Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке Советский патент 1990 года по МПК A63J17/00 

Описание патента на изобретение SU1540844A1

Изобретение относится к светомузыке, а именно к устройствам для создания световых эффектов с музыкальным сопровождением на цветной электронно-лучевой трубке, и может быть использовано в телевидении, медицине, в инженерной психологии, в качестве товара народного потребления как приставка к цветному телевизионному приемнику.

Целью изобретения является повышение зрелищности светомузыкальной композиции.

На фиг. 1 изображена структурная схема электронного синтезатора светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке; на фиг. 2 - принципиальная схема (к-|-1) - (к+1+m) аналоговых ключей; на фиг. 3 - принципиальная схема распределителя импульсов и триггера; на фиг. 4 - принципиальная схема генератора переменной частоты; на фиг 5- принципиальная схема линии задержки; на фиг. 6 - принципиальная схема сумматора; на фиг. 7 - принципиальная схема компаратора; на фиг. 8 - принципиальная схема 1-к аналоговых ключей; на фиг. 9 - принципиальная схема регулятора яркости и цветности; на фиг. 10 - принципиальная схема блока коммутации изображения; на фиг. 11 - принципиальная схема генератора шума; на фиг. 12 схема блока формирования специальных эффектов; на фиг. 13 схема блока цветности; на фиг. 14 и 15 - векторные диаграммы, поясняющие работу синтезатосд

4

О

оо

Јь 4

pa; на фиг. 16 - представлено растровое поле телевизионного экрана.

является соответственно вторым и третьим управляющим входом генератора 6-1 - 6-п форм, последовательно соединенные триггер 22, генератор 23 переменной частоты, распределитель 24 импульсов, второй вход которого соединен с вторым выходом триггера 22, первый выход - с вторым входом триггера 22, а каждый из m выходов каждого распределителя 24 импульсов подключен к второму входу соответствующеЭлектронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электроннолучевой трубке содержит источник 1 звука, синхрогенератор 2, первый и второй выходы которого подключены соответственно к первому и второму управляющим входам цветной электронно-лучевой трубки 3, а входы модуляторов 4 цветной электронно- 10 го из группы с (к-|-1)-го по (к+1+т)-й лучевой трубки 3 соединены с соответст- аналоговых ключей 19-(к-|-1) -19-(к+ вующими выходами блока 5 коммутации +1+т), выходы которого подключены к изображения, п генераторов 6-1-6-п второму входу сглаживающего фильтра 20, форм, каждый из которых содержит два первый вход каждого из которых подклю- генератора 7-1 и 7-2 функциональных 15 чен к ВТОРОМУ входу генератора 23 пе- ... -ременной частоты, соответствующего генератора 7-1-7-2 функциональных напряжений, причем выход компаратора 9 в каждом генераторе 6-1-6-п форм соединен с первым входом каждого из к аналоисточника 10 опорного напряжения, гене- 20 говых ключей 19-1 -19-к, выходы каж- ратор 11 шума, блок 12 цветности, блок дого из которых подключены к соответствующему входу коммутатора 18 генератора 6-1-б-п форм, вторые входы каждого из j (где ,2, ..., к) аналого..„jг .„ ., ,„ г- . .„ ,вых ключей 19-1 -19-к соединены с вы16-п яркости и цветности, автоматичес-ходом сумматора 8, а вторые входы кажкий регулятор 17 уровня, вход которого дого из (к-j) аналоговых ключей 19-1 -

19-к подключены к выходу генератора 11 шума и являются четвертым управляющим входом генератора 6-1-6-п форм,

рых соединены с выходом автоматического зо пРичем входы каждого 1-го генератора регулятора 17 уровня и с входом пер- 7-1-7-2 функциональных напряжений соевого анализатора 14-1 звуковых сигналов, динены с выходами соответствующего комму- с второго по (2п-)-й коммутаторы 15- татора 15-1 - 15-п, выход каждого гене- 2-15-2п, входы каждого из которых ратора 6-1-6-п форм соединен с пер- соединены с выходом соответствующего вым входом соответствующего регулятора анализатора 14-2-14-п звуковых сигна- 35 - - -п яркости и цветности, первый, лов, причем в каждый из п генерато- второй и третий управляющие входы ров 6-1-6-п форм введен коммутатор . каждого F-ro генераторов форм подключены к первому, второму, третьему выходам -й группы выходов блока 13 формирования специальных эффектов, при этом четвертый выход каждой из п групп которого соединен с вторым входом соответствующего регулятора 16-1, ..., 16-п яркости и цветности, выход каждого регулятора 16-1, ..., 16-п яркости и цвет- генератора 6-1-6-п, соединенные с соот- 45 ности подключен к соответствующему входу ветствующими входами соответствующего ге- блока 5 коммутации изображения, вторая

группа входов которого соединена с выходами блока 12 цветности, вход которого подключен к входу генератора 11 шума и входу источника 1 звука. Кроме того, обознапряжении, входы каждого из последних являются входами синхронизации генератора форм, а выходы подключены через сумматор 8 к первому входу компаратора 9, второй вход которого подключен к выходу

13 формирования специальных эффектов, последовательно соединенные первый анализатор 14-1 звуковых сигналов и первый коммутатор 15-1, п регуляторов 16-1 -

соединен с выходом источника 1 звука, с второго по {2п-1)-й анализаторы 14-2- -14-2п звуковых сигналов, входы кото18 генератора форм, выход которого является выходом генератора 6-1-6-п, с первого по к-и аналоговые ключи 19-1 -19-к, а в каждый из генераторов 7-1 и 7-2 функциональных напряжений введен с (к + 1)-го по (к-)-1 + т)-й аналоговые ключи 19-(к+1) - 19-(к-(-1-(-т), первые входы которых являются входами

40

нератора 6-1-6-п форм, сглаживающий фильтр 20, первые входы сглаживающих фильтров 20 каждого генератора 6-1- 6-п форм соединены и являются первыми

управляющими входами генераторов 6-1- 50 начены полосовые фильтры, 25-1-25-m

6-п форм, линия 21 задержки, первые входы последней первого 7-1 и второго 7-2 генераторов функциональных напряжений каждого генератора 6-1-6- п форм являются соответственно первым и вторыми входами синхронизации генерато- 55 вого сигнала, ров 6-1-6-п форм, а второй вход линии 21 задержки в каждом канале 7-1-Синтезатор работает следующим обра- 7-2 каждого генератора 6 - 1-6-п форм зом.

входы которых являются входами анализаторов 14-1 -14-п звукового сигнала, детекторы 26-1- 26-m и интеграторы 27-1 - 27-m выходы которых являются выходами анализаторов 14-1 -14-п звукоявляется соответственно вторым и третьим управляющим входом генератора 6-1 - 6-п форм, последовательно соединенные триггер 22, генератор 23 переменной частоты, распределитель 24 импульсов, второй вход которого соединен с вторым выходом триггера 22, первый выход - с вторым входом триггера 22, а каждый из m выходов каждого распределителя 24 импульсов подключен к второму входу соответствующе го из группы с (к-|-1)-го по (к+1+т)-й аналоговых ключей 19-(к-|-1) -19-(к+ +1+т), выходы которого подключены к второму входу сглаживающего фильтра 20, первый вход каждого из которых подклю- чен к ВТОРОМУ входу генератора 23 пе- ременной частоты, соответствующего генератора 7-1-7-2 функциональных напряжений, причем выход компаратора 9 в каждом генераторе 6-1-6-п форм соединен с первым входом каждого из к аналового сигнала, Синтезатор работает следующим обра- зом.

входы которых являются входами анализаторов 14-1 -14-п звукового сигнала, детекторы 26-1- 26-m и интеграторы 27-1 - 27-m выходы которых являются выходами анализаторов 14-1 -14-п звукоСигнал с выхода источника 1 звука, пронормированный автоматическим регулятором 17 уровня, поступает на вход анализатора 14-1 -14-п звуковых сигналов.

дах ключей 19- (к+1) -19- (к+1+m). От

изменения напряжений Ui U,, зависит

и форма выходного сигнала, сглаживающего фильтра 20 низкой частоты (при этом

Аналоговый сигнал с выхода анализатора 5 соответственно изменяется и вид фигуры, сформированной на экране), т. е. для получения на экране электронно-лучевой трубки 3 фигуры без резких изломов ступенчатое напряжение Ua сглаживается сглаживающим фильтром 20 низкой частоты, и на его

14-1 -14-п через коммутатор 15-1 - 15-п поступает на вход ключа 19-(к+1) - 19-(к+1+m), который откроется при поступлении на его управляющий вход импульса с распределителя 24 импульсов.

Последний работает при подаче на его 0 выходе получается окончательно сформиро- вход сигнала, сформированного линией 21ванное аналоговое функциональное напрязадержки, триггером 22, генератором 23 переменной частоты. На вход линии 21 задержки каналов генератора б-1-6-п

ная на экране 3 фигура меняет свою формулу достаточно плавно.

На первый вход сумматора 8 каждого

жение . Период изменения аналоговых напряжений с выхода коммутатора 15-1 - 15-п должен быть много больше периоформ поступают синхроимпульсы (фиг. 5) да выборки, определенного синхроимпульса- с синхрогенератора 2, необходимые для жест-ми, и должен составлять не менее нес- кой синхронизации работы всей схемы,кольких секунд. При этом синтезирован- формирования устойчивого динамического изображения, точного определения начала отсчета системы координат, связанной с телевизионным экраном. Линия 21 задержки 20канала поступает таким образом оконча- на выходе вырабатывает импульс U2, за-тельно сформированное аналоговое функ- держанный относительно входного на времяциональное напряжение с выхода сглажи- тз, причем тз можно менять в широкихвающего фильтра 20 низкой частоты ка- пределах.нала строчной частоты, на второй вход На телевизионном экране изменение тз 25сУммат°Ра 8 поступает окончательно сфор- проявляется в соответствующем перемеще-мированное аналоговое функциональное на- нии сформированного изображения относи-пряжения иф с выхода сглаживающего тельно координат телевизионного растра.фильтра 20 низкой частоты канала кад- Задержанный импульс, воздействуя черезровой частоты. Суммированный сумма- триггер 22, запускает генератор 23 пере-тором 8 сигнал поступает через компара- менной частоты. Последний вырабатывает 30тор 9 на первый вход коммутатора 18. импульсы с периодом тм, причем тм за-На второй и третий входы последнего

дах ключей 19- (к+1) -19- (к+1+m). От

изменения напряжений Ui U,, зависит

и форма выходного сигнала, сглаживающего фильтра 20 низкой частоты (при этом

ная на экране 3 фигура меняет свою формулу достаточно плавно.

На первый вход сумматора 8 каждого

да выборки, определенного синхроимпульса- ми, и должен составлять не менее нес- кольких секунд. При этом синтезирован- канала поступает таким образом оконча- тельно сформированное аналоговое функ- циональное напряжение с выхода сглажи- вающего фильтра 20 низкой частоты ка- нала строчной частоты, на второй вход сУммат°Ра 8 поступает окончательно сфор- мированное аналоговое функциональное на- пряжения иф с выхода сглаживающего фильтра 20 низкой частоты канала кад- ровой частоты. Суммированный сумма- тором 8 сигнал поступает через компара- тор 9 на первый вход коммутатора 18. На второй и третий входы последнего

Похожие патенты SU1540844A1

название год авторы номер документа
Светомузыкальное устройство 1988
  • Галеев Булат Махмудович
  • Букатин Валентин Петрович
SU1569027A1
АНАЛИЗАТОР СПЕКТРА 1992
  • Малыгин В.В.
  • Мозохин В.С.
  • Бухвалов А.В.
RU2054682C1
Телевизионный цветосинтезатор 1977
  • Малинкин Николай Алексеевич
  • Федченков Константин Анатольевич
SU690654A1
Устройство для регистрации информации 1985
  • Стенников Владимир Ефимович
SU1308839A1
Устройство для контроля правильности электрического монтажа 1984
  • Люверович Юрий Михайлович
SU1216782A1
Анализатор экстремумов 1984
  • Решетов Всеволод Павлович
  • Малер Лев Рафаилович
SU1196810A1
Ультразвуковой измеритель скорости потока 1985
  • Исмаилов Тофик Кязым Оглы
  • Измайлов Акрам Мехти Оглы
  • Насибов Натиг Астан Оглы
SU1500836A1
Цветомузыкальная телевизионная приставка 1990
  • Камеш Владимир Иванович
  • Маишев Георгий Геннадьевич
SU1824223A1
Устройство для акустического каротажа скважин 1982
  • Сулейманов Марат Агзамович
  • Служаев Владимир Николаевич
  • Прямов Петр Алексеевич
SU1040447A1
Устройство для измерения параметров аналоговых электронных схем 1983
  • Ершов Сергей Максимович
SU1129572A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 540 844 A1

Реферат патента 1990 года Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке

Изобретение может использоваться в устройствах для создания световых эффектов с музыкальным сопровождением. Цель изобретения - повышение зрелищности светомузыкальной композиции. Это достигается за счет введения регуляторов яркости и цветности, автоматического регулятора уровня, анализаторов звуковых сигналов, коммутаторов за счет введения в каждый из генераторов форм коммутатора генератора форм, аналоговых ключей, а в каждый из генераторов функциональных напряжений аналоговых ключей, сглаживающего фильтра, линии задержки, триггера, генератора переменной частоты, распределителя импульсов и образования новых функциональных связей. Устройство также содержит источник звука, синхрогенератор, электронно-лучевую трубку, модуляторы, блок коммутации изображения, сумматор, компаратор, источник опорного напряжения, генератор шума, блок цветности, блок формирования специальных эффектов, анализатор звуковых сигналов, коммутатор. 1 з.п. ф-лы, 16 ил.

Формула изобретения SU 1 540 844 A1

висит от управляющего напряжения с одного из выходов блока 13 формирования специальных эффектов.

От величины длительности тм импульса

сигнал поступает с выходов аналоговых ключей 19-1 - 19-к. На второй вход каждого из j ключей 19-1 -19-к приходит сигнал с выхода сумматора 8, на первый

зависит длительноть сформированного функ- 35 вход каждого из ключей 19-1- -19-к ционального напряжения, а в конечномпоступает сигнал с выхода компаратора 9.

итоге размер формы на экране. Таким образом изменение тн влияет на масштаб формы. Импульсы с генератора 23

На второй вход каждого из (к-j) ключей 19-1 - 19-к сигнал поступает с генератора 1 1 шума. В результате на каждом переменной частоты поступают на распре-входе коммутатора 18 формируется фигура,

делитель 24 импульсов, на котором проис- форма которой зависит от музыкального ходит поочередное распределение импульсов по m выходным шинам, причем по окончании m-го импульса вырабатывается

импульс, перебрасывающий триггер 22 в

сигнала, а внутреннее заполнение различно. В основе методов формирования заполнения сформированных фигур лежат аналитические выражения связи между пространстисходное положение. В этот момент генера- 45 венными координатами точек и координатами проекций этих точек на картинную плоскость. Координатная плоскость XV (фиг. 16), на которую проецируются координаты -синтезируемого изображения, представляет собой растровое поле телевизионтор 23 переменной частоты перестает вырабатывать импульсы, схема приходит в исходное состояние.

Импульсы с -распределителя 24 импульсов воздействуют на ключи 19-(к+1)- 50 ного экрана, и любая функция, пред- 19-(к+1+m) поочередно, открывая их на ставленная на этом поле, является временной функцией, связанной с периодом следования либо строчных, либо кадровых

синхроимпульсов (ось X соответствует вревремя действия импульса. Напряжения, которые имеются на m аналоговых входах, поочередно поступают на вход сглаживающего фильтра 20 низкой частоты. Применным параметрам строчной частоты, ось этом на входе последнего образуется ступен- У - кадровой, вдоль оси Z откладывается значение напряжения).

В результате сложения эпюр напряжечатое напряжение Us, амплитуда ступенек которого соответствует величине напряжений, действующих на соответствующих вхоний импхльсов образуется пространственная

сигнал поступает с выходов аналоговых ключей 19-1 - 19-к. На второй вход каждого из j ключей 19-1 -19-к приходит сигнал с выхода сумматора 8, на первый

вход каждого из ключей 19-1- -19-к поступает сигнал с выхода компаратора 9.

форма которой зависит от музыкального

сигнала, а внутреннее заполнение различно. В основе методов формирования заполнения сформированных фигур лежат аналитические выражения связи между пространственными координатами точек и координатами проекций этих точек на картинную плоскость. Координатная плоскость XV (фиг. 16), на которую проецируются координаты -синтезируемого изображения, представляет собой растровое поле телевизион ного экрана, и любая функция, пред- ставленная на этом поле, является временной функцией, связанной с периодом следования либо строчных, либо кадровых

синхроимпульсов (ось X соответствует временным параметрам строчной частоты, ось У - кадровой, вдоль оси Z откладывается значение напряжения).

ний импхльсов образуется пространственная

фигура, представляющая собой как бы потенциальный рельеф, создаваемый напряжением вспомогательных импульсов по растру. Математически это выражается следующим образом:

F(x, у, z)Z,+Z2(p(x)+Tp(y). (1) Высвечиваемая на экране фигура образуется.сечением данной эпюры плоскостью FO(X, у, г). Графически это показано на фиг. 14, причем рассмотрен частный случай, когда Fo(x, у, z)Z0 const, т. е. секущая плоскость параллельна плоскости ХОУ. Практически сечение фигуры на экране получается в результате операции сравнения искомых функций F (х, у, z) и FO(x,y,z) Zo, где (x)

(У) мах; (х)махУ(У)мах.

Импульсы, формирующиеся в результате операции сравнения, являются сигнум функцией, пороговые значения которой определяются соответствующими граничными условиями, т. е.

Sgn F(x,y,z) - F0(x,y,z)

Ј)

/l при 10 при (x,y,z)-F0(x,y,z). В общих случаях Fo(x,y,z)const и секущая плоскость пересекает потенциальный рельеф под любым углом. Последовательно изменяя параметры аргументов этой функции (угол наклона секущей плоскости) и начальный уровень сравнения (величину Z) искомых функций можно управлять масштабом и конфигурацией формируемого на экране изображения. Изображение же на телевизионном экране формируется последовательным сканированием во времени электронным лучом, поэтому пространственные координаты х и у необходимо в формулах (I) и (2) связать со временем и, кроме того, изображение на растровом экране должно все время возобновляться с частотой .

В данном случае просто заменяют непериодические аргументы х и у на периодические с периодом икс и Ткадр 20 мс. Значение функции + Z2 связывают с действующим функциональным напряжением U, т. е. z U. Тогда U Ui + (1)+икодР(1). Причем Ucrp () истр(1);

Uka.ip (тз |-Тьадр) ,ip (t) ,

где t - текущее время.

Таким образом, на первом входе коммутатора 18 сформировано изображение плоской фигуры, являющейся сечением пространственной фигуры (фиг. 16, на экране это выглядит плоской фигурой с однотонной расцветкой). На втором входе коммутатора 18 фигура за счет изменения яркости представляется квазиобъемной. На третьем входе коммутатора 18 изображение фигуры, что и на нервом входе, запол

нено (раскрашено) pa 11 шума.

8

с помощью генерато0

5

0

5

0

5

0

5

0

5

Автоматический регулятор 17 уровня может быть реализован на базе транзисторов КПЗОЗ и КТ310Г. Коммутаторы 15-1 15--п в простейшем случае могут быть выполнены как пульт с гнездами, в которые включаются с выходов анализатора 14-1 - 14-п звукового сигнала проводники со штекерами на конце в заданной последовательности. Переключение производится вручную. Ключи 19-(к+1) -19-(к+1 + m выполнены на базе микросхемы К155ЛА8 и транзистора КТ315. Распределитель 24 импульсов выполнен на микросхемах К155ИЕ5 и К155ИДЗ - счетчик считает входные импульсы, которые в двоичном коде поступают на вход дешифратора К155ИДЗ. Сглаживающий фи-льтр 20 низкой частоты выполнен на транзисторах КП103, КТ315, КТ349, его частота среза может электрически перестраиваться под воздействием Uvnp с выхода блока 13. Генератор 23 переменной частоты выполнен на базе микросхем К155ЛАЗ, К155ЛА8, К521СА1 - перестройка длительности импульсов приводит к изменению масштаба изображения. Триггер 22, осуществляющий управление работой генератора 23 переменной частоты, выполнен на микросхеме К155ЛАЗ. Линия 21 задержки осуществляет движение изображения по координате х (строчная) или у (кадровая) и выполнена на базе микросхем К155ТВ2, К155ЛА8, К521СА1. Сумматор 8,, выполненный на микросхеме КП5УВ2 и транзисторах КТ312Б, осуществлен с плавающим порогом, необходимым для бесподстроечной работы сумматора 8 и приведения порога срабатывания компаратора 9 к потенциалу земли, что удобно при его построении. Компаратор 9 выполнен на микросхеме К521СА2. Регулятор 16-1 -16-п яркости и цветности собран на полевом транзисторе КП350 и стабилитроне КС147. Первый и второй аналоговые ключи 19-1 -19-к выполнены на базе микросхемы К155ЛА8 и транзисторах КПЗОЗА. Блок 5 коммутации содержит Зл каскадов 25-1-25-Зп управляемых регуляторов и три усилителя 26-1-26-3 (формирователя). С выхода этих усилителей (формирователей) окончательно сформированный видеосигнал (три составляющие красная R, зеленая G и синяя В) поступает на цветной кинескоп, где и визуализируется.

Получение «цветовых сигналов для уп- р авления кинескопом рассматривают на примере раскраски одной из фигур (форм), например, поступающей с выхода регулятора 16-2. Сигнал «формы поступает одновременно на входы трех управляемых регуляторов 28-1-28-Зп. Управляющие напряжения с выходов блока 12 воздействуют на регуляторы 28-1-28-Зп и те пропорционально управляющему напряжению пропускают видеосигнал формы на усилители 29-1-29-3 (формирователи), разделяя таким образом, напряжение формы на три составляющие, соответствующие цветам - красному R, зеленому G, синему В. В зависимости от изменения соотношения этих составляющих фигура (форма) на экране кинескопа меняет цвет, яркость, насыщенность в широких пределах (из практики цветного телевидения): при , , - красный цвет; при , , - зеленый; при ,

10

зыкального сигнала), причем амплит да каждой дискреты изменяется в зависимости от величины определенных параметров в данный момент времени входного сигнала (музыкального). При использовании прямой последовательности импульсов наблюдаемое на экране изображение формируется непосредственно под управлением музыкального сигнала. Коммутатор 15-1 - 15-m позволяет менять последовательность прохождения дискрет, например, с выхода анализатора 14 - 1 -14-2п на вход ключа 19- (к+П -19- (к+1+m) и т. д., в результате чего одно и то же музыкальное произведение может сопровождаться

Ub 0, UB -1 - голубой; при Un. l, 15 инои сформированной картиной на экране U& 1, - белый и т. д.(по выбору зрителя).

Так как каждая «пушка цветного ки-Введение предлагаемых блоков в электнескопа управляется своим видеосигналом (цветовой составляющей), то здесь не

надо формировать цветоразностные сигналы,

ронныи синтезатор светомузыкальных изоо- ражений на цветной электронно-лучевой трубке 3 выгодно отличает предлагаемое

они формируются в рамках того или иного 20 устройство от известного повышением эре- цветного телевизионного стандарта S ЕКАМлищностн светомузыкальной композиции за

счет соблюдения эффекта светозвука.

PAL и так далее для передачи цветного изображения по линиям связи. Генератор 11 шума выполнен на базе микросхем КР574УД1 и К554САЗ.

На диаграммах (фиг. 14 и 15) пока- уе зано: диаграммы а-в - взаимодействие триггера 22, генератора 23 распредели- Блок 13 формирования специальных эф-теля 24 ПРИ совместной работе, соотфектов (фиг. 12) может содержать, напри-ветственно диаграмма 2 - входное намер, блок управления масштабом, блок пряжение на фильтре 20 (последователь- движения, блок яркости, включающие блокность выборок Ui,..., Lr с выхода клю- яркости - последовательно соединенные 30 чей 19(к-|-1) 19 (к+1 ); диаграмма

д - Цр напряжение на выходе фильтра 20 (сглаженное ступенчатое напряжение U,j); диаграмма е - диапазон перестройки активного фильтра 20, позволяющий сохранить вид функции без искажения - последовательно соединенные по- 35 жений пРи изменении длительности тм лосовой фильтр 30 и анализатор 34 темпа.импульсов, причем частота FcP меняется

Блок 12 цветности содержит Зп идентичных каналов, вход которых соединен с

полосовой фильтр 30, детектор 31 и интегратор 32; блок управления масштабом - последовательно соединенные полосовой фильтр 30, детектор 31, интегратор 32 и дополнительный интегратор 33; блок двивыходом источника 1 звука. В каждом канале последовательно соединены полосовой фильтр 35-1-35-Зп, детектор 36-1 - 36-Зп и интегратор 37-1 - 37-Зп.

Синхрогенератор 2 может быть выполнен по любой известной схеме.

В конкретном исполнении количество кас40

согласованно с частотой генератора 23 переменной частоты Fr 5.1 (соответственно строчному или кадровому каналу, т. е. f или (диаграмма ж - зависимость частоты среза Fe. от с выхода блока 13 (на графике она совмещена с диаграммой з генератора 23 от с выхода блока 13, так как частота среза FM фильтра 20 должна соответствовать часкадов m каждого канала выбрано равным 45 ™те генеРат°Ра 23); диаграммы U триггера шестнадцати (оказалось наиболее оптимальным при реализации). В общем случае в основу работы предлагаемого устройства положена теорема Котельникова, из которой следует, что любая функция (заданная

22 показывают, что триггер 22 срабатывает на отрицательные фронты сигналов, поступающих на его входы с распределителя 24, линии 21 задержки; диаграммы к линии 21 задержки соответствуют диаграмили произвольная) может быть восстанов- 50 мам известных схем линии задержки; лена, если имеется последовательность дис-диаграммы л сумматора 8 показывают с ммирование сигналов УФ и иФ с выходов каналов 7-1-7-2 по координатам х (строчная) и у (кадровая); диаграммы м компаратора 9 - режим 1 (S1 выкл.) соответствуют режиму, когда компаратор 9 выполняет функцию сравнения. В этом случае на экране цветной электронно-лучевой трубки 3 наблюдаются фигуры, выделенкрет, т. е. импульсов малой длительности, амплитуды которых соответствуют разным значениям ординат, требуемой функции.

В предлагаемом устройстве функциональное напряжение формируется следующими непрерывно друг за другом шестнадцатью дискретами (выборками из входного му

зыкального сигнала), причем амплит да каждой дискреты изменяется в зависимости от величины определенных параметров в данный момент времени входного сигнала (музыкального). При использовании прямой последовательности импульсов наблюдаемое на экране изображение формируется непосредственно под управлением музыкального сигнала. Коммутатор 15-1 - 15-m позволяет менять последовательность прохождения дискрет, например, с выхода анализатора 14 - 1 -14-2п на вход ключа 19- (к+П -19- (к+1+m) и т. д., в результате чего одно и то же музыкальное произведение может сопровождаться

инои сформированной картиной на экране (по выбору зрителя).

д - Цр напряжение на выходе фильтра 20 (сглаженное ступенчатое напряжение U,j); диаграмма е - диапазон перестройки активного фильтра 20, позволяющий сохранить вид функции без искажений пРи изменении длительности тм импульсов, причем частота FcP меняется

согласованно с частотой генератора 23 переменной частоты Fr 5.1 (соответственно строчному или кадровому каналу, т. е. f или (диаграмма ж - зависимость частоты среза Fe. от с выхода блока 13 (на графике она совмещена с диаграммой з генератора 23 от с выхода блока 13, так как частота среза FM фильтра 20 должна соответствовать час™те генеРат°Ра 23); диаграммы U триггера

™те генеРат°Ра 23); диаграммы U триггера

22 показывают, что триггер 22 срабатывает на отрицательные фронты сигналов, поступающих на его входы с распределителя 24, линии 21 задержки; диаграммы к линии 21 задержки соответствуют диаграммам известных схем линии задержки; диаграммы л сумматора 8 показывают

мирование сигналов УФ и иФ с выходов каналов 7-1-7-2 по координатам х (строчная) и у (кадровая); диаграммы м компаратора 9 - режим 1 (S1 выкл.) соответствуют режиму, когда компаратор 9 выполняет функцию сравнения. В этом случае на экране цветной электронно-лучевой трубки 3 наблюдаются фигуры, выделен11

ные штриховкой, т. е. плоские пятна неопределенной формы. Если плавающий порог сумматора 8 ниже уровня Z, на экране 3 наблюдаются иные фигуры, в частности,

чены через сумматор к первому входу компаратора, второй вход которого подключен к выходу источника опорного напряжения, генератор шума, блок цветности,

различные сочетания или пересечения ли-блок формирования специальных эффектов,

ний, ширина которых зависит от величины плавающего порога. Если последний выше уровня, то размер пятен меньше. Режим 2 (SI включен) дает более интересный рисунок форм на экране, а именно такая

последовательно соединенные первый анализатор звуковых сигналов и первый коммутатор, отличающийся тем, что, с целью повышения зрелищности светомузыкальной композиции, в него введены п регулятосовместная работа компараторов (каждый 10 ров яркости и цветности, автоматический из которых продолжает выполнять свою регулятор уровня, вход которого соединен непосредственную функцию сравнения) поз- с выходом источника звука, с второго по воляет получить на экране пятна неоп-(2п-1)-й анализаторы звуковых сигналов,

ределенной формы в виде «бублика, т. е.входы которых соединены с выходом авпроисходит выделение контура от преды- тематического регулятора уровня и с вхо- дущей фигуры, толщина которого опре- дом первого анализатора звуковых сигна- деляется шириной импульсов (поз.З), шири- лов, с второго по (2п-1)-й коммута- на которых задается изменением Uus . торы, входы каждого из которых соеди- Получение изображений на экране в виде нены с выходами соответствующего анали- «бубликов разнообразных форм (которые затора звуковых сигналов, причем в каж- зависят от напряжения с выхода фильт- 20 дый из п генераторов форм введен ком- ра 20) позволяет разнообразить компози- мутатор генератора форм, выход которого Цию на экране в целом, а именно, например, окраска экрана 3 одним цветом «бублика - другим или заполнение «шумом и так далее с генератора,11 блока 13, пятно внутри «бублика («дырку от бублика) - цвета экрана. И таким образом сформирована каждая фигура на экране, причем все фигуры постоянно меняют свою форму, двигаются по экрану

является выходом генератора форм, с первого по к-й аналоговые ключи, а в каждый из генераторов функциональных напряжений введен с (к+1)-го по (к+1+т)-й аналоговые ключи, первые входы которых являются входами генератора функциональных напряжений и соединены с соответствующими входами соответствующего генератора форы, при этом первые входы

в зависимости от сигнала с выхода ис- -JQ сглаживающих фильтров каждого генераточника 1 накладываются друг на друга, видоизменяясь.

Заполнение форм «шумом и так как показано на диаграммах н (коммутатор 18 выполнен на базе галетного переключателя ПГМ-ЗПЗН).

Регулятор 16-1 - 16-п яркости и цветности служит для регулировки яркости формы с коммутатора 18, управляющим сигналом с блока 13. Диаграмма 0 является его регулировочной характеристикой, т. е.

тора функциональных напряжений соединены и являются первым управляющим входом генератора форм, линия задержки, первые входы линии задержки первого и второго генераторов функциональных напряже- 25 ний ъ каждом генераторе форм являются соответственно первым и вторым входами синхронизации этого генератора форм, а вторые входы первой и второй линии задержки в каждом генераторе функциональных напряжений являются соответственпоказывает коэффициент передачи регуля- 40 но вторым и третьим управляющими вхо- торов 16-1 -16-п от управляющего напря- дами генератора форм, последовательно сое- жения с блока 13.диненные триггер, генератор переменной частоты, распределитель импульсов, второй вход которого соединен с вторым выходом триг- . гера, первый выход - с вторым входом триггера, а каждый из m выходов каждого распределителя импульсов подключен к второму входу соответствующего из группы с (к + 1)-го по (к+1 + т)-го аналогового ключа, выходы которого подключены но к первому и второму управляющим gQ к второму входу соответствующего сгла- входам цветной электронно-лучевой трубки, живающего фильтра, первый вход каждого а входы модуляторов цветной электронно- из которых подключен к второму входу ге- лучевой трубки соединены с соответствую- нератора переменной частоты, соответствующими выходами блока коммутации изоб- щего генератора функциональных напряже- ражения, п генераторов форм, каждый из ний, причем выход компаратора в каждом которых содержит два генератора функ- 55 генераторе форм соединен с первым вхо- циональных напряжений, входы каждого дом каждого из к аналоговых ключей, из которых являются входами синхрониза- выход каждого из которых подключен к ции генератора форм, а выходы подклю- соответствующему входу коммутатора генеФормула изобретения

1. Электронный синтезатор светомузыкальных изображений на цветной электронно-лучевой трубке, содержащей источник звука, синхрогенератор, первый и второй выходы которого подключены соответствен12

чены через сумматор к первому входу компаратора, второй вход которого подключен к выходу источника опорного напряжения, генератор шума, блок цветности,

последовательно соединенные первый анализатор звуковых сигналов и первый коммутатор, отличающийся тем, что, с целью повышения зрелищности светомузыкальной композиции, в него введены п регулятотематического регулятора уровня и с вхо- дом первого анализатора звуковых сигна- лов, с второго по (2п-1)-й коммута- торы, входы каждого из которых соеди- нены с выходами соответствующего анали- затора звуковых сигналов, причем в каж- дый из п генераторов форм введен ком- мутатор генератора форм, выход которого

является выходом генератора форм, с первого по к-й аналоговые ключи, а в каждый из генераторов функциональных напряжений введен с (к+1)-го по (к+1+т)-й аналоговые ключи, первые входы которых являются входами генератора функциональных напряжений и соединены с соответствующими входами соответствующего генератора форы, при этом первые входы

сглаживающих фильтров каждого генератора функциональных напряжений соединены и являются первым управляющим входом генератора форм, линия задержки, первые входы линии задержки первого и второго генераторов функциональных напряже- ний ъ каждом генераторе форм являются соответственно первым и вторым входами синхронизации этого генератора форм, а вторые входы первой и второй линии задержки в каждом генераторе функциональных напряжений являются соответственно вторым и третьим управляющими вхо- дами генератора форм, последовательно сое- диненные триггер, генератор переменной часVi-1

Кил.

К5Л.15-1

Фиг. 2.

1

Вт 5л 23

СП

L ±

Фиг.з

Л

19-fat)... 19-()

X

16

.J

ZZ

кгь

От U

OmZl

-fr

Фиг. 5

о т го

канала7-1

От ZQ канала 1-г

G

Толщина линии

кбл.9

К 5л. 19-1

. В

К18,19-1г..,19-К

Сплошной фигура

Выделение линии

фигЛ

От 9 форма дискретная

От 8

заполнение 2

-d

с

ь

Q

ЧИ

ч:

г

И

if

Фиг. 9

фиг. Ю

1H-J9-K

Фиг.11

Фиг, И

о. i Q

3

f

гт.у «ч-f N,

X

фцг.16

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1540844A1

Способ смешанной растительной и животной проклейки бумаги 1922
  • Иванов Н.Д.
SU49A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Техника кино и телевидения, 1983, № 2, с
Способ запрессовки не выдержавших гидравлической пробы отливок 1923
  • Лучинский Д.Д.
SU51A1

SU 1 540 844 A1

Авторы

Букатин Валентин Петрович

Галеев Булат Махмудович

Горбунова Евгения Викторовна

Сайфуллин Рустам Фаттахович

Даты

1990-02-07Публикация

1987-04-09Подача