РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С КРИОГЕННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ Советский патент 1994 года по МПК H02K9/197 H02K55/02 

Описание патента на изобретение SU1517692A1

Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к ротору этих машин, преимущественно к ротору синхронного генератора, имеющему сверхпроводниковую или гиперпровониковую обмотку возбуждения.

Целью изобретения является повышение надежности ротора за счет уменьшения его виброактивности.

На фиг. 1 изображен ротор криогенной электрической машины, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1 (внешний кожух с добавочной обмоткой ротора, поперечный разрез); на фиг. 3 - электрическая схема соединения сверхпроводниковой обмотки возбуждения с добавочной обмоткой и контактными кольцами ротора.

Ротор содержит сверхпроводниковую обмотку возбуждения 1, размещенную в низкотемпературной емкости 2, тепловые подвески 3, радиационный экран 4, охватывающий низкотемпературную емкость с сверхпроводниковой обмоткой, внешний кожух 5 с продольными пазами 6, добавочную обмотку 7 с изоляцией 8, клинья 9, токовводы 10 и 11, заключенные в трубки 12 и 13, токоведущие соединительные шины 14 и 15, контактные кольца 16, защитные щиты 17 и 18 и цапфы 19 и 20.

Внешний кожух и цапфы соединены между собой вакуумно-плотным швом, образуют вакуумную полость ротора.

Трубки токовводов соединены с низкотемпературной емкостью и цапфой вакуумно-плотным швом, например сваркой.

Токоведущие соединительные шины скреплены с дополнительной обмоткой контактными кольцами и токовводами любым известным способом с надежным электрическим контактом, например пайкой.

Радиационный экран соединен с тепловыми подвесками с надежным тепловым контактом, например пайкой.

Защитные щиты поджимают торцовые части дополнительной обмотки и предохраняют ее от механических воздействий.

На наружной поверхности внешнего кожуха выполнены равномерно по окружности продольные пазы, в которые закладываются добавочная обмотка, например из меди, изолированная от кожуха.

Если конструкция электрической машины предусматривает работу ротора в среде криогенных жидкостей, то добавочная обмотка может быть выполнена из сверхпроводникового или гиперпроводникового материала.

Обмотка от инерционных сил удерживается клиньями. На фиг. 3 в пазах показан один виток добавочной обмотки. Добавочная обмотка соединена последовательно с обмоткой возбуждения. Свободные концы выведены на контактные кольца.

На фиг. 3 показана электрическая схема ротора с обмоткой возбуждения, состоящей из двух катушек, и добавочной обмотки, состоящей из двух катушек (в случае взаимного диаметрального расположения их в пазах кожуха), образованных четырьмя секциями.

Последовательное включение секций добавочной обмотки с обмоткой возбуждения обеспечивает коррекцию распределения магнитного потока обмотки возбуждения в рабочей зоне за счет подключения необходимого количества витков добавочной обмотки.

В зависимости от степени несимметрии магнитного потока расположение указанных секций обмотки на внешнем кожухе может быть как одностороннее, так и диаметрально противоположное. В последнем случае реакция добавочной обмотки определяется суммарным действием всех витков.

Корректировка магнитного поля ротора проводится после его сборки. При этом снимается характеристика распределения в рабочей зоне, а затем рассчитывается (или экспериментально определяется) необходимое количество витков и геометрическое положение дополнительной обмотки.

Для достижения необходимой точности при корректировке магнитного поля в рабочем зазоре конструкция ротора позволяет установку необходимого количества секций добавочной обмотки.

После окончательной корректировки магнитного поля соединение электрической схемы производится с надежным электромеханическим контактом, например пайкой.

Окончательная механическая балансировка ротора проводится после монтажа электрической схемы. При этом для размещения недостающей массы имеется возможность использовать пазы внешнего кожуха.

Предлагаемое техническое решение обеспечивает повышение виброустойчивости и соответственно надежности ротора за счет выравнивания амплитуды и формы магнитного поля в рабочем зазоре.

Известно, что возможная величина несимметрии магнитного потока в зазоре под полюсами ротора, обусловленная погрешностями при их изготовлении, составляет 0,5-1,5% . Нижний предел характерен для крупных турбогенераторов, верхний - для машин средней и малой мощности.

Для выравнивания магнитного поля необходимо включение 0,1-0,5% количества витков обмотки возбуждения (за счет более близкого расположения дополнительной обмотки к поверхности ферромагнитного сердечника).

Таким образом, в реальной конструкции криогенератора количество витков дополнительной обмотки при рабочем токе возбуждения, например, 1000 А (МДС-типичного сверхпроводникового турбогенератора не превышает 106А витков) не должно превышать пяти.

Если допустимая плотность тока в дополнительной обмотке 5 А/мм2 для типичных параметров турбогенератора мощностью 300 МВт, то потери в дополнительной обмотке составят не более 4 кВт, которые можно отвести с помощью конвективного теплосъема с внешнего кожуха ротора и пренебрежимо малы по сравнению с другими видами потерь в криомашине.

Использование изобретения позволяет исключить несимметрию магнитных потоков возбуждения и за счет этого снизить уровень вибраций машин, что обеспечивает их более высокую надежность.

(56) Патент США N 4176292, кл. H 02 K 9/00, 1979.

Авторское свидетельство СССР N 369659, кл. H 02 K 3/20, 1971.

Похожие патенты SU1517692A1

название год авторы номер документа
РОТОР КРИОГЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1984
  • Трусов Н.Б.
  • Душков Н.С.
  • Коварский М.Е.
SU1208994A1
СВЕРХПРОВОДНИКОВАЯ ТРАНСМИССИЯ 2015
  • Калитка Владислав Сергеевич
  • Самойленков Сергей Владимирович
RU2603972C1
Синхронный сверхпроводниковый ветрогенератор 2021
  • Антипов Виктор Николаевич
  • Грозов Андрей Дмитриевич
  • Иванова Анна Владимировна
RU2761864C1
Ротор криогенного турьогенератора 1975
  • Эрих Вегхаупт
SU587889A3
СИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА СО СВЕРХПРОВОДНИКОВЫМИ ОБМОТКАМИ 1990
  • Болюх Владимир Федорович[Ua]
  • Данько Владимир Григорьевич[Ua]
  • Кожемякин Сергей Михайлович[Ua]
  • Станкевич Анатолий Иванович[Ua]
RU2086067C1
РОТОР КРИОГЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1980
  • Веселовский А.С.
  • Душков Н.С.
  • Лебедева Е.В.
  • Плещунов Н.Н.
  • Самойлов С.Ф.
SU898936A1
Сверхпроводниковая индукторная электрическая машина с комбинированным возбуждением 2018
  • Ковалев Константин Львович
  • Ильясов Роман Ильдусович
  • Дежин Дмитрий Сергеевич
  • Егошкина Людмила Александровна
  • Ларионов Анатолий Евгеньевич
RU2696090C2
СИНХРОННАЯ РЕАКТИВНАЯ МАШИНА 1998
  • Ковалев Л.К.
  • Илюшин К.В.
  • Полтавец В.Н.
  • Семенихин В.С.
  • Пенкин В.Т.
  • Ковалев К.Л.
  • Егошкина Л.А.
  • Ларионов А.Е.
  • Конеев С.М.-А.
RU2129329C1
Устройство для контроля витковых замыканий в обмотке ротора электрической машины 1980
  • Кузьмин Виктор Владимирович
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Лицов Владимир Иванович
  • Шофул Анатолий Кириллович
SU951571A1
СВЕРХПРОВОДНИКОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1992
  • Егошкина Л.А.
  • Илюшин К.В.
  • Ковалев Л.К.
  • Пенкин В.Т.
  • Семенихин В.С.
RU2023341C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 517 692 A1

Реферат патента 1994 года РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С КРИОГЕННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности ротора за счет уменьшения его виброактивности. Ротор электрической машины содержит сверхпроводниковую обмотку возбуждения 1, размещенную в низкотемпературной екмости 2, внешний кожух 5 с продольными пазами, добавочную обмотку 7 с изоляцией, токовводы 10 и 11 к сверхпроводниковой обмотке и токоведущие соединительные шины 14 и 15 к добавочной обмотке. Ассиметричное распределение добавочной обмотки по полюсам и последовательное соединение ее со сверхпроводниковой обмоткой возбуждения обеспечит выравнивание магнитного поля под разноименными полюсами, что исключит несимметрию магнитных потоков возбуждения, снизит уровень вибрации ротора и повысит его эксплуатационную надежность. 3 ил.

Формула изобретения SU 1 517 692 A1

РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С КРИОГЕННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ, содержащий обмотку возбуждения преимущественно катушечного типа, размещенную в низкотемпературной емкости, и добавочную секционную обмотку, размещенную в пазах внешнего кожуха, находящегося при температуре окружающей ротор среды, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности за счет уменьшения виброактивности ротора, добавочная обмотка асимметрично распределена по полюсам, а обмотка возбуждения последовательно соединена по крайней мере с одной секцией добавочной обмотки.

SU 1 517 692 A1

Авторы

Барбашев Э.В.

Душков Н.С.

Коварский М.Е.

Матвейчук П.А.

Трусов Н.Б.

Цырлин А.Л.

Даты

1994-04-30Публикация

1987-12-29Подача