Изобретение относится к учебно- наглядным пособиям по механике и может быть использовано для проведения лабораторных работ и демонстрации основных теорем статики плоской системы сил.
Цель изобретения - повышение наглядности решения задач по определению главного вектора и главного мо- мента сил, приведенных к заданному центру.
На фиг.1 изображена схема прибора на фиг,2 - узел соедошения; на фиг.З прибор п аксонометрии с нагружающими груза иг.
Учебный прибор содержит модель твердого тела, Бьтолненную в виде дика I, Диск посредством стальных шариков 2, собранных в сепараторе 3, опирается на плиту 4 с закрепленным на ней огратгичител-ьным кольцом 5. Такая установка диска позволяет ему свбодно поворачиваться относительно . нертикалыюй оси и смецаться в гори- зонтальной плоскости в любом нлправ- леН1П1 на Bejnnniiiy зазора между диско и ограничительным кольцом, С помощью CTonopicbrx винтов б резьбовых втулок 7, закрепленных па плите 4, дис может быть зафиксирова г по отношению к плите в одном из четырех положеичй (при совпадении меток на ; ; раничительном кольце), В кажг.ог из этих положетшй предусмотренные о диске отверстия для фиксации располагаются соосно с резьбовыии втулками, обеспечивая тем самым возможность установки стопорных винтов 6,
В состав прибора входит комплект блоков 8, литей 9, грузов 10 и штифтов 11, посредством которых к диску прикладывается заданная система сил, С этой целью в соответствующие отвер стия, выполненные; в диске для выбора точек приложения cmi, вставляются штифты I1 с закрепленными к ним нитями 9, Каждая нить перебрасывается через отдельньш блок 8, стой- ка которого устанавливается в одно из отверстий, расположенных по периметру плиты 4, обеспечивая заданное направление силы. Величина силы определяется грузом 10, закрепленнь М к второму концу нити 9, В случае, когда линия действия силы проходит между отверстиям в плите (например, расчетное направление главного
Q
5
Q 5 Q
0
5 Q
5
вектора), используется специальный блок с коленчатой стойкой 12,
Нагружение диска I осуществляется в соответствии с бланк-заданием 13, представляющим собой круг из плотного листа бумаги диаметром, равным диаметру диска и выполненш 1ми в нем отверстиями, точно совпадающими с отверстиями в диске,
С целью предотвращения проскальзывания диска 1 относительно шариков 2 при сборке прибора сепаратор 3 центрируется тремя штифтами 14, рагположенными в тела ограничительного кольца под углом 120°,
Перед началом раиоты плита 4 ири- 6oiia устанавливается в горизонтальной плоскости по уровню поворотом опорных стоек 15,
Работа с прибором осуществлйерся в следующем порядке.
Изучающем статику выдается бланк- задание, на котором изображена, к при- Mejiy, система сил,, произвольно расположенных п плоскости, указан центр приведения - точка О и ставится задача о вычислении главного вектора и лавного моме: та исходной системы сил, приведегиых к задапному центру.
Вначале поставленная задача решается непосредственно на бланк-за- даш1и, где графически определяются искомы з результаты; направления действия и величины глапного вектора Рд к главного момента М.
Затем производится экспериментальная: проверка полученных результатов С этой целью бланк-задание 13 накладывается на диск I так, чтобы совпали все их отверстия, диск повора- чисается в определенное положение и фиксируется стопорными винтами 6, Посредством нитей 9, грузов 10, блоков 8 и штифтов 11 к диску прикладывается исходная система сил в соответст- ВИИ с бланк-заданием. После этого, пользуясь блоками с коленчатыми стойками 12, теми же нитями, грузами и штифтами, к диску в центре приведения прикладывается сила R, равная по модулю найденному значению главного вектора к, но направленная в противоположную сторону, и пара сил с моментом Кр, равным вычисленному главному моменту MO, но противоположным ему по знакуо Б результате к диску будет приложена уравновегменная система сил, а это значит, что если после
извлечения стопорных винтов 6 диск ос таетсп иеподшшным, то поставленная задача решена верно. Если же при вы- численин главного вектора или главного момента допущена ошибка, то диск сместится в сторону или повернется и тогда специальными датчиками будет определена величина ошибки Аналогично решаются и другие перечисленные задачи.
Формула изобретения
Учебньй прибор по механике, содержащий модель тела, выполненную в виде пластины, установленной на основании с возможностью вращательного и поступательного перемещения, и средство для приложения системы произволь
стоящее из нескольких грузов, присоединяемых в заданных точках к пластине через блоки, отличаю- щ и и с я тем, что, с целью повышения наглядности решения задач по определению главного вектора и главного момента сил, приведенных к заданному центру, он имеет горизонтально расположенное на основании кольцо, установленный в нем с зазором шарикоподшипник и стопорные винты для фиксации пластины на основании в заданном положении, при этом пластина вы- пол}1ена в виде диска, расположенного на подшипнике и имеет отверстия для закрепления на нем посредством фиксаторов бланка-задания, а один из блоков установлен на основании посредст
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Учебный прибор по строительной механике | 1990 |
|
SU1756928A1 |
Учебный прибор по механике | 1983 |
|
SU1119061A1 |
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНОВ ФИЗИКИ | 2006 |
|
RU2314571C2 |
Учебный прибор по физике В.А.Чернышева | 1985 |
|
SU1273976A1 |
Учебное наглядное пособие по механике | 1949 |
|
SU82839A1 |
Учебное пособие по механике | 1934 |
|
SU41751A1 |
Учебный прибор по физике | 1985 |
|
SU1300538A1 |
Учебно-демонстрационный прибор по строительной механике | 1986 |
|
SU1365110A1 |
Устройство для демонстрации колебательных процессов | 1989 |
|
SU1707613A1 |
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО СОПРОТИВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ | 1992 |
|
RU2047220C1 |
Изобретение относится к учебным пособиям. Прибор может использоваться в учебном процессе для проведения лабораторных работ и демонстрации основных теорем плоской статики. Цель изобретения - повышение наглядности решения задач по определению главного вектора и главного момента сил, приведенных к заданному центру. Прибор содержит модель горизонтально расположенного твердого тела, опирающегося на стальные шарики 2, собранные в сепаратор 3. Это позволяет телу свободно поворачиваться и смещаться относительно плиты 4. Посредством нитей 9, блоков 8, штифтов 11 и грузов 10 к телу прикладывается исходная система сил, произвольно расположенных в плоскости. Нагружение тела силами, в процессе которого оно фиксируется стопорными винтами относительно плиты, осуществляется в соответствии с наложенным на тело бланк-заданием, на котором графически уже определены главный вектор и главный момент заданной системы сил. С целью экспериментальной проверки результатов графического решения к телу прикладывается уравновешивающие сила и пара сил, равные по модулю найденным значениям соответственно главного момента и главного вектора, снимается фиксация тела и регистрируется его смещение, свидетельствующее о правильности решения задачи. 3 ил.
но расположенных в плоскости сил, со-20 вом коленчатой стойки.
3
Фиг. г
Учебный прибор по механике | 1983 |
|
SU1119061A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Авторы
Даты
1989-11-23—Публикация
1988-02-23—Подача