразного напряжения регулируют скорость
1504082
56
возрастания крутящего момента при оконча-что, с целью повышения эффективности, тельной затяжке для получения минимальнойона снабжена усилителем и третьим ком- погрешности контроля крутящего моментапаратором, подключенным первым входом к затяжки, что позволяет повысить эффек-выходу датчика крутящего момента, вто- тивность системы управления гайковертом.рым - к выходу генератора пилообраз- Формула изобретения ного напряжения, а выходом - к входу Система управления гайковертом поусилителя, связанного выходом с анодом авт. св. № 1271733, отличающаяся тем,первого развязывающего элемента.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система управления гайковертом | 1985 |
|
SU1271733A1 |
Устройство для управления катушками возбуждения электромагнитных муфт многошпиндельного гайковерта | 1984 |
|
SU1260918A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТЯЖКОЙ РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПНЕВМАТИЧЕСКОГО ГАЙКОВЕРТА | 2014 |
|
RU2558744C1 |
Система управления электрическим гайковертом | 1987 |
|
SU1482783A1 |
Система управления гайковертом | 1986 |
|
SU1308985A1 |
Устройство контроля крутящего момента гайковерта | 1984 |
|
SU1234813A1 |
Многошпиндельный гайковерт | 1987 |
|
SU1438955A1 |
Многошпиндельный гайковерт | 1983 |
|
SU1124249A1 |
Многошпиндельный гайковерт | 1986 |
|
SU1426770A1 |
Многошпиндельный гайковерт | 1987 |
|
SU1608617A1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам управления гайковертом. Целью изобретения является повышение эффективности за счет регулирования скорости возрастания величины крутящего момента. После включения узла 6 контроля второй триггер 12 находится в нулевом состоянии, на его инверсном выходе напряжение логической единицы, транзисторный ключ 18 открыт и через второй развязывающий элемент 17 катушка 3 возбуждения электромагнитной муфты 2 подключается к блоку 7 питания, муфта 2 включается и передает вращение двигателя 1 на рабочую головку шпинделя 5. Происходит свободное навинчивание гайки резьбового соединения. Дотяжка резьбового соединения происходит при достижении требуемой величины крутящего момента. При этом срабатывает первый компаратор 8 и на его выходе появляется напряжение логической единицы, триггер 11 срабатывает, условие совпадения для элемента И 13 перестает выполняться, чем осуществляется сброс пилообразного напряжения генератора 14, ток через катушку 3 прекращается, затяжка заканчивается. 1 ил.
Система управления гайковертом | 1985 |
|
SU1271733A1 |
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта | 1923 |
|
SU25A1 |
Авторы
Даты
1989-08-30—Публикация
1988-01-12—Подача